Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль науки в образовании




Материалы научно-исследовательской и проектной деятельности

И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОЛОДЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИЛ

ЧАСТЬ II

учащихся и студентов)

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник – стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

Федор Михайлович Достоевский

Авшарян Анна,

студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

Аннотация

At the heart of educational process the scientific picture of the world forming scientific, reliable knowledge of a universe, about the most different areas and reality spheres lies. Education is a that starting point with which begin a meeting of each person with science, preparation for life, outlook formation.

 

Наука является неотъемлемой, составной частью культуры, она взаимодействует со всеми формами духовной деятельности. Более того, динамический характер современной техногенной цивилизации во многом обусловлен динамическим характером науки и научного познания. Особенно важна роль науки в образовании. Можно отметить несколько моментов, раскрывающих ее значение в этой сфере.

В основе образовательного процесса лежит научная картина мира, формирующая научное, достоверное знание о мироздании, о самых разных областях и сферах действительности. Образование – это тот исходный момент, с которого начинаются встреча каждого человека с наукой, подготовка к жизни, формирование мировоззрения.

Научные подходы и методы пронизывают все содержание учебного процесса. Образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения разнообразных наук – педагогики, психологии, физиологии, дидактики и т.д. Сегодняшнее образование и обучение переживают большие перемены: стремительно внедряются в учебный процесс новые информационные технологии обучения, что, в свою очередь, требует переосмысления целей и задач образования. Современное общество нуждается в специалистах, не просто обладающих определенной суммой знаний, но и способных находить выход из нестандартных ситуаций, умеющих адаптироваться к быстроменяющимся условиям среды и потока информации.

Одной из важнейших задач современного образования является внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение, что требует компьютеризации школ, учебных заведений, создания и развития единой информационной среды, разработки обучающих программ, методик обучения, виртуальных компьютерных практикумов и т.д.

Науке многое предстоит сделать для создания таких моделей образовательного процесса, в которых возможным было бы сбалансированное соотношение естественнонаучных и гуманитарных компонентов современного знания. Сам процесс обучения должен быть максимально приближен к конкретным жизненным ситуациям, а потому большое значение имеет внедрение в обучение таких методов, как мозговой штурм, деловые игры, тренинги, анализ нетипичных ситуаций и т.д. Необходимо помнить, что в процессе образования создается тот человеческий интеллектуальный потенциал, который «войдет» в современную техногенную цивилизацию, отличающуюся, как уже указывалось, динамизмом.

Система образования, включающая в себя науку, пополняет саму науку интеллектуальными кадрами наиболее одаренных, талантливых, неординарных личностей из числа обучающихся, способствуя тем самым подъему общества на новый интеллектуальный уровень.

Усиливающаяся роль науки требует осмысления вопроса о том, каковы ее функции. Это важно, поскольку они меняются, как меняется весь ее облик и характер взаимосвязей с обществом. Традиционно принято выделять три группы функций науки: культурно-мировоззренческую, функцию производительной силы общества и социальной силы, поскольку ее методы и научное знание в целом оказывают заметное влияние на решение разнообразных проблем, возникающих в современном обществе.

Культурно-мировоззренческая функция науки утверждалась в жесткой полемике с религией и теологией. Вплоть до XVII века монополией на формирование представлений о мироздании, месте человека в нем, о ценностях и смысле жизни обладала теология. Научные же знания во внимание не принимались и функционировали наравне и вместе с обыденными, частными.

Открытие Николая Коперника послужило тем толчком, благодаря которому наука вышла на мировоззренческую проблематику, поскольку его система опровергла Аристотелево-Птолемеевскую картину мира, на которую опиралась и теология; более того, гелиоцентрическая система Коперника противоречила обыденным представлениям об устройстве мироздания.

Последующие открытия в науке, сопровождающиеся острыми идейными конфликтами, трагическими ситуациями в судьбе ученых, все в большей степени укрепляли позиции науки в важнейших вопросах о строении мира, материи, возникновении жизни и происхождении самого человека. Немало времени прошло, прежде чем наука вошла в образование, а занятия наукой стали престижными в глазах общественности.

Прошло также немало времени, прежде чем достижения науки стали применяться в производстве. Этому способствовало возникновение, наряду с теоретическими, ряда прикладных, технических наук, таких как сопротивление материалов, технология металлов, электроника, теория механизмов и машин. Прикладная наука непосредственно была поставлена на службу производству, но только в XX веке о науке заговорили как о непосредственной производительной силе общества. Развернувшаяся научно-техническая революция привела к кардинальным изменениям в сфере труда: замене ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов, применению компьютеров, информационной техники во многих отраслях хозяйствования. С целью сближения науки с производством создаются конструкторские бюро, объединения ученых, занимающихся научными исследованиями в области производства. Беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса демонстрируют результаты ее во всех сферах жизни, во всех отраслях трудовой деятельности человека. С другой стороны, и сама наука с расширением сферы ее применения получает мощный импульс для своего развития.

Это приводит к тому, что влияние науки выходит за рамки производственной сферы, она все активнее оказывает влияние на социальную сферу. Сегодня ни одно из социально-экономических преобразований не осуществляется без разработки масштабных планов и программ, в которых не принимали бы участие ученые. Как правило, такие планы имеют комплексный характер, а потому предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Сегодня обсуждаются вопросы небезобидных для природы и жизни человека последствий научно-технического прогресса, породивших экологические проблемы. Именно на долю ученых выпала задача выяснения причин экологической опасности, и только наука способна найти пути выхода из глобальных проблем современности – в этом отношении она выступает как социальная сила общества.

Превращение науки в социальную силу порождает комплекс проблем внутри науки: как управлять самой наукой в условиях научно-технического прогресса, какие методы научной познавательной деятельности применимы к другим формам познания и культуры (паранауке, обыденному познанию, искусству) с целью научного управления культурными процессами, какое влияние оказывают на науку социальные реалии и многое другое, о чем пойдет речь дальше.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: монография. – СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена, 2011.

2. Киринюк А.А., Кирсанов К.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. – М., 2012.

 

Баутина Анастасия,

студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА В РОССИИ

 

Аннотация

Education is subdivided into the general, professional, additional education and the vocational education providing possibility of realization of the right for education during all life. The general education and professional education are realized on education levels.

 

В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности. Более 1 миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов на начало нового тысячелетия было занято в современной системе образования. Социальная роль образования очень высока. От направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, стало рассматриваться как ведущий фактор экономического и социального прогресса. Следует это из того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является, конечно, человек, который способен к поиску и освоению новых знаний, а ток же принятию нестандартных решений.

В последние годы стала очевидна ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Сегодня очень важно и необходимо учитывать следующее обстоятельство – будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности в большей степени определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.

Следовательно, в преодолении кризиса цивилизации и в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Образование – это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Система образования – это модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а так же органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Подлинный переворот в технике и новые технологии изменили характер и содержание многих видов труда. Следовательно, сегодня от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла потребность в образованных и компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и других.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: монография. – СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена, 2011.

2. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 2013. – № 5.

3. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. – СПб.: РГПУ, 2011.

4. Киринюк А.А., Кирсанов К.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. – М., 2012.

 

Гаврушева Александра,

студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.А. Твелова

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ: ПОЧЕМУ НАШЕ ЗРЕНИЕ НАС ОБМАНЫВАЕТ?

Аннотация

It is said to believe it is necessary to see what, if seen impossible to believe? "Optical Illusion" – is an entertaining collection of visual tricks that will surprise and captivate you. Optical illusions centuries fascinated people, some illusions have become a familiar motif postcards. Efforts of scientists, artists and designers, who gave free rein to his imagination, the range of known illusions grown considerably.

 

Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты?

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

Слово иллюзия происходит от лат. illusere – обманывать.

Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения.

Причины, вызывающие иллюзии восприятия, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (например, одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий восприятия имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, например, и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части, и, наоборот, если какая-либо из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

Иллюзии восприятия можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия. В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2. Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д.Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.п.

1) Зрительные иллюзии и их виды:

Зрительные иллюзии – искажение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Обусловлены, прежде всего, действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов.

Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:

· иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения, в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

· длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;

· иллюзия контраста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;

· распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения;

· иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цольнера);

· иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов;

· кажущееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.

2) Оптико-геометрические иллюзии – зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико-геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико-геометрических иллюзий имеют параллели в осязании. Согласно наиболее распространенному объяснению, оптико-геометрические иллюзии представляют собой результат работы зрительных механизмов, обеспечивающих при наблюдении обычных трехмерных сцен константность восприятия размеров и формы объектов (теория Р. Грегори).

3) Иллюзии восприятия движения. Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно. Это явление называется двигательным параллаксом.

Существуют динамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для плоских изображений. На рис. 1 мы видим кружки разных размеров. Но если большие кружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, то наблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большие кружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.

 

 

Рис. 1

 

4) Иллюзии переработки информации

Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Посмотрим на рис. 2. Символ в центре – буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет "В" – к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 – к такому решению подтолкнули цифры.

Подобные иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире.

 

 

 

Рис. 2

 

Итак, иллюзии – неотъемлемая черта любого восприятия, которое только и занимается тем, что сопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью. Соответственно, потеря жизненного опыта соответствия реальности (физиологические нарушения или установление ложных, не соответствующих действительности, связей) приводит к иллюзиям и афазиям. Именно, иллюзии, расходящиеся с реальностью, порождают многие творческие процессы, когда человек или поражен их значимостью, или они для него становятся настолько желанны, что своей деятельностью человек пытается изменить реальность так, чтобы достичь соответствия этим мечтам. Но в отличие от позитивного творческого процесса, направленного вовне, а не только на себя, многие не находя достаточно сил, предпочитают изменять свой внутренний мир, находя для этого вполне посильные средства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Толанский С.П. Оптические иллюзии. – М., 1967.

3. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.

Герцовская Наталья, Животова Яна,

студентки 4 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.П. Шкрябко

 

ЭРИХ ФРОММ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ

Аннотация

What is love? What is its meaning? On these issues thought many philosophers, teachers and psychologists. And each of them saw their sense in love, its essence.

In more detail the theme of love is revealed in the theory of love German sociologist, philosopher, social psychologist, psychoanalyst, a representative of the Frankfurt school and one of the founders of neofreudianism Erich Fromm. The greatest influence on the disclosure of the phenomenon of love had his book "the Art of love".

«Любовь – это когда смотришь ему в глаза и понимаешь, что для счастья больше ничего не надо… когда держишь его за руку, понимаешь, что все преграды нипочем, вместе мы – сила». «Любить маму, папу, сестер… любить книгу, дом, Родину, природу и весь мир». Эти и многие другие подобные высказывания характеризуют такое трепетное, высокое и нежное чувство как любовь. Мы можем видеть проявления любви в семье, в школе, в кругу друзей, в кино, в театре, на улице и т.п. Как говорят: «Сколько людей, столько и мнений». Поэтому каждый пытается привнести что-то своё в это понятие.

Но все же, что такое любовь? В чём её смысл? Над этими вопросами думали многие философы, педагоги и психологи. И каждый из них видел свой смысл в любви, её сущность.

О понятии «любовь» стали задумываться ещё в глубокой древности: «любовь рассматривалась как некий абсолют, объединяющая сила мироздания или как путь человека приблизиться, слиться с этим абсолютом» [4]. Здесь появляются теории духовной любви – Сократа, Платона и Аристотеля. Большим достоянием античности считается классическая типология видов любви, которая по сей день сохранила свою актуальность. Так выделяют такие виды любви как:

- филия – (philio – греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором;

- сторге – (storge – греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности;

- агапе – (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве;

- эрос – (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. 3. Любовь-страсть [4].

В эпоху Возрождения интерес к любви расцвел, и большее значение придавали всему земному и человеческому. Значительный вклад внесли такие философы, как Р. Декарт (трактат «Страсть души»), И.В. Гёте («Страдания юного Вертера»), Ф. Ницше, И. Кант и многие другие. Конечно, их взгляды разнятся друг с другом, всё же общее есть: «любовь понимается как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту» [4]. Т.е. такие качества как самоотверженность, самоотдача и духовная близость характеризуют любовь.

Любовь – понятие обширное и не однозначное. В педагогике данному феномену отводиться особое место, поскольку рассматривают его во взаимосвязи «учитель-ученик». Такие знаменитые педагогики как Ш.А. Амонашвили, О.А. Казанский, А.С. Макаренко и другие внесли значительный вклад в раскрытие понятия «любовь». Выводы, к которым они пришли, заключаются в следующем:

- любовь – составляющая отношений «учитель-ученик»;

- воспитание в любви и воспитание любви – необходимые факторы развития ребёнка;

- любовь способствует становлению и развитию ребёнка как личности.

Таким образом, любовь – это важное и необходимое чувство, являющееся неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.

Интенсивно проблемами любви как психологической категорией ученые стали заниматься в 1-й четверти 20 века. И здесь существуют различные точки зрения на данный феномен. Так, З. Фрейд выделил инстинкт любви и назвал его Эрос. Он считал, что «любовь, прежде всего любовь сексуальная, является базисом человеческой культуры. Понятие любви, в трактовке Фрейда, – это обобщение всего того, что происходит от энергии первичных позывов (либидо), т.е. это – половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь» [4].

Над проблемой любви также работали и Э. Берн, и Э. Эриксон, и В. Франкл, и А. Маслоу и другие. Но вот более подробно хотелось бы остановиться и рассмотреть теорию любви немецкого социолога, философа, социального психолога, психоаналитика, представителя Франкфуртской школы и одного из основателей неофрейдизма Эриха Фромма (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне – 18 марта 1980, Локарно) [3]. Наибольшее влияние на раскрытие феномена любви оказала его книга «Искусство любви».

В книге «Искусство любви»Э. Фромм рассуждает о теме любви и ее составляющих. Он приводит цитату: «Любовь – это не столько взаимоотношение с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви» [1]. Он считает, что любящий человек любит и весь мир. С этим нельзя не согласиться. Любовь не эгоистична, мы не можем любить человека и при этом ненавидеть весь мир. Любовь всеобъемлюща, она распространяется на всех окружающих.

Э. Фромм говорит о том, что невозможно также любить только других, человек должен сначала полюбить себя, принять таким, каков он есть и тогда он сможет отдать часть любви другому человеку.

Любовь – искусство отдавать, а не брать. Когда человек действительно любит, он готов отдать другому частичку себя, своей жизни и для этого он должен, по крайней мере, полюбить эту жизнь и себя, чтобы поделиться ими со своим возлюбленным. Как говорилось ранее, любовь – отношение человека ко всему миру, а не только к одному объекту любви. Э. Фромм в зависимости от таких объектов, выделяет типы любви:

1. Братская любовь – любовь между равными, она представлена в единстве людей.

2. Материнская любовь – любовь матери к своему ребенку, ее забота. Ответственность за него.

Братская и материнская любовь имеют нечто схожее, они могут быть направлены не только на одного конкретного человека, их может быть несколько.

3. Эротическая любовь – форма любви, ограничивающаяся одним человеком, который является объектом любви для другого. Она заключается в полном слиянии с одним человеком. И именно поэтому данный тип любви противоположен первым двум.

4. Любовь к себе – человек любит окружающих людей также как и себя. Полюбив других меньше, чем себя мы не можем в полной мере удовлетвориться только любовью к окружающим.

5. Любовь к Богу – единство человека с высшим существом. Такая любовь находит отражение в различных религиозных верованиях.

Таким образом, тема любви является главной в содержании концепции Э. Фромма, считавшего, что в новом обществе должен быть человек, способный любить, уметь делиться ею с людьми, быть внимательным к обществу, ощущать сочувствие окружения, верить в себя и собственные силы, быть единым со всем живым на Земле. Вместо того чтобы разрушать природу, нужно помогать ей. И поэтому без нового человека невозможно и новое общество.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: Полифакт, 1990.

2. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. – («Gaudeamus»).

3. Эрих Фромм: высказывания о любви [Электронный ресурс]. URL: http://heatpsy.narod.ru/
archives/129.html.

4. Понятие любовь и её типы [Электронный ресурс]. URL: http://biofile.ru/psy/11592.html.

5. Эрих Фромм и его философия любви [Электронный ресурс]. URL: http://www.0zd.ru/filosofiya/
erix_fromm_i_ego_filosofiya_lyubvi.html.

Дрбоян Анна, Ковалева Юлия,

студентки 4 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.П. Шкрябко

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АВИЦЕННЫ

Аннотация

The development of psychological ideas of the East or otherwise of the Arab world converges with the rise of Eastern culture on the VIII-XII century. His philosophical views Avicenna, respectively, were associated with Aristotle and Galen. There are also important in the development of the Eastern psychological thoughts from the perspective of Avicenna is that he was a doctor.

«Восток – дело тонкое». Это хорошо знакомое выражение достаточно глубоко отражает суть восточной психологии с учетом того, что основная часть психологического знания опирается на связь телесного и чувственного.

Развитие психологических идей востока или иначе арабского мира сходится с расцветом восточной культуры на VІІІ-ХІІ века. Одним из ярких и сильнейших представителей данного периода был врач, естествоиспытатель, сторонник познания мира и его сущности в целом опытным путем Ибн Сина, также именуемый Авиценной. Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист – родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря [1].

Так как основоположниками философской и психологической мысли являлись такие известные мыслители и философы как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит и др., то естественно и идейная основа исходила из их учений. Свои философские представления Авиценна соответственно связывал с Аристотелем и Галеном, пытаясь познать природу психологического исходя из их принципов и учений. Аристотелевскими исходными положениями для Ибн Сины были представления о душе и материи. Душа трактовалась как форма тела, без нее тело разрушалось теряясь. Также исходя из этого, по его мнению, душа проявлялась в трех сферах, а именно в растительной, животнообразной и разумной [4]. Не мало важным в развитии восточной психологической мысли с позиции Авиценны является то, что он был врачом. Исходя из этого, все его философско-психологические взгляды соотносились с физиологией и достижениями медицинский и всех других наук, где присутствовала опытная основополагающая. Все процессы и состояния он соотносил с внутренними органами и частями телесного подобно Галену. Физиологические механизмы описывались также по схеме Галуна. Он считал, что «анатомо-физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души».

Главным в учении Авиценны является его положение о психофизиологии, которая имела два отличительные особенности. Первая состояла в том, что все жизненные акты и их прохождение зависели от телесных изменений во всех системах организма. Вторая особенность включала в себя, что Ибн Сина пытался рассмотреть как растительные качества, свойственные телу, так и животнообразные, представляющие собой аффекты, ощущения, восприятия, движения, побуждения и т.п. Также относительно психофизиологии, Авиценна внимательно отнесся к чувствительности и эмоциям, которые имеют большое влияние на человека, его выбор и действия. Он выделил пять основные видом ощущения – это обоняние, осязание, слух, зрение и вкус [3]. Причем каждое характеризовалось чувственным тоном, длительностью и интенсивностью. Авиценна делал акцент на том, что те или иные действия, а также выбор человека зависит не только ощущений или восприятия действительности и самого себя, но и от эмоционального подкрепления чувственных образов. Относительно характеристик ощущения, интенсивность проявлялась во влиянии различного вида чувствительности друг на друга. Длительность раскрывалась во временных показателях течения и влияния ощущений и их последствий.

Чувственная и эмоциональная сторона для Ибн Сины занимала важное место в исследованиях. Поэтому он придавал большое значение связи разума и чувств, которые в бурном взаимодействии создавали аффекты. Им Авиценна выделял особую место в своем идейном звене, считая их силами, оживляющими душевную жизнь человека и определяющими его реальные действия и поступки. Авиценна считал возможным через воздействия на аффективную сферу управлять поступками и действиями человека [3].

Говоря о важности психофизиологического учения Авиценны, можно смело утверждать, что оно не только отразило все успехи в развитии естествознания, но и оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологических идей в целом.

Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая, которые соответствуют видам темперамента. Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая биография – Ибс Сина (Авиценна) (980-1037) [Электронный ресурс]. URL: http://www.wisdoms.ru/avt/b93.html.

2. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996. – С. 93.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985. – С. 145.

4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

 

Зацарина Юлианна, Хоминич Анна,

студентки 4 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.П. Шкрябко

РАБОТА СОВЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

We would like to disclose the main changes in psychological science after the beginning of the Great Patriotic War and pay attention to the scientific facts and features that were characteristic of the war years. The Great Patriotic War became not only the strongest impact on the creative and scientific life of the Soviet Union, but, on the contrary, gave a powerful impulse for the further successful development of scientific developments and ideas. After war most psychologists continued their activities in educational institutions or tried to develop new, vital at this time step professionals. Due to the our teachers-psychologists, managed to give people strength and hope, to give support they needed, it appeared impetus to the development of the pedagogical science.

 

Великая Отечественная война вошла в историю как одно и самых кровопролитных и психологически тяжелых событий 20 века. Бесценной в эти года стала работа отечественных практикующих психологов, силы которых целиком и полностью были направлены на любую, хотя бы самую минимальную помощь людям, которые оказались лицом к лицу со смертью, несметной жестокостью в тяжелейших психологических условиях.

В нашей статье мы хотели бы раскрыть основные перемены, произошедшие в психологической науке после начала Великой Отечественной войны и уделить внимание тем научным фактам и особенностям, которые являлись их характеристикой в военные годы.

Те изменения, которые повлекло за собой военное время, коснулись практически всех теоретических и практических основ науки: стали происходить коренные изменения в практической работе психологов, темах их научных работ. Претерпели изменения стандарты и требования к разработкам учёных, профессиональную подготовку кадров и т.д.

Великая Отечественная война стала не только сильнейшим ударом по творческой и научной жизни Советского Союза, но и, наоборот, стала сильнейшим катализатором для дальнейшего успешного развития научных разработок и мыслей. Витающая в воздухе атмосфера народных переживай за судьбу Родины, всеобщая ненависть к немецко-фашистским захватчикам, стали непосредственным толчком для развития научных идей на благо своего Отечества. Это повлекло за собой небывалое развитие научной и творческой мысли, технических новшеств и создание новых культурных ценностей в нашей стране.

На первый план в военное время вышли такие психологические задачи как:

• поиск путей и способов реализации существующих научных разработок и планов в условиях военных действий;

• четкое описание негативных психологических воздействий, сложившихся на фоне войны и способы их ликвидации;

• реализация непосредственных психологических консультаций по обширному кругу вопросов на основе психологии.

В первые месяцы развития боевых действий на территории Советского союза потребовался срочное перенесение в безопасные районы научно-исследовательских центров, а также учебных заведений. Именно это стало одним из приоритетных направлений в области психологии – эвакуировать и спасти все те научные наработки, которые уже были созданы на сегодняшний момент.

Другим важным направлением работы являлось вовлечь в научную деятельность отдельных учёных, которые смогли бы в безопасных районах продолжить развивать свои труды.

Также активная работа была направлена на создание новых подразделений и структур, занимающихся психологическими проблемами. В первую очень работа была направлена на отдельные категории советских граждан, получивших нарушения психики, вследствие участия в боях.

Деятельность советских психологов во времена Великой Отечественной войны была очень разноплановой и разносторонней:

· развитие психологических мыслей на тему обороны;

· работа с бойцами в госпиталях;

· обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

· профилактическая психологическая работа;

· непосредственное участие в боевых действиях.

И следует отметить, что подавляющая часть задач, которые стояли перед обществом на тот момент, просто не могли быть решены без участия в них профессиональных психологов.

Сюда в первую очередь относится профессиональная консультативная работа, диагностика нарушений, создание коррекционных программ по работе с нарушениями психического развития, Центральной нервной системы. Так же специфические виды работы, возникшие вследствие военных действий и их последствий. Были по-прежнему актуальны работы по выявлению душевно больных людей, работы относительно нормы и патологии.

Война не терпит никаких социальных различий, перед её лицом все равны. На каждого гражданина возложена только одна миссия – привести свой народ к победе. По этой причине далеко не все специалисты в области психологии имели возможность вести свою профессиональную деятельность.

П.И. Зинченко, занимающийся проблемами психологии памяти, в мае 1942 г. в письме к А.Н. Леонтьеву писал:

«... Вот уже 7 месяцев, как я оторвался совершенно от прежнего круга дорогих для меня людей. Один только раз о психологах и психологии напомнило мне сообщение в печати о награждении С.Л. Рубинштейна Сталинской премией... Сейчас я в действующей армии, заместитель командира саперной роты. Занимаюсь фортификацией и удивляюсь сам, что пока и это дело получается у меня неплохо» (Письма психологов..., 1995).

После войны большинство психологов продолжили свою деятельность в учебных и воспитательных учреждениях или попробовали освоить новые, жизненно важные на данный временной этап профессии.

Так, примером может послужить, Г.Л. Соболев, следивший за деятельностью учёных в блокадном Ленинграде, описывая события первой блокадной зимы 1941/42 гг., подчеркивал, что «работники Педа­гогического института им. Герцена, среди которых нужно в первую очередь назвать проф. В.И. Вернадского, С.Л. Рубинштейна и др., делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала».

И несмотря ни на что, жизнь продолжалась и стремительно развивалась как психология, так и точные науки. Народ верил в светлое будущее, что помогало развивать психологическое знание как самостоятельную дисциплину. Многим ученым давалось слово, внести что-то новое, поддерживать или опровергать зарубежных коллег. Обществу было крайне тяжело в Великую Отечественную войну и послевоенное время, и им как никогда была необходима психологическая поддержка. Благодаря нашим советским психологам, удалось вернуть людям силу и надежду, дать опору, в которой они нуждались, что дало мощный толчок к развитию психологической науки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Психолого-педагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях // Советская педагогика. – 1946. – № 8-9. – С. 112-115.

2. Барабанщиков А.В., Платонов К.К., Феденко Н.Ф. К истории советской военной психологии // Вопросы психологии. – 1967. – № 6.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

4. Каничева Р.А., Яpмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психол. жуpн. – 1985. – № 6. – С. 3-7.

5. Каращан В.А. Военная психология: Указатель отечественной и переводной литературы. – М., 1973.

6. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Деятельность психологов в годы Великой Отечественной войны // Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – № 3. – С. 16-24.

7. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой Отечественной войны // Психол. журнал. – 1995. – Т. 16. – № 3. – С. 3-12.

8. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная библиография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 181 с.

Коломийчук Дарья,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.