КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Очная форма обучения
Заочная форма обучения (полный срок, на базе среднего специального образования)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема № 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Цель: создать представление об изучаемой дисциплине и ее понятийном аппарате. Задачи: 1. Изучить теоретические основы курса. 2. Развивать мышление. Содержание темы. Предмет, задачи и содержание курса БЖД. Основные понятия и определения. Классификация и стадии чрезвычайных ситуаций. Понятие о предмете БЖД. Основные определения в соответствии с ГОСТ Р 22 (чрезвычайная ситуация, риск возникновения ЧС, источник ЧС, безопасность в ЧС, потенциально опасный объект, предупреждение ЧС, предотвращение ЧС). Причины возникновения ЧС. Классификации ЧС по скорости распространения, по масштабу, классификация опасных природных явлений и процессов. Стадии ЧС. Факторы выживания. Психология несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Основные группы факторов выживания. Качества и психологические особенности человека, влияющие на сохранение его безопасности в ЧС. Природные, личностные и профессиональные качества. Состояния и несчастные случаи. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение предмету «Безопасность жизнедеятельности». 2. Определите цель и задачи курса. 3. Что называется чрезвычайной ситуацией? 4. Что такое безопасность в чрезвычайной ситуации? 5. Что такое опасность в чрезвычайной ситуации? 6. Какие факторы являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций? 7. Перечислите принципы классификации чрезвычайных ситуации? 8. Назовите стадии развития чрезвычайных ситуации? 9. Какой объект экономики называют потенциально опасным? 10. Перечислите основные группы факторов выживания. 11. Каким образом влияют природные, личностные и профессиональные качества человека на сохранение его безопасности в чрезвычайной ситуации?
Тема № 2. Человек и среда обитания. Цель: изучить основные факторы негативного воздействия на человека и среду его обитания. Задачи: 1. Научить определять величину вероятности поражения при воздействии различных негативных факторов. 2. Научить мерам профилактики инфекционных заболеваний. 3. Научить отличать симптомы инфекционных заболеваний. 4. Научить неотложным мерам в случае обнаружения симптомов инфекционных заболеваний. 5. Способствовать укреплению социального иммунитета. Содержание темы. Негативные факторы воздействия источников чрезвычайных ситуаций на человека и среду обитания. Инфекционные заболевания людей и животных. Термическое воздействие на человека и строительные конструкции. Барическое воздействие на человека, здания и сооружения. Токсическое воздействие на человека и окружающую среду. Радиационное воздействие. Механическое воздействие. Зоонозные инфекционные заболевания: клещевой энцефалит, чума, туляремия, желтушный лептоспироз. Профилактика, симптомы, первая помощь. Инфекционные заболевания органов пищеварения: ботулизм, брюшной тиф, дизентерия, сальмонелиоз. Профилактика, симптомы, первая помощь. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите факторы негативного воздействия источников ЧС на человека и среду его обитания. 2. Назовите известные вам методы определения поражающего действия негативных факторов на человека. 3. Перечислите степени термического поражения человека. 4. От чего зависит степень барического воздействия? 5. Перечислите типы воздействия ОХВ на человека. 6. Охарактеризуйте известные вам дозы радиационного воздействия. 7. Перечислите основные меры профилактики зоонозных инф. заболеваний и инф. заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Природные чрезвычайные ситуации. Цель: определить причины, последствия и правила поведения при возникновении различных ЧС природного происхождения. Задачи: 1. Научить предвидеть ЧС природного происхождения, избегать их и действовать в случае неизбежности столкновения и на стадии затухания. 2. Способствовать формированию научного мировоззрения. Содержание темы. Землетрясения. Цунами. Наводнения. Опасные природные явления и процессы на территории России. Сейсмоопасные зоны на территории нашей страны. Причины землетрясений. Типы и признаки землетрясений. Магнитуда и интенсивность землетрясений. Научный прогноз. Безопасность при угрозе, во время и после землетрясений. Последствия и меры для снижения потерь. Причины возникновения цунами. Соотношение между магнитудами землетрясений и цунами. Классификация наводнений. Паводок, весеннее половодье, зажоры и заторы. Ураганы и смерчи. Сели, оползни, снежные лавины. Ураганы и бури (классификация). Смерч: причины возникновения и процесс образования; характеристика. Меры по обеспечению безопасности при угрозе возникновения урагана, бури или смерча. Природные пожары. Действия учителя при стихийных бедствиях. Лесные пожары: низовой и верховой пожар. Оценка состояния пожарной опасности погодных условий. Классы пожарной опасности погоды. Основные группы лесов России по загораемости. Торфяные пожары, периоды развития. Степные пожары. Последовательность действий учителя при возникновении ЧС природного происхождения. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите шкалы оценки силы землетрясений. 2. Как вести себя во время землетрясений? 3. Что такое цунами? Перечислите причины его возникновения. 4. Назовите причины образования селей. 5. Каковы причины образования и последствия ураганов и смерчей? 6. Перечислите разновидности наводнений. Каковы причины их возникновения, последствия и правила поведения. 7. Перечислите разновидности лесных и торфяных пожаров. 8. Какова последовательность действий учителя при возникновении ЧС природного происхождения.
Тема № 4. Автономное существование человека в природе. Цель: формировать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Задачи: 1. Научить алгоритму действий в условиях автономного существования. 2. Способствовать развитию мышления. Содержание темы. Экстремальные ситуации в природных условиях. Причины возникновения. Факторы выживания: материально-технический, экологический, психологический. Алгоритм действий: оказание первой медицинской помощи; защита от неблагоприятных климатических условий; добывание пищи, воды, огня; ориентирование на местности; подача сигналов.
Вопросы для самоконтроля: 1. Объясните значимость различных факторов выживания в условиях вынужденного автономного существования. 2. Перечислите последовательность действий при попадании человека в условия автономно существования.
Тема № 5. ЧС криминогенного характера. Цель: формировать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Задачи: 1. Научить предвидеть опасные ситуации криминогенного характера, избегать их и действовать в случае возникновения. 3. Способствовать укреплению социального иммунитета. Содержание темы. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях криминогенного характера. Зоны повышенной опасности. Терроризм. Основные опасные зоны. Классификация криминогенных ситуаций. Мошенничество: основные особенности, способы защиты. Квартирные и карманные кражи: меры по предупреждению. Терроризм как социально-политическое явление. Правовые основы борьбы с идеологией и практикой терроризма.
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите основные зоны опасные в отношении возможности возникновения криминогенных ситуаций. 2. Какие признаки говорят о возможности возникновения той или иной ситуации криминогенного характера? 3. Каким образом можно избежать криминогенной опасности? 4. Каковы правила поведения в различных криминогенных ситуациях?
Тема № 6. ЧС техногенного характера. Цель: приобрести основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Задачи: 1. Научить действовать в случае возникновения различных ЧС техногенного происхождения. 2. Способствовать развитию мышления. Содержание темы. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Аварии на гидротехнических сооружениях. ЧС, вызванные взрывами и пожарами. ЧС с выбросом токсических и радиоактивных веществ. Классификация техногенных ЧС. Производственные аварии и катастрофы. Причины, последствия, правила поведения. Действия в условиях наводнения при гидродинамической аварии. Общая характеристика взрывов. Основные причины взрывов и пожаров. Поражающие факторы. Предупредительные мероприятия. Правила поведения в случае возникновения взрывов и пожаров. Аварии на химически- и радиационно-опасных объектах. Предупредительные мероприятия. Действия населения при угрозе и в случае возникновения химической или радиационной аварии. Действия после химической аварии и на радиоактивно загрязненной местности. Дорожно-транспортные происшествия. Аварии и катастрофы на авиационном транспорте. Аварии на железной дороге и в метрополитене. Действия учителя при авариях и катастрофах. Классификация транспортных аварий. Аварии на автомобильном транспорте. Действия при неизбежном столкновении. Действия при падении автомобиля в воду. Система безопасности автомобиля. Личная безопасность при движении в общественном наземном транспорте. Правила поведения при аварии на воздушном транспорте (декомпрессия, пожар, «жесткая» посадка). Аварии на железнодорожном транспорте. Действия при аварии и после нее. Опасные зоны метрополитена. Вопросы для самоконтроля: 1. Как классифицируются ЧС техногенного происхождения? 2. Перечислите основные поражающие факторы при возникновении пожаров и взрывов? Каковы правила поведения в подобных ситуациях? 3. Перечислите основные действия населения при угрозе и в случае возникновения химической или радиационной аварии. 4. Каковы правила поведения в случае неизбежности ДТП? 5. Назовите основные правила безопасности при путешествии авиационным транспортом. Как вести себе при декомпрессии? 6. Перечислите правила поведения в метрополитене. Какую опасность несут в себе основные зоны метрополитена?
Тема № 7. Гражданская оборонаи ее задачи. Цель: определить основные задачи гражданской обороны. Задачи: 1. Изучить негативные факторы воздействия различных видов оружия массового поражения. 2. Способствовать укреплению социально иммунитета Содержание темы. ЧС военного времени. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Новые виды оружия массового поражения. Выживание на территории военных действий. Общая характеристика ядерного оружия и последствий его применения. Высотный, воздушный, наземный и подземный ядерный взрыв. Химические средства поражения и последствия их применения. Отравляющие вещества нервно-паралитического, удушающего, кожно-нарывного, психотропного и обще ядовитого действия. Бактериологическое оружие и последствия его применения. Патогенные бактерии, вирусы, грибки и риккетсии. Геофизическое (метеорологическое и экологическое), генетическое и лучевое оружие. Правила поведения на территории военных действий. Ориентирование на местности относительно дислокации воюющих сторон. Выживание в плену. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите разновидности ядерных взрывов. 2. Какова классификация ОВ по токсическому действию? 3. Назовите ОВ нервно-паралитического действия. 4. Назовите ОВ удушающего и общеядовитого действия. 5. Назовите ОВ кожно-нарывного действия. 6. Перечислите специфические особенности бактериологического, метеорологического и экологического оружия. 7. Как вести себя на территории военных действий? 8. Перечислите защитные сооружения гражданской обороны. 9. Каковы основные задачи и пути решения организации ГО в образовательном учреждении?
Тема № 8. Экстремальные ситуации аварийного характера в жилище. Цель: формировать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению основополагающие знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы, ликвидировать их последствия, оказывать само- и взаимопомощь. Задачи: 1. Научить предвидеть возможные опасные ситуации в жилище и по возможности избегать их. 2. Научить действовать в случае возникновения реальной угрозы. 3. Способствовать укреплению социально иммунитета и развитию мышления. Содержание темы. Защита от проникновения в квартиру. Обеспечение безопасности при пожаре. Электробезопасность. Подготовка к отключению газа, электричества, центрального отопления, воды. Предупреждение квартирных краж: защита дверей, окон, установка сигнализации. Подготовка квартиры к длительному отсутствию хозяев. Защита от пожара и подготовка к нему. Действия при пожаре в квартире. Пожар в высотном доме: правила поведения. Действие электрического тока на организм. Вопросы для самоконтроля: 1. Как защитить квартиру от проникновения посторонних лиц? 2. Какие действия необходимо предпринять в случае возникновения пожара в квартире? 3. Перечислите заблаговременные действия при подготовке к аварийным ситуациям в жилище. 4. Назовите симптомы поражения эл. током. Какая неотложная помощь необходима в данной ситуации?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |