Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия
Понятие и задачи учета на предприятии
Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая является основой принятия управленческих решений.
Важнейшие задачи учета: - сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности, - систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности, - создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов.
Различают три вида хозяйственного учета: - оперативный, - статистический, - бухгалтерский.
Оперативный – сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
Статистический – изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет – постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
Анализ - середина между контролем и планированием в «кольце управления». Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.
Анализ итогов хозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить последовательно по следующей схеме: 1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов). 2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков). 3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли, производственная программа). 4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности, внеплановый итог). 5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса. 6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу, формирование заключения. 7. Отражение результатов в форме отчета.
Основные разделы анализа: - анализ имущественного положения (обзор структуры средств предприятия и его инвестиционной деятельности) по следующим важнейшим показателям: доля основных средств в совокупном капитале, доля оборотных средств, норма инвестиций в обороте, квота инвестиций (брутто-инвестиции на объем производства); - анализ уровня доходов по следующим показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение биржевого курса и дивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота, скорости оборота, структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние заемного капитала на увеличение доходов с собственного; - анализ финансового положения по следующим показателям: ликвидность, уровень динамической задолженности (число лет, необходимых для погашения взятых кредитов за счет собственных средств), уровень задолженности, уровень обеспечения основных средств собственными средствами и долгосрочным заемным капиталом, доля заемных средств, доля собственных средств.
Анализ дополняется прогнозами: - ожидаемых изменений, ограничений; - интересов связанных групп (клиентуры, кадров, руководства, собственников, госвласти, финансистов, компаньонов); - препятствий; а также SWOT-анализом (оценкой внешних и внутренних факторов деятельности фирмы) (рис.42).
Рис. 42. Структура SWOT-анализа
В результате анализа должны быть сделаны выводы: - как реагировать на прогнозы; - на ожидания связанных групп; - по использованию возможностей; - по предотвращению опасностей; - по укреплению сильных сторон и их использованию; - по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.
10.7.Профессионалы советуют
Есть четкая разница между внутренним и внешним аудитом. Внутренний аудит – независимая оценочная функция, целью которой является помощь штабу в эффективной разгрузке его ответственности. Для этого внутренние аудиторы снабжают штаб анализом, оценками и рекомендациями по соответствующим видам активности.
Достоинства внутреннего аудита: - направление внимания менеджмента на ключевые выходы бизнеса, анализ слабостей в системе контроля; - позитивная уверенность в тех областях, где оперативный контроль достаточен; - идентификация возможностей повышения эффективности бизнеса; - предупреждение о потенциальных проблемах.
Недостатки: - могут быть большие затраты по времени; - может отвлекать менеджеров от текущей работы; - может вызывать у штаба желания дополнительных перепроверок.
Список действий. 1. Выбор целей аудита. 2. Выбор аудиторов. 3. Подготовка детального задания аудиторам. Вы должны быть уверены, что вся «подводная» информация имеется. Задание должно включать: - стратегический и бизнес-планы; - исходные указания; - меморандум об организации; - руководства по внутренним процедурам; - список ключевых руководителей; - описание структуры управления организацией. 4. Идентификация ключевых контрольных точек. 5. Оценка контроля. Она должна показать насколько эффективен контроль (что должно быть улучшено? имеются ли упущения?). Возможны вопросы: - если кто-то хотел бы совершить обман, где и как он бы это сделал? - если я покупатель, буду ли я доволен ценой и уровнем сервиса? 6. Тестирование системы. Выбирается случайно ряд активностей и подсистем и подвергаются пошаговому исследованию процедур и их описаний на предмет соответствия. 7. Выбор областей для более глубокого исследования. 8. Исследование вопросов: достигнут ли нужный объем продаж? Есть ли дополнительные возможности его увеличения? 9. Подготовка предварительного отчета. 10. Подготовка финального отчета с рекомендациями и планом действий. 11. Конкретные мероприятия по исправлению положения.
Что надо и чего не надо делать при внутреннем аудите.
Надо: - информировать штаб о выгодах внутреннего аудита; - информировать штаб о деталях аудита и позитивных действиях в его результате; - составить реальный план действий по результатам аудита; - отслеживать процесс по мере реализации этого плана.
Не надо: - относить внутренний аудит к ежедневным контрольным механизмам менеджмента; - ожидать от него выделения всех слабых мест в вашей системе.
Определение системы измерений деятельности
(Establishing a Performance Measurement System)
Измерительная деятельность – один из ключевых реквизитов в любой программе улучшения деятельности. Система измерения деятельности организации – организованный комплекс средств определения, сбора, анализа с целью обеспечения принятия решений по всем видам деятельности.
Мера деятельности дает численный ответ на вопрос: достигли ли мы или превзошли некоторые индикаторные значения?
Достоинства измерения деятельности: - понимание текущей позиции организации; - определение места, где улучшения действительно имеются; - определение того, где улучшения требуются; - страхование решений на основе фактических измерений.
Единственным недостатком является дополнительный расход ресурсов на измерительные процедуры.
Список действий. 1. Выделение комитета, ответственного за разработку, внедрение и пересмотр системы. 2. Идентификация процессов, которые требуются измерять. Ответы на вопросы: - Что вы делаете? - Как вы это делаете? - С чего начинаются и чем заканчиваются ваши процессы? - Кто ваши потребители (внутренние и внешние)? 3. Идентификация активностей, подлежащих измерению. Критерии: - эффективность и стоимость; - качество, удовлетворенность потребителей; - временной график полного процесса; - продуктивность полного процесса; - безопасность полного процесса. 4. Установление индикаторов нормативов функционирования. 5. Сбор данных. Предварительно спросите себя: - Что я пытаюсь измерить? - Где я буду делать измерения? - Какова должна быть их точность? - Как часто нужно делать эти измерения? 6. Анализ/отчет о реальной деятельности. Перед тем, как сделать заключение по данным, проверьте что: - данные дают ответ на вопрос, который был задан; - не присутствует ли смещение в собранных данных; - имеется ли достаточно данных, чтобы делать значимые заключения. Обобщение данных и подготовку отчета следует делать, исходя из следующих требований: - категоризировать данные и использовать графики для показа трендов; - готовить отчет в соответствии с задачами и стандартами; - заботится о том, чтобы все необходимые измерения начинались и кончались в том же самом месяце или годе; - следует использовать стандартный формат; - дополнять базовые заключения! 7. Сравнение реальной деятельности с индикаторами (нормативами). 8. Предложения по модификациям деятельности. Сравнение с нормативами необходимо проанализировать следующим образом: - если активность ниже необходимой (это должно показать сравнение с индикатором), то причины должны быть установлены и намечены действия по изменению положения; - если отклонения несущественны, то следует использовать более высокий норматив и улучшить ситуацию; - если норматив слегка превзойден, то следует использовать более высокий норматив. 9. Продолжение измерительного мониторинга.
Что надо и чего не надо делать при измерении деятельности.
Надо: - измерять только важное; - вовлекать в работу штаб; - регулярно пересматривать нормативы.
Не надо: - оставлять измерения деятельности неизменными при изменении процессов и активности; - забывать о подведении результатов деятельности самой системы измерений; - удивляться, если нормативы не достигаются мгновенно.
Извлечение главного из статистики
(Getting the Most from Statistics)
Достоинства использования статистики: - возможность организации обработки и интерпретации информации; - использование простых процедур; - помощь в рациональном принятии решений.
При использовании статистики надо помнить: - некоторые люди имеют «слепые пятна» при обращении с количественными и математическими данными; - ее следует использовать с умом, так как часто она вводит в заблуждение, совершенно непреднамеренно.
Список действий. 1. Решение по использованию (цели). Легко собирать информацию для чего-либо конкретно. Следовательно нужна четкая цель использования данных. Надо ответить на следующие вопросы: - Это решение проблемы или способ решения? - Это достоинства (прибыль) определенного бизнеса? - Это определяет выход конкретной деятельности? 2. Сбор данных. Они могут быть опубликованы в печати или содержаться в фирменных материалах, или собираться для специальных целей (использование рынков, удовлетворение конкретных групп потребителей). Ключом является качество исходных данных, а не их количество. 3. Организация и введение данных в анализ. Обычно это делается путем внесения данных в некоторые таблицы. Программное обеспечение компьютера помогает структурировать и хранить данные. Они могут быть закодированы, сгруппированы и проранжированы. 4. Вычисление статистических величин. Это проценты, средние, стандартные отклонения, дисперсии. Оболочки и другое программное обеспечение помогут их вычислить. 5. Иллюстрация данных. Это столбиковые диаграммы, гистограммы и другие графики. Особенно они полезны при исследовании финансовых рядов. 6. Интерпретация результатов. На этой стадии важно вернуться к целям (п. 1) помнить о точностях исходных данных, учитывать реальную точность полученных оценок, не детализировать их.
Что надо и чего не надо делать при извлечении главного из статистики.
Надо: - получить данные из книг, газет, презентаций, фирменных каталогов и т.д.; - учиться использовать программные оболочки. Они все делают за вас. - идти дальше.
Не надо: - думать, что каждый легко может знать больше, чем вы – это не так; - не усложнять ситуацию – большинство реальных приложений требуют использования только базовой статистической техники.
Реализация SWOT-анализа.
(Performing a SWOT Analysis)
SWOT-акроним слов Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunitiss (благоприятные возможности), Threats (угрозы). SWOT-анализ-процедура обобщения данных, которая может быть полезной при выполнении менеджментом различных функций и действий, но чаще всего он используется на ранних стадиях стратегического и маркетингового планирования.
Реализация SWOT-анализа включает генерацию и фиксацию сильных, слабых сторон в деятельности организации, внешних благоприятных возможностей и угроз.
Преимущества SWOT-анализа: - обеспечение базы идентификации перечисленных выше фактов; - он представляет инструмент и движущую силу анализа ситуации и разработки соответствующих стратегии и тактики; - может являться базой выделения ключевых возможностей и компетенций организации, выявление необходимых изменений в ее деятельности; - он является стимулом применения группового мышления.
Недостатки (слабости) SWOT-анализа; - обычно генерируются длинные списки факторов; - более используются описания ситуации, чем ее анализ; - могут присутствовать ошибки в установлении приоритетов; - могут допускаться ошибки на последующих стадиях планирования и реализации.
Список действий. 1. Установление стратегических целей организации. 2. Выбор подходящих участников. Полезно (и необходимо) привлечение работников разной функциональной направленности и компетенции. Обычно команда анализа включает 6-10 человек. 3. Исследование и сбор информации при комплектовании вопросов. Скомплектованая информация по сильным и слабым сторонам должны быть сосредоточена на внутренних факторах: искусства, ресурсы или недостатки в них. Сканированная информация по благоприятным возможностям и угрозам должна быть сфокусирована на внешних факторах, контроль которых слаб или отсутствует: социальные, рыночные, экономические факторы. 4. Создание рабочей обстановки SWOT-анализа. 5. Анализ сильных сторон. Они могут относится к организации, окружению, восприятию, рыночным сегментам, персоналу.
Например: - дружественная обстановка в организации; - компетентность штаба; - широкое делегирование полномочий; - лояльность потребителей; - инвестиции, полное покрытие баланса; - эффективное управление издержками; - эффективные процедуры функционирования. 6. Список слабых сторон. Эта часть не должна констатировать возможности провалов в деятельности организации, а должна быть нацелена на оценку путей, которые могут привести к этому. Ключевые вопросы: - Какие обстоятельства мешают прогрессу? - Какие элементы требуется усилить? - Причины недомогательств? - Имеются ли реальные слабые звенья в цепи действий организации? Список может включать: - отсутствие новых продуктов/услуг; - спад рынка по главному продукту; - слабая конкурентоспособность и высокие цены; - проблемы с соответствием законодательству; - потеря осознанности миссии, целей и политик; - слабое влияние штаба; - отсутствие мониторинга успехов и ошибок; - слабая работа с персоналом. 7. Список благоприятных возможностей. К ним можно отнести: - возможности новых технологий; - новое руководство страны; - новые программы мониторинга качества; - изменения запросов потребителей; - рост народонаселения; - слабые стороны конкурентов и т. д. При этом следует оценивать как долго смогут существовать благоприятные возможности и как организация сможет их использовать. 8. Список угроз. Вышеприведенные списки можно использовать со знаком «минус». Другие угрозы: рост безработицы, проблемы с экспортом, устаревание товаров и т. д. Целью рассмотрения является определение тех потерь, которые могут быть ограничены или устранены. 9. Соотнесение списков SWOT и целей. 10. Сохранение основных и промежуточных результатов для будущих оценок и планирования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление