Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование субъектного опыта старшего школьника 2 страница




Групповая работа состоит из последовательных взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.

Этап 1. Предварительная подготовка, включающая следующие шаги:

- процедуру отбора участников группы;

- прояснение индивидуальных целей участников группы;

- подготовку «проекта» групповой работы.

Этап 2. Проведение групповых занятий.

Этап 3. Завершение работы:

- проведение заключительной встречи группы;

- проведение заключительного анкетирования с итоговой оценкой результатов;

- процедура отбора участников.

Процедура отбора можно организовать несколькими способами: индивидуальное собеседование, рассказ о предстоящих занятиях на собрании потенциальных кандидатов, беседа с каждым из них в отдельности. Проведение индивидуальных собеседований – это, по нашему мнению, наиболее оптимальный способ. Во время собеседования у подростка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психотерапевта – понять, насколько он подходит для групповой работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоров’я, 1983.

2. Грачева В.Н. Телесно-ориентированный тренинг. – М.: Речь, 2011.

3. Горячева Наталья. Экология души // Школьный психолог. – 2003. – № 23.

4. Кунигель Татьяна // Школьный психолог. – 2004. – № 25.

5. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми. – СПб., 2008.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников. – М., 2007.

Пономарева Виктория Витальевна,

к.псх.н., доцент кафедры ССПиП АГПА (г. Армавир)

Кондаков Аркадий,

студент 5 курса ФИЯ АГПА (г. Армавир)

Психологические условия взаимодействия учителя

с учащимися в общеобразовательном процессе школы

 

Аннотация

Among numerous problems of social psychology in the last years much attention was paid to psychology of interpersonal knowledge as to the independent scientific direction. Among its topical issues the special place is taken by studying of professional features of knowledge by people of each other who is carried out during joint activity.

 

Среди многочисленных проблем социальной психологии в последние года большое внимание уделялось психологии межличностного познания как самостоятельному научному направлению. Среди её актуальных вопросов особое место занимает изучение профессиональных особенностей познания людьми друг друга, осуществляемого в ходе совместной деятельности.

Рассматривая включённость субъектов в совместную деятельность, обратимся к такому её виду, в котором профессиональное общение, осуществляемое между учителем и учеником, приобретает особую значимость для развивающейся личности. Педагогическая деятельность внутренне связана с непосредственным взаимодействием педагога и учащихся, где реализуются учебные, воспитательные и психологические задачи.

Взаимодействие с точки зрения психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Ключевым моментом в педагогическом процессе выступает взаимодействие субъекта педагогического воздействия с объектом, который может быть не только индивид, но и учебная группа, класс. Связь совместной деятельности, взаимодействия и взаимных отношений, которая характерна для предметного общения, выражается специфическим образом также в коммуникативном общении. Именно в процессе образовательной деятельности и в рамках взаимных отношений происходит раскрытие разных педагогических феноменов и явлений.

Очевидно, именно этим объясняется то, что интерес к различным аспектам проблемы педагогической коммуникации не ослабевает и находит выражение в работах таких известных психологов как А.В. Петровский, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.

В работе А.А. Бодалева, посвящённой изучению восприятия человека человеком, дано общее представление об особенностях восприятия людьми друг друга, исследованы общие особенности восприятия в рамках отношений «субъект-субъект», а не «субъект-объект» как это было прежде в общей психологии. Это позволило выяснить возрастно-половые, индивидуальные, профессиональные, социально-психологические (статус, роли), специфические феномены, механизмы, закономерности.

Очень важно, что при разработке проблем социальной перцепции, автор показал значение природного и социального, врождённого и приобретённого. Это непростая задача, так как возраст, пол, индивидуальные своеобразия человека формируются в реальных отношениях с другими людьми, в условиях определённых общественных норм поведения и ценностей, характерных для тех или иных возрастных, половых, профессиональных групп.

Развивая полученные ранее выводы, в своих дальнейших исследованиях А.А. Бодалев уделяет внимание профессиональным особенностям восприятия и понимания, а также влиянию рода деятельности и положения человека в системе общественных отношений на понимание им других людей. Этим подчёркивается большой удельный вес практического компонента в структуре межличностного взаимодействия. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга рассматривается в качестве обязательного элемента любой совместной деятельности. А.А. Бодалев делает анализ факторов, влияющих на этот вопрос – внешних (объективных) и внутренних (субъективных). Им определяются физические условия восприятия (расстояние наблюдения, фон наблюдения объекта и т.д.) и субъективные в виде установок, отношений, стереотипов, профессиональных особенностей. Эти исследования последовательно раскрыли особенности восприятия и понимания в зависимости от возрастно-половых, индивидуальных особенностей людей.

В.Н. Мясищев, как один из ведущих специалистов по проблемам общения, формулирует задачи, принципы и пути дальнейшего изучения феноменологии, закономерностей и механизмов общения, прогнозирует последствия, которые будут иметь место при реализации этой программы. Автор вы­сказал идею о том, что общение является таким процессом непосредственного или опосредованного техническими устройствами общения людей, в котором можно чётко выделить три взаимосвязанных компонента – психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом. При этом В.Н. Мясищев подчеркивает, что ставя перед собой задачу освещения феноменологии, закономерностей и механизмов общения, психологическая наука должна изучить связи между этими компонентами.

В монографии Мудрика А.В. «Общение как фактор воспитания школьников» большое внимание уделено вопросам педагогического воздействия на общение учащихся. На основе опытной работы, содержание и методы которой отражены в книге, автор выделяет три основных направления этого воздействия: целенаправленное создание условий для общения школьников в коллективе, корректировка общения и подготовка их к общению.

Понимание педагогической деятельности как творчества стало важнейшим компонентом современных исследований психологии педагогического труда. В.А. Кан-Калик в своих исследованиях делает акцент на личности учителя, на субъективном начале педагога. Впервые подчёркивалась значимость личностного и личности, обращалось внимание на то, что в образовательном процессе показывает, что определяющим в нём является диалектическое единство субъективного и объективного. Многовариантное педагогическое воздействие при одной и той же психолого-педагогической ситуации есть следствие субъективных особенностей творческого педагога. На это указывает В.А. Кан-Калик, который раскрыл содержательный /коммуникативный/ и инструментальный признаки педагогической деятельности. По его мнению, результатом взаимодействия учителя и учащихся, является эмоциональный уровень подлинно творческого педагогического процесса, творческое самочувствие.

Суть взаимопознания раскрывается в исследовании В.Н. Панферова, в котором делается основной вывод о том, что в процессе взаимопознания людей психологические качества человека раскрываются на основе отражения причинно-следственных отношений человека с окружающим его миром вещей и людей. Наблюдаемые причинно-следственные взаимосвязи осознаются как субъективные характеристики, которые человек обнаруживает своими действиями и поступками.

В процессе взаимопонимания людей на основе механизмов пространственно-временных связей определяется возможное социально-психологическое содержание эталонных признаков внешности, которое хранится как опыт общения людей. Структурой этих эталонов выступает синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Идея создания эталонов внешнего облика со стереотипами интерпретации психологических качеств личности в процессе познания людьми друг друга является плодотворной.

Попытка систематизировать основные феномены межличностного взаимодействия была принята Н.Н. Обозовым. Он распределил феномены и позиции трёхкомпонентной структуры: когнитивной, аффективной, поведенческой. Среди них выделил: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение, взаимные действия (содействие), бездействие, противодействие, межличностную эмпатию (сопереживание, сочувствие, соучастие), совместимость и срабатываемость. По его мнению, межличностное взаимодействие – родовое по отношению к совместимости и срабатываемости, межличностному пониманию и отношению, межличностному общению и взаимовлиянию, взаимному действию и межличностной эмпатии, межличностному контакту.

Особе место среди психологических проблем, связанных с рассмотрением взаимодействия субъектов образовательного процесса, занимает рассмотрение взаимодействия авторитета личности учителя и авторитета роли учителя. Проведёнными исследованиями были установлены стадии становления авторитета учителя в образовательном процессе школы, а также определено, что авторитет педагога в глазах учащихся имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

Для современного образовательного процесса важное значение приобретает рассмотрение феноменологии и типологии профессионального взаимодействия педагога. Впервые сделана попытка систематизировать изучение психологических условий профессионального взаимодействия педагога с учётом не только его личности и структуры педагогической деятельности, но и его основного фактора – психологического профиля личности учащегося. Как показывает научный анализ, предложенная система позволяет не только предвидеть приемлемость и совместимость учителя и ученика в процессе их взаимодействия, но и даёт возможность выбрать адекватные приёмы и способы формирования развивающейся личности.

Таким образом, анализ изучения разными авторами психологических условий профессионального взаимодействия учителя в образовательном процессе показывает, что имеется общее представление о структуре педагогического взаимодействия, определены внутренние и внешние факторы, определяющие её успешность, рассмотрены составные части его структуры, выделена феноменология и типология, наиболее хорошо изучены общение, психология межличностных отношений, а также вопросы психологии межличностного познания.

Вместе с тем назрело время конструирования моделей педагогического процесса, основанных на знаниях возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, а также личностных и профессиональных возможностей педагога, без которых невозможно построить адекватные стратегии педагогического взаимодействия, обеспечивающие развитие личности учащихся. Поэтому, по моему мнению, должна быть сформулирована система взаимосвязанных принципов построения и организации педагогического взаимодействия, обеспечивающего их совместное личностное развитие. Должны быть также изучены ненаправленные и непроизвольные воздействия личности учителя, проявляющиеся в отражённой субъектности, персонализации, фасилитации педагогической деятельности. Логика анализа психологических условий профессионального взаимодействия учителя в общеобразовательном процессе школы приводит к необходимости вовлечения в исследовательский поиск большого количества детерминант, не изучаемых в настоящее время. К их числу, прежде всего, относятся социокультурная заданность норм и моделей педагогического взаимодействия, их типология, влияние жизненного пути и жизнедеятельности педагога на выбор механизмов и стратегий педагогического взаимодействия, зависимость личностных параметров педагога и учащегося от возрастных, половых, индивидуально-психологических характеристик, проявляемых в ходе педагогического процесса. Изучение указанных проблем в настоящее время приобретает особую актуальность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как творческий процесс. Вопросы психологии межличностного познания. Сб. научных трудов. – Краснодар: изд-во Кубан. гос. ун-та, 1985. – С. 58-72.

2. Котова И.Б., Мареев В.И., Рогов Е.И. Феноменология и типология профессионального взаимодействия педагога. – Ростов н/Д: РГПИ, 1990. – С. 19.

3. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 99-104.

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика. – 1984. – С. 112.

5. Обозов Н.Н. Феномены закономерности межличностного взаимодействия. Вопросы психологии межличностного познания. Сб. научных трудов. – Краснодар: изд-во Кубан. гос. ун-та, 1985. – С. 131-140.

 

Попова Анна Анатольевна,

к.псх.н., доцент кафедры ССПиП АГПА (г. Армавир)

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

 

Аннотация

The article presents the problems associated with the formation of modern communicative values in the development of the student as a future teacher, in particular, with the formation of its individual style of communication, communication skills and ability for communication.

 

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к любым специалистам, не является исключением и современный период развития. В настоящее время подготовка специалиста для любой сферы производства должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятного условия для развития его личности. Компетентность специалиста приобретает всё большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением всё новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет к специалисту общество [1].

Неслучайным можно назвать возросший интерес в науке к проблемам подготовки специалиста в области образования в условиях гуманистической парадигмы.

Подготовка специалистов в области образования в высших учебных заведениях претерпевает в последнее время существенные изменения в сторону поиска критериев оценки профессионального становления личности психолога, его конкурентоспособности на рынке труда. Получив высшее образование, выпускник вуза далеко не всегда оказывается состоятельным выполнять те задачи, которые ставит перед ним среднее и среднее специальное образование. Все это не может не сказаться на состоянии профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений, где изложенные проблемы имеют аналогичную проекцию отражения действительности.

В последнее десятилетие в теории педагогики, психологии высшей школы значительный акцент был сделан на разработку основ личностноразвивающего обучения (поиск методов, способов, технологий, позволяющих организовывать такое обучение), преимущественное внимание было обращено на роль предметной деятельности, вследствие чего эта проблема оказалась наиболее полно и обстоятельно изученной. Вместе с тем в значительной степени недооценивалась роль общения в организации учебно-познавательной деятельности студентов, которая является деятельностью социальной и коллективной.

Одной из главных проблем становления будущего специалиста является поиск возможности полностью реализовать, выразить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми. Без развития индивидуального стиля общения эта проблема приобретает в сознании молодых людей характер экзистенциальный.

Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль допускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздействия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления испытываемых трудностей. Особое влияние на стиль общения человека накладывает профессиональная деятельность, требующая интенсивного и разностороннего общения. Поэтому можно говорить о своеобразно организованном и профессионально-типичном стиле общения педагога.

Индивидуальный стиль общения имеет огромное значение для профессионального и личностного развития как преподавателя, так и студента. Несформированность индивидуального стиля общения подавляет творческий саморазвивающийся потенциал личности, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряжённые аффективные состояния педагога, сопровождаемые в некоторых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями, возможны различные девиации воспитательных стратегий, а именно: обращение к авторитарному или попустительскому стилю взаимодействия; использование общения-устрашения, общения-заигрывания, общения-дистанции между учителем и учеником.

В психолого-педагогической литературе (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалёв, С.В. Конд­ратьева, А.А. Леонтьев и др.) сложилось представление о стиле общения как о гармоничном сочетании вербального и невербального поведения равноправных партнёров, понимающих, принимающих, признающих, уважающих друг друга. По мнению ученых, индивидуальный стиль общения является базовым в профессионально-педагогической деятельности, вне его невозможно осуществление воспитания, обучения, так как даже отличное владение познавательными, конструктивными и другими умениями не гарантируют успеха без установления целесообразных отношений с учащимися. Поэтому в настоящее время все большее число исследователей привлекает проблема формирования индивидуального стиля общения будущих специалистов, несформированность которого (т.е. стиля) разрушает среду профессиональной деятельности, создает барьеры, препятствующие межличностному взаимодействию.

По нашему мнению, межличностные отношения преподавателей и студентов будут развертываться наиболее успешно и являться условием актуализации и саморазвития профессионально-направленного индивидуального стиля общения [3], если:

– процесс взаимодействия будет построен на диалоге, что позволит преобразовать доминирующую функцию преподавателя по отношению к студенту в равнозначную;

– будет организована просветительская и практическая деятельность, развивающая гуманистическую направленность, повышающая компетентность преподавателей и студентов по проблеме;

– в процессе взаимодействия педагогов и студентов будет обогащаться «набор» способов, стимулирующих установление доверительных отношений (использование разнообразных приёмов юмора и др.);

– в педагогическом процессе будут использованы игровые формы работы, ведущие к снятию стереотипов поведения преподавателей и студентов.

Мы считаем, что критериями успешности влияния индивидуального стиля общения преподавателей на становление будущих специалистов выступают: взаимонаправленность взаимодействия преподавателя и студента, проявляющаяся в создании единого семантического пространства, в гибком, дифференцированном общении; взаимоактивность, предполагающая спонтанное, свободное общение преподавателя и студента, возникающее по собственному побуждению; взаимозначимость, демонстрирующая авторитет личности преподавателя и студента, признание их прав на принятие личностно значимых решений при сохранении автономии собеседника; взаимоудовлетворенность, выражающаяся в дружеском расположении преподавателя и студента и в способности проявлять по отношению друг к другу уважение и любовь. По мере гуманизации условий осуществления педагогических взаимоотношении изменяются показатели и характер межличностных отношений (от негативного и формально-ролевого до личностного). Это способствует усилению положительного влияния на стимуляцию формирования индивидуального стиля общения будущих специалистов [3].

Кроме того, условиями становления будущих специалистов при сформированном индивидуальном стиле общения преподавателя можно считать: диалог, образующий единое семантическое педагогическое пространство и разворачивающий творческий процесс взаимораскрытия и взаиморазвития партнеров; юмор, позволяющий спонтанно преодолевать ролевые и дистанционные характеристики педагогического взаимодействия; игра, совершенствующая умения студентов сознательно, творчески моделировать отношения с другими людьми и способствующая самовыражению и самоопределению субъектов общения» и т.п.

Принципы педагогического обеспечения влияния межличностных отношений на формирование индивидуального стиля общения будущих специалистов определяют гуманистический характер педагогического взаимодействия и общения и предполагают взаимопонимание, взаимоактивность, взаимо-удовлетворенность, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимооткрытость, взаимоуважение, взаимозначимость, взаимозаинтересованность друг в друге личностно-равноправных собеседников.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что значимым фактором становления и развития индивидуального стиля общения будущих специалистов являются гуманистические межличностные отношения, которые стимулируют преподавателей и студентов в спонтанном, естественном, творческом общении; во-вторых, стимулируют их умения сознательно, творчески моделировать отношения с другими людьми и способствующая самовыражению и самоопределению субъектов общения; «освобождающее» влияние преподавателя, ориентированного на студента, предрасположенного к сотрудничеству, сотворчеству с ним, способного на совместные переживания межличностных событий. Совокупность педагогических условий обеспечивает становление межличностных отношений и эффективность их влияния на формирование индивидуального стиля общения студентов.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Как известно, необходимость общения обусловливается необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми [2].

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов [3].

Вступая в контакт с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками – единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами – народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другим!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология и др. В связи с этим выдвигается задача систематизации и накопления достоверных знаний по вопросам общения, прогнозирования потребностей людей в новых его видах при сохранении и закреплении традиционных позитивных форм социальной коммуникации. Современных исследователей все более интересуют механизмы практической реализации потребности людей в общении в различных условиях их жизнедеятельности.

Ускорение научно-технического прогресса, перестройка хозяйственного механизма, демократизация всех сторон общественной жизни, затрагивающая развитие культуры, моральных, нравственных норм нашего бытия, – на этом фоне трудно переоценить роль человеческого общения, его значение для всех без исключения форм материальной и духовной жизни общества. Одним из необходимых условий развития личности в общении является его неразрывная связь с нормами морали, подлинными гуманистическими ценностями.

Проблемы общения практически всегда представляли не только познавательный интерес; обращение к ним являлось насущной потребностью для жизнедеятельности людей во все периоды развития общества. Естественно, что в эпоху современной научно-технической революции внимание к вопросам человеческого общения неуклонно возрастает. Так, в связи с появлением технократических крайностей, когда чрезмерно преувеличивается роль технических достижений в обществе, вновь встает вопрос о значении таких качеств человека, как добросовестность, честность, порядочность, и таких общечеловеческих и психологических черт личности, как сопереживание, сочувствие, взаимоуважение, взаимопонимание, отсутствие безапелляционной уверенности в правоте тех или иных своих поступков и, наконец, доброта и человечность [3].

Можно с полной уверенностью сказать, что такие ценности, как человеческая доброта, чуткость, отзывчивость, не только не утратили своего гуманистического смысла, но и обрели новую, более благодатную почву в различного типа коллективах, в обществе в целом. Конечно же, и такие чисто человеческие переживания, как сомнения, сохраняются у людей деловых, собранных и энергичных. И это не умаляет их личностных достоинств.

Не будет преувеличением сказать, что следование нормам и принципам культурного общения является одним из важных факторов, влияющих не только на коммуникативность, но и на саму жизнедеятельность людей. Взаимоотношения между людьми тем богаче, разнообразнее, тем тоньше и содержательнее, чем в большей степени люди обладают способностями и навыками культуры общения. Среди этих навыков и соблюдение правил этикета, позволяющее человеку чувствовать себя уверенно и свободно, испытывать интерес и удовлетворенность процессом общения.

Социально-психологические последствия нововведений, стремительное развитие средств массовой коммуникации, введение новых форм учета готовой продукции и оплаты труда, оказание государственной помощи молодой семье и т.д. – все эти факторы, влияющие на развитие новых форм общения, требуют постоянного, пристального внимания [4].

Наряду с важнейшей задачей ускорения социально-экономического развития общество ставит актуальные проблемы социально-нравственного развития людей, совершенствования форм общения в коллективах различного типа. Речь идет о возрастании роли человеческого фактора в производстве, стимулирующем творческое общение, повышение культуры взаимодействия и взаимопонимания между людьми.

Поворот в сторону диалога – одна из характерных примет нашего времени. Преимущества его перед любыми другими формами решения проблем сегодня осознаются в самых различных сферах социальной и общественной жизни. Идет ли речь о международных отношениях или о воспитании детей – в этих весьма далеких друг от друга сферах человеческого взаимодействия все более популярными становятся идеи сотрудничества, все более привычным – поиск разнообразных форм расширения диалога.

Однако одного понимания неправомерности и невозможности действий «с позиции силы», необходимости демократизации всех сторон жизни общества недостаточно. Мы не всегда оказываемся подготовлены к реалистичному и спокойному диалогу, будь то межнациональные или трудовые конфликты, контакты с «неформалами» или оппонентами в лице наших же коллег. И это заставляет нас вновь обращаться к «вечным» проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Проводившиеся психологами исследования в трудовых коллективах неоднократно подтверждали вывод о том, что доминировавший в структуре деятельности и в сознании руководителей «технократический» подход к решению социальных проблем неизбежно оборачивался издержками в общении и взаимодействии членов коллективов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.