КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в чрезвычайных ситуациях
Введение. Елемесов Т.Б. Елемесов Т.Б.,Основы безопасности жизнедеятельности.. Учеб. пос. Караганда: Изд.КарГУ, 2005.130 с. Караганда ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. Елемесов
В учебно-методическом пособие изложена программа изучения и овладения вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в различных экстремальных ситуациях, в том числе оказание первой до врачебной помощи, с использованием компьютерной технологии, для работы на ПК; с документами и текстами; представленными в табличной форме.
Рецензенты:
Основной целью преподавания данной дисциплины является – вооружение будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайной ситуации по защите населения и производственного персонала, объектов народного хозяйства от возможных последствий аварий, катастроф, стихийного бедствий и применения современных средств поражения. Задачи курса – научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения. Студент должен знать: порядок проведения спасательных работ, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, знание и распознавание, личную профилактику основных признаков болезней в т.ч. заболеваний, передающихся половым путем, оказание первой, своевременной доврачебной помощи. Студент должен уметь: принимать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения от возможных аварий, катастроф, различных болезней. Тема 1: Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Цели и задачи курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в чрезвычайных ситуациях. 2. Первая доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях, организация комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан №969 от 30 сентября 1993 г. «О мерах по созданию системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» и совместного приказа Министра образования Республики Казахстан и начальника штаба гражданской обороны РК № 46/27 от 10 февраля 1994 г. курс "Безопасность жизнедеятельности" является обязательным предметом для студентов дневных отделений высших учебных заведений. Он включается в учебные планы в качестве специальной дисциплины. Цель курса "Безопасность жизнедеятельности" вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций, по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а так же в ходе ликвидации этих последствий. - оказания первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и поражениях отравляющими веществами и при радиационных поражениях. Задачи изучения дисциплины: - научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способом защиты, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения; - ознакомить студентов с системой обучения населения по гражданкой обороне; - обучить студентов распознавать признаки травматических повреждений, особоопасных инфекций, острых заболеваний и отравлений и оказание неотложной доврачебной помощи; - уметь предвидеть и распознать экстремальную ситуацию и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и обществе; - ознакомить студентов с мероприятиями по профилактике поражений и заболеваний населения при возможных катастрофах. Курс содержит 2 раздела: I раздел: «Обеспечение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» II раздел: «Травмы, острые заболевания и отравления, связанные чрезвычайными и экстремальными ситуациями». На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, которая может протекать в различных климатических условиях, на суше и на море, в воздухе и под водой. Выполнять свои задачи человеку приходится в непрерывно меняющейся обстановке, в разное время суток, при отсутствии регулярных чередований сна, отдыха, работы. Большое влияние на организм человека оказывает используемые современные техники, что сопряжение с воздействием опасных и вредных физических, химических и др. факторов. Деятельность - это способ существования н развития общества и человека всесторонний вопрос преобразования им окружающей природной н социальной реальности (включая его самого в соответствии с его потребностями и задачами). "Безопасность жизнедеятельности" - это учебная дисциплина, представляющая собой область научных знаний, схватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) антропогенного происхождения. Она решает три группы взаимосвязанных задач: распознавание опасностей, защита от опасностей и ликвидации отрицательных последствий проявления опасностей. Главная задача курса - формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагательных знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать само и взаимопомощь, а также ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности. Этот курс как и все остальные другие учебные дисциплины, включенные в сложный социально-педагогический процесс, участвует и осуществлении следующих функций: образовательной (вооружение учащихся системой знаний, навыков и умений), воспитательной (формирование (развивающий) учащихся научного мировозрения, активной социальной позиции (,развивающий) формирование учащихся творческого мышления при решении возникающих задач) и психологической подготовки (формирование психологической готовности успешной деятельности и современной техносоциальной среды). Безопасность жизнедеятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древнейших времен до наших дней, человек всегда стремился обеспечить свою безопасность в различных сферах деятельности. Развитие науки и техники, возникновение новых профессий, высокие технические достижения предъявляют повышенные требования к подготовке специалистов во всех сферах общественного производства. Новые профессии требует от человека не только высокого уровня профессионального мастерства и физической подготовленности, но и собранности, находчивости, быстрой реакции на внезапно меняющуюся ситуацию, и многих других качеств. Курс «Безопасность жизнедеятельности» в силу специфики своего содержания и индивидуальной значимости имеет реальные возможности формирования собственными средствами системы социальных знаний и навыков ряди физических и психологических качеств личности, необходимых для успеха в сложных видах деятельности. Нацеленность предмета на личность повышает интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его освоению. Достижения научно-технического прогресса привели к созданию на земле потенциально-опасных для людей систем и производств. В ходе своей деятельности человек может подвергаться воздействию самых различных факторов окружающей среды: физических, химических, биологических, психогенных и т.д. Под окружающей средой принято понимать целостную систему природных и антропогенных (созданных человеком) объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей, т.е. все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека. По отношению к здоровью человека факторы внешней среды или их сочетания могут наносить вред вплоть до смертельного исхода. По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека такие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. Опасными факторами принято называть такие, которые в определенные условиях ведут к травматическим повреждениям или другим внезапным и резким нарушениям здоровья. К таким, например, как острые отравления, развивающиеся в течении нескольких часов или даже минут. Травмирование организма человека может произойти как результат непосредственных контактов, внешних воздействий (механического, электрического, химического и т.д.), так и дистамцнонных светового, теплового и др. Повреждения могут возникнуть сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиактивного облучения). Материальными носителями опасных и вредных факторов является объекты, формирующие деятельность человека и входящие в нее: предметы, орудия и продук-ты деятельности, технологические процессы: природно-климатическая среда: флора, фауна, люди. Между опасными и средними факторами нет принципиальной разницы, т.к. в зависимости от уровня и продолжительности воздействий вредные факторы могут стать опасными. Определяющими признаками опасных и вредных факторов являются: возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека: затруднение нормального функционирования органов человека: превышение пределов эксплуатационной надежности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций. Последнее может привести к возникновению аварии с высвобождением, новых опасных и вредных факторов, веществ или энергии в количествах или дозах, представляющих непосредственную угрозу жизни населения. Наличие хотя бы одного из указанные признаков является достаточным условием для отнесения их к классу факторов, которые в определенных условиях могут представлять опасность для здоровья человека. Таким образом, опасность как явления, представляет собой воздействия на человека неблагоприятных или даже несовместимых с жизнью факторов. Любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность заканчивается скрытым неявным характере проявлении при определенный нередко трудных предсказуемых условиях. (Скрытая потенциальная) опасность реализуется в форме заболеваний травмы, которые происходят в различных сферах человеческой деятельности: бытовой, спортивной, дорожно-транспортной, производственной и т.д. Опасные и вредные факторы обычно имеют внешние определенные пространственные области их проявления, которые называются опасными зонами. Одним из условий возникновения повреждения организма является нахождения человека в опасной зоне. Но, если в этой зоне будет соблюдена предусмотренная соответствующая организация деятельности и сам человек будет действовать в соответствии с установленными правилами, а технические системы будут работать исправно, то в таких случаях несчастный случай, как правило, не должен возникнуть. Следовательно, вторым необходимым возникновением несчастного случая являются нарушения. неправильные действия личного, организационного или технического порядка, проявляющуюся возможность возникновения несчастных случаев называют опасной ситуацией. В Республике Казахстан с целью управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защиты населения в экстремальных условиях созданы специальные комиссии. Они организованы при Кабинете Министров РК и при областных и городских администрациях. Цель этих комиссий: создать, финансировать, обеспечить функционирование республиканской, областной, городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях: б) осуществлять координацию и контроль за работой объединений, концернов, ассоциаций, предприятий и других организационно-производственных структур (объектов народного хозяйства) по профилактике, предотвращению, снижению тяжести и ликвидации последствий ч.с. природного и технического характера. Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются председателем, который по функциям, уровню решения задач, взаимодействию с органами управления и ответственности приравнивается к заместителю главы администрации области или города. Комиссия по ЧС является постоянно действующими органами и руководствуются в своей деятельности Конституцией и Законами Республики Казахстан, указами, постановлениями и распоряжениями президента Республики Казахстан Комиссия по ЧС взаимодействует с органами военного командирования и объектами народного хозяйства. Основными задачами комиссии по ЧС являются: - формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению безопасности населения, защиты окружающей среды и народного хозяйства от возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий. - координации разработки и реализации республиканской программы по предупреждению и действиям при ЧС, направленной на предотвращение аварий и катастроф в народном хозяйстве, экологических кризисов, уменьшения последствий стихийных бедствий, повышение надежности работы потенциально опасных производств, обеспечение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы к возможным неблагоприятным воздействиям; - организация и руководство работами по ликвидации последствий крупномасштабных ЧС; - координация подготовки и организация контроля исполнения законодательных актов, решений Президента Республики Казахстан и кабинета министров республики, других нормативных документов по вопросам промышленной и экологической безопасности, определение прав, обязанностей и ответственности местных органов управления при действиях в условиях ЧС; - методическое руководство разработкой планов проведения в готовность органов управления всех уровней и их подготовка к действиям в условиях ЧС, созданием группировки сил и средств ведения СиДНР в ЧС; - проведение единой технической политики и координация выполнения научно-технической программы по созданию новых образцов оборудования, механизмов и материалов для осуществления поисково-спасательных и аварийно-природной среды и потенциально-опасных объектов, обеспечение защиты и жизнедеятельности населения в экстремальных условиях; - организация научения и использования государственного и зарубежного опыта в области профилактики и ликвидации последствий крупных аварий н катастроф, экологических и стихийных бедствий, а также осуществление сотрудничества с республиканскими, зарубежными и международными организациями.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |