КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия социализации детей-сирот в приемных семьях
Аннотация Social and psychological conditions of successful socialization of orphan children in the developing environment of therapeutic community of foster homes are: family form of a living arrangement (professional replacing family); creation of the safe social space giving to the child feeling of safety and psychological comfort; the social and psychological escort of orphan children directed on correction of deviations in personal development and active formation of the personality; participation of school in creation of uniform social and psychological space for the purpose of realization of psychocorrectional process during training
В настоящее время одной из приоритетных задач государственной социальной политики в нашей стране является поиск конструктивных решений в вопросах социального сиротства. Исследования в области психологии сиротства (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостатки институционального воспитания указывают на необходимость реформирования данной системы и стимулируют поиск новых форм жизнеустройства. Изучение особенностей личностного развития детей-сирот приводят к мнению о необходимости создания для них специальной развивающей среды (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). В последние годы в нашей стране альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни SOS и пр. Одной из новых форм жизнеустройства является терапевтическое сообщество приемных семей, которое соединило в себе достоинства приемной семьи с коллективными формами воспитания с целью создания развивающей среды для детей-сирот, направленной на их личностное и социальное развитие. Социальная политика государства в современных условиях направлена на деинституционализацию детей-сирот. Это позволяет на правовой основе решать вопрос о поиске новых форм жизнеустройства, реализующих идею создания развивающей среды для детей-сирот и способствующих их интеграции в широкую социальную среду. Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени сложились предпосылки, позволяющие исследовать процесс социализации детей-сирот в альтернативной форме жизнеустройства: - в зарубежной и отечественной науке сформировались основные подходы к определению сущности процесса социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д.Х. Баллантайн, Д.Б. Томас, А.Р. Маршалл и др.), субъект-субъектный (Ф. Знанецки, Ч. Кули, Д.Г. Мид, У.И. Томас, Т. Шибутани и др.), интегральный (Г.М. Андреева, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, Л.М. Попов, А.Л. Свенцицкий, Р.М. Шамионов и др.); - исследованы особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройствадетей-сирот(А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых); - обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), но недостаточно изучены особенности их социализации в условиях альтернативных форм жизнеустройства. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько эффективно осуществляется в различных формах жизнеустройства – альтернативных институциональному воспитанию – процесс развития личности детей-сирот, какие факторы способствуют или препятствуют их успешной социализации. Анализ социально-психологических исследований позволил нам выявить ряд противоречий между: - необходимостью подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе и недостаточной эффективностью процесса социализации в условиях институционального воспитания; - внедрением альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот и недостаточной изученностью возможностей этих форм в реализации процесса социализации данной категории детей. В связи с этим анализ инновационной развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, изучение социально-психологических условий, способствующих успешной социализации, и их влияния на личностное развитие детей-сирот представляется нам актуальной проблемой. Цель исследования: выявить социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей и изучить особенности их личностного развития в данных условиях. Социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются: семейная форма жизнеустройства (профессиональная замещающая семья); создание безопасного социально-бытового пространства, дающего ребенку чувство защищенности и психологического комфорта; социально-психологическое сопровождение детей-сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личности; участие школы в создании единого социально-психологического пространства с целью реализации психокоррекционного процесса в ходе обучения. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системного и субъектно-деятельностного подходов, разрабатываемых в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.А. Барабанщикова, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева и др.; культурно-исторического подхода Л.С. Выготского; концептуальные положения российских (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, О.А. Тихомандрицкая) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон) исследователей об активном характере процесса социализации, о личностной зрелости как основном критерии социализации личности (Р.М. Шамионов), о психологических факторах социализации (А.В. Мудрик, С.И. Розум), о роли развивающей среды в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.К. Лукина); а также исследования проблемы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, М.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.). Одним из критериев оценки успешности социализации выступает личностная зрелость. Исходя из этого, основной задачей социализации детей-сирот является коррекция отклонений в личностном развитии и целенаправленное формирование активной, здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо создание специальной развивающей среды для детей-сирот. Разработанная авторская модель развивающей среды включает следующие основные компоненты: 1) ребенок как субъект взаимодействия и часть развивающей среды; 2) социально-психологическое пространство приемной семьи: профессиональные приемные родители, способные вести психокоррекционную работу с ребенком; 3) социально-бытовое пространство: благоприятные бытовые условия, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностей; безопасное социальное окружение (доброжелательные взрослые, разновозрастный детский коллектив); 4) образовательное пространство: школа, в которой процесс обучения сопровождается психотерапевтической работой с детьми, внешкольные образовательные программы (творческие мастерские, образовательные поездки). Интегральным компонентом данной модели выступают принципы, формы и методы психотерапевтической работы, направленной на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности детей-сирот. Эффективность развивающей среды обусловлена созданием целостного социально-психологического пространства посредством взаимодействия всех ее компонентов. Социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются: 1) воспитание ребенка в приемной семье профессиональными приемными родителями, способными осуществлять психокоррекционную работу с ним; 2) создание для каждого ребенка особых социально-бытовых условий, в которых он испытывает психологический комфорт и чувство защищенности; 3) участие школы в создании единого социально-психологическогопространства с целью реализации психотерапевтического процесса в ходе обучения; 4) социально-психологическое сопровождение детей-сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личности. В задачи социально-психологического сопровождения детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей входит диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии, формирование активной жизненной позиции, адекватного самоотношения, способности к саморазвитию и выстраиванию адекватных взаимоотношений с социумом. Для реализации поставленных задач используются приемы арт-терапии, игровой терапии, библиотерапии, групповые и индивидуальные методы психотерапевтической работы. Особенностью программы социально-психологического сопровождения является ее индивидуализация и непрерывность психокоррекционного воздействия. Итак, в процессе социализации под воздействием социально-психологических условий развивающей среды происходит динамичное становление основных компонентов личностной зрелости: развитие терпимости, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, успешная самореализация, повышение уровня ответственности, развитие позитивного мировосприятия, способности к саморефлексии и саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА 1. Кузьмина Е.П. Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия психология. Педагогика. – 2009. – Т. 2. – С. 37-41. Князева Наталья Юрьевна, к.псх.н., доцент кафедры менеджмента АТИ ДГТУ (г. Азов)
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |