Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Друзья и ровесники




Дружба - антагонист одиночества. Это самая сильная, роман­тическая и чувственная форма социальной привязанности одного человека к другому. Там, где есть дружба, там нет места одиноче­ству. Недаром самым радикальным средством лечения от всех не­дугов одиночества остается дружба.

Древние греки верили, что человек бессмертен до тех пор, пока его помнят друзья. Великий мыслитель античности Платон ос­новные литературные труды «Тимей» и «Законы» посвятил памя­ти друга, умершего молодым. Возможно поэтому произведения написаны в форме диалога - беседы с другом. Живая разговорная форма диалогов была лучшим средством сохранить и увековечить память о своем духовном наставнике. Согласно Платону, услови­ем продвижения к истине, добру и красоте является прежде всего путь дружбы. Друзья исповедуют общие взгляды: для Платона это означало и общие обязательства друзей, и их уважительное отно­шение к духовным истинам.

Великий Аристотель посвятил две большие части своей «Никомаховой этики» обсуждению моральных достоинств друж­бы. Греки рассматривали одиночество как недостаток приятель­ских отношений.

Дружба играет исключительно важную роль в становлении че­ловеческой личности и процессе социализации. В каждой второй из известных высокоразвитых цивилизаций дружба между уча­щимися одного пола составляла неотъемлемую часть процесса воспитания В европейской цивилизации принято, чтобы юноша связал се­бя крепкими пожизненными узами дружбы с другими молодыми людьми. Представители одного пола дружат в детском саду, в на­чальной и старшей школе, на университетской скамье, в зрелом возрасте и в глубокой старости. И каждый раз это разная дружба. Ее эмоциональное и духовное содержание меняется от наивно ро­мантического до зрелого и иронического тонов. Дети считают другом любого, с кем успели только что познакомиться. Когда мать спрашивает, с кем ты играл в песочнице, ребенок, не сомне­ваясь, отвечает: с другом. В школьный период дружба избира­тельна, но очень ранима и быстро расторгаема.

Обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, со­стоящих в браке. В среднем их число составляет 7-8 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в отношении.

В расцвете зрелости деятельность, направленная на достиже­ние поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слиш­ком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые проч­ные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теря­ют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, возобновляются, когда друзья оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).

Старинную дружбу люди начинают ценить только в зрелом возрасте и ближе к старости. По отношению к друзьям детства и юности у стариков, испытывающих во все возрастающей степени одиночество, появляются ностальгия и горькое чувство утраты.

Друзья - важнейшие агенты социализации. Они незаменимы в такой же степени, как родители и близкие родственники. Друзья выступают первыми представителями мира неродственников, с которыми сталкивается ребенок, еще не научившийся иметь дело с формальными агентами социализации. Вхождение в мир взрос­лых и в мир «других», незнакомых ему людей, для всякого ребен­ка представляет процесс сложный, драматический. Облегчить та­кое вхождение и призваны друзья. Они являются одновременно и «другими», и «своими». По родственному они теплы, отзывчивы и заботливы, но «не по-родственному» они строги, критичны. Они не прощают таких поступков, какие могут простить родители или любящие бабушка с дедушкой. Они могут объективнее судить о ваших недостатках и откровенно сказать об этом, что опять же не всегда делают родители. Шаг за шагом друзья выполняют полез­ную функцию проводников в мир взрослых.


 

 

В европейской традиции предполагается, что, отвыкая от дома, юноша должен найти себе друга, в такой же степени стремящегося определить свое лицо, стать личностью, получая удовольствие от взаимного доверия и самоанализа. Стать личностью, не имея крепких и надежных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуждаешь самые ин­тимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы загово­рить с родителями.

Друг помогает сформировать способности проявлять неж­ность, теплоту, идеализировать окружающих людей - черты, со­вершенно необходимые в межличностных отношениях и при по­строении собственной семьи. Благодаря другу в мальчике-подростке пробуждаются возросшие и нереализованные потреб­ности в самоанализе, плодотворным изучением которых он может заниматься только с друзьями одного с ним возраста и пола.

Хороший друг выступает своеобразным зеркалом твоего «Я», которое необходимо иметь для того, чтобы глядеться в него и правильно оценивать самого себя, стадии своего духовного роста, достигнутые успехи и совершенные промахи. Друг даст объектив­ную оценку и поможет преодолеть затруднения. Он поступает так же, как поступил бы ты сам. С верным другом можно пойти что называется в разведку и он не подведет.

Верность - это, пожалуй, главное, что требуется в детстве и юности от друга, что ценится и позже, но уже в меньшей степени, поскольку на первый план выходят иные качества и требования. Верить другу крайне важно для становления личности.

Друг обладает еще одним неоценимым качеством, какого нет в семье. Родня - разновозрастная социальная общность. Отноше­ния, основанные на различиях в возрасте, поле, авторитете и тем­пераменте, далеки от гармонии. Друзьями, как правило, являются ровесники, часто одногодки. Друг никогда не будет ни приди­раться, ни подавлять нашу личность. Люди выбирают себе друга, веря, что в нем, по сути, можно обрести зеркальное отображение собственной личности: человек того же пола и возраста, с такими же трудными родителями, от которых надо вовремя улизнуть, с теми же учителями, которых надо перехитрить или которым надо подражать, с той же навязчивой и оправданной потребностью по­знать соблазнительное таинство пола, выбрать для себя карьеру и постичь философию жизни.

Такая дружба в юности часто избавляла от одиночества и весьма плодотворно способствовала формированию личности молодых людей.

Дружба между людьми одного пола с предполагаемой в ней симметрией и сходным складом ума индивидуальностей предос­тавляет огромную возможность познать самого себя, попробо­вать пофантазировать, поделиться своими сомнениями и мечтами. Каждый из друзей позволяет другому высказывать свои сокро­венные мысли вслух. Группа друзей составляет особый социаль­но-психологический феномен, который получил название группы сверстников.

Известно, что в своей семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Однако взрослея, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности. Эту функцию выполняет груп­па сверстников - общность индивидов одинакового возраста.

Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирова­ния установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине. Это, пожалуй, единственный возраст, когда настоящая дружба не связана с сек­суальными претензиями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот.

Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые свободу и независимость, которые являются чертами взрослой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социальную защи­ту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совершают моло­дые люди. Впервые их судят не родители и взрослые родственни­ки, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только еще вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не род­ственниками, а во-вторых, не старше по возрасту. То и другое - непременные атрибуты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники. В груп­пе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.

Вообще можно говорить о том, что как только к мнению груп­пы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверст­ников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социали­зации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.