КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434) Астрономия-(809) Биология-(7483) Биотехнологии-(1457) Военное дело-(14632) Высокие технологии-(1363) География-(913) Геология-(1438) Государство-(451) Демография-(1065) Дом-(47672) Журналистика и СМИ-(912) Изобретательство-(14524) Иностранные языки-(4268) Информатика-(17799) Искусство-(1338) История-(13644) Компьютеры-(11121) Косметика-(55) Кулинария-(373) Культура-(8427) Лингвистика-(374) Литература-(1642) Маркетинг-(23702) Математика-(16968) Машиностроение-(1700) Медицина-(12668) Менеджмент-(24684) Механика-(15423) Науковедение-(506) Образование-(11852) Охрана труда-(3308) Педагогика-(5571) Полиграфия-(1312) Политика-(7869) Право-(5454) Приборостроение-(1369) Программирование-(2801) Производство-(97182) Промышленность-(8706) Психология-(18388) Религия-(3217) Связь-(10668) Сельское хозяйство-(299) Социология-(6455) Спорт-(42831) Строительство-(4793) Торговля-(5050) Транспорт-(2929) Туризм-(1568) Физика-(3942) Философия-(17015) Финансы-(26596) Химия-(22929) Экология-(12095) Экономика-(9961) Электроника-(8441) Электротехника-(4623) Энергетика-(12629) Юриспруденция-(1492) Ядерная техника-(1748)
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки
Предмет изучения
Системность знаний
Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая
Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила общества
Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом
Данные науки используются для разработки социально-экономических программ
Классификация наук:
Точные науки
Технические науки
Естественные науки
Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях
Это науки о технике и механизмах
Это науки о природе
Это науки об обществе
Математика, информатика
Техника, металловеденье, физика
Химия, биология, география, экология, генетика
История, политология, эстетика, этика, экономика, социология
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки
Прикладные науки
Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
Возникновение и становление науки
Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э.
Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия)
Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э.
Античность (Древняя Греция)
Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв.
Европа
Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв.
Европа, США, Япония
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
Дифференциация
Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на все новые и новые ветви и направления
Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д.
Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.
Наука и общество:
Наука создаёт картину мира (НКМ)
Представления человека о природе
Представление человека об обществе
Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу - техносферу
Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок
Формирует человека через образование, основанное на науки
Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.
НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Этапы развития
50-е годы XX в.
Начало НТР, появление самого термина
60 – 70-е годы – 1 этап
Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой
С конца 70-х годов – 2 этап
Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление)
Достижения НТР:
Применение роботов (автоматически управляемых машин)
Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии
Использование лазеров в технике
Освоение космоса
Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.
Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 376 ; Нарушение авторских прав? ; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет