Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечественного государства и права 15 страница




Сложившийся в первые десятилетия существования самостоятель­ного Молдавского государства политический строй почти не изменялся на протяжении столетий. По форме Молдавское государство было раннефеодальной монархией.

Все должности в государственном аппарате замещались предста­вителями господствующего класса феодалов, которые старались ис­пользовать свое положение в нем в целях собственной наживы и обо­гащения, не останавливаясь перед открытым насилием, грабежом и полным разорением населения. За службу они не получали специаль­ного вознаграждения, а имели право собирать в свою пользу специ­альные налоги и получать долю различных штрафов. Государствен­ный аппарат управления страной содержался за счет населения. Имен­но поэтому молдаванским боярам было выгодно сохранить некото­рое время старую систему управления краем и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бесса­рабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление местных бояр и временно (с 1812 по 1828 г.) сохранил выгодное боярству адми­нистративное устройство, существовавшие до этого в крае поземель­ные отношения, законы и обычаи.

По «Правилам временного правления Бессарабской областью» 1813г. управление Бессарабией осуществлялось гражданским губер­натором (им был назначен молдавский боярин Скарлат Стурдза) и Временным областным правительством во главе с губернатором.

Бессарабия была поделена на 9 цинутов. В каждый цинут губерна­тором назначались из молдавских бояр исправники, которым подчи­нялись околаши (волостные старшины).

В 1816 г. в Бессарабии была учреждена должность наместника, при котором функционировал Временный комитет, а по «Уставу образо­вания Бессарабской области» 1818г. был учрежден Верховный совет во главе с наместником в составе 11 человек и областной суд. Впослед­ствии бессарабская административная автономия была отменена и по «Учреждению для управления Бессарабской областью» 1828 г. на ее территории была введена общерусская административная система. Запрещалось ведение делопроизводства на молдавском языке.

Господарь. Первые молдавские правители, стоявшие во главе го­сударства, именовались древним славянским титулом «воевода», что означало предводитель войска. С расширением государства, укрепле­нием его экономических и политических основ выросло значение и изменились функции воеводы как верховного правителя. Александр Добрый (1400 — 1432) называл себя господарем земли Молдавской. Этот титул просуществовал почти без изменений до конца XVIII в.

Власть господаря до начала XVI в. формально была не ограниче­на. Он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными госу­дарствами. Ему принадлежала высшая судебная власть. Он же был верховным главнокомандующим. Договоры с иностранными государ­ствами и законодательные акты внутри страны наряду с господарем утверждались и Боярской радой. Молдавские господари, будучи вна­чале наследственными владетелями, с 1552 г. стали избираться бояр­ством и утверждаться турецкими султанами. С 1711 г. молдавские бояре были лишены права избирать господарей. Была установлена система их назначения турецким султаном. Турецкое правительство стало на­значать через каждые три года господарями людей, чуждых Молда­вии, из числа греческой аристократии, перешедшей на службу к туркам.

Назначенные Турцией господари-фанариоты были лишены права содержать свое войско и вести внешнюю политику, но имели широкие полномочия во внутренних делах страны. Они управляли Молдавией свыше ста лет. Большинство из них даже не знало молдавского языка. Главной задачей господарей-фанариотов и их администрации был сбор дани турецкому султану и доходов для себя.

При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом. Он был хранителем большой государственной печати, выполнял личные поручения господаря, как доверенное лицо последнего в его отсутст­вие руководил радой.

Боярская рада. Деятельность господаря направлялась боярами, входившими в состав Боярской рады. Юридически она не связывала воли господаря, но фактически господарь действовал и осуществлял свою власть при помощи рады. Без участия бояр не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. В совещаниях рады прини­мали участие представители крупнейших феодалов, как светских, так и духовных.

Великие бояре, члены рады, имели свои печати, которыми скреп­лялись в доказательство их подлинности документы, вышедшие из господарской канцелярии.

Во главе Боярской рады официально стоял господарь, но он мог поручать в отдельных случаях руководство радой кому-либо из двух своих ближайших помощников — светскому или духовному.

После установления господства Турции в Молдавии Боярская рада получила турецкое наименование «диван» и была действенным ору­дием власти султана.

В отдельных случаях для решения особо важных вопросов созы­вались более широкие собрания, на которые приглашались бояре, высшие церковные сановники и представители дворянства. Однако эти собрания не получили значительного развития и не стали постоянным институтом.

Органы центрального управления. В Молдавии, как и во многих странах, высшие государственные должности выросли из обязаннос­тей личных слуг господаря. Непосредственным помощником госпо­даря был ворник (дворецкий) — управляющий всем двором господа­ря. В отдельных случаях он выступал как руководитель военных сил и заместитель верховного судьи, каковым был сам господарь. В XV в. в Молдавии было два ворника: один для северной, а другой для южной части страны. Ворнику подчинялись все остальные дворцовые слуги, и он фактически был первой фигурой в управлении государством.

Среди высших должностных лиц феодальной Молдавии упомина­ется: хранитель оружия господаря (меченош), начальник арсенала (спатарь), казначей государства (вистерник), заведующий господскими конюшнями (комис), начальник гарнизона города (портарь), столь­ник, чашник, постельник и другие, которые занимались вопросами снабжения двора и ведали сбором натуральных налогов. Во время войны они командовали отдельными военными отрядами.Все быв­шие придворные должности прошли определенную эволюцию: при­дворные передали функции по личному услужению господарю своим подчиненным, а сами стали выполнять лишь государственные функ­ции, придворные функции некоторых сановников превратились в пуб­личные.

Местное управление. Молдавия делилась на округа (обычно их называли волости или цинуты), число которых колебалось от 18 до 22. Во главе округов стояли наместники господаря, называвшиеся пыркалабами, или старостами. Они обладали административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах цинута. В XVII в. наряду с пыркалабами со сходными полномочиями в цинуте выступали великие вэтавы цинутов, впоследствии называвшиеся ве­ликими капитанами. Они командовали военно-служилыми людьми, помимо этого стали принимать участие в местном управлении, сотруд­ничая с пыркалабами и оказывая им помощь в обеспечении полного взыскания податей с населения.

В округах действовали руководители работ по строительству и укреплению крепостей (перерубцы), сборщики судебных штрафов (глобники), сборщики военных налогов (илишары) и др. Во главе крестьянской общины стоял кнез, жуде или ватаман. Выступая как судья, он получал одну треть судебных штрафов, так называемую третину. Задача наблюдения за уплатой податей жителями села возлага­лась как на ватамана, так и на ворничела (представителя владельца села). Однако ворничел мог применять даже принудительные меры, причем не только к крестьянам, но и к ватаману.

Резешские общины пользовались самоуправлением. Внутри общи­ны существовала круговая порука в выплате податей и выполнении различного вида повинностей, которьми государство облагало общи­ну в целом. Члены общины собирались на свой сход, где наряду с ре­шением других вопросов распределяли, например, подати и повиннос­ти среди общинников.

Органы городского управления. Большинство молдавских городов подчинялось непосредственно господарю, но некоторые в XVII — XVIII вв. попадают в зависимость от отдельных феодалов. Такие го­рода являлись источником больших доходов для своих владельцев. Основной доход составляли пошлины на все ввозимые и вывозимые товары.

Города пользовались правом самоуправления. Во главе города стояли шолтуз, назначаемый ежегодно господарем, и 12 членов сове­та (пыргарей), избранных из верхушки городского населения. Члены совета во главе с городским правлением были судьями по внутриго­родским делам и распределяли среди горожан налоги и повинности.

В XVI — начале XVIII в. в городское управление Молдавии все больше вмешиваются представители центральной власти. Например, судебные функции правителей города все чаще переходят к господарским слугам. В XVIII в. суд и расправу над горожанами нередко осу­ществлял назначаемый господарем городской ворник, в ведении ко­торого могло находиться несколько мелких городов и городских округов. В более крупных городах — окружных центрах и важных стратегических крепостях — имелось по два ворника. Кроме посто­янных представителей центральной власти молдавские господари час­то посылали по городам для наблюдения и выполнения господарских циркуляров членов Боярской рады. Города наводнялись также мел­кими чиновниками, которые взимали с населения подати и налоги. Все это приводило к тому, что молдавские города в XVI — XVII вв. постепенно утрачивали свое самоуправление.

Организация правосудия. Суд в Молдавии, как и в других ранне-феодальных государствах, не был отделен от администрации. Все ор­ганы управления выполняли одновременно и судебные функции. Не­свободное крестьянство и холопы судились своим владельцем, однако он не имел права приговаривать крестьян к смертной казни. В сферу вотчинного суда иногда входили и так называемые великие дела: ду­шегубство (убийство и прелюбодеяние), татьба (кража имущества), дивковолочение (увод женщин) и т. д.

Во второй половине XV в., в условиях проведения более центра­лизованной политики, из сферы вотчинной юрисдикции изымаются наиболее опасные для господствующего класса и церкви дела — убий­ство, татьба с поличным и др.

Вся судебная организация в конечном счете была подчинена гос­подарю — верховному носителю высшей судебной власти. Господарь мог лично разрешить любое дело, отменить любое решение, передать дело на разрешение, кому найдет нужным. К нему могли обращаться с жалобой или просьбой все свободные граждане. Однако фактически это было доступно далеко не каждому.

В большинстве случаев правосудие осуществлял от имени госпо­даря ворник. Он рассматривал дела должностных лиц при дворе, к нему попадали все важнейшие уголовные дела, ему подчинялись низ­шие судебные инстанции страны, он имел право выносить смертные приговоры разбойникам, убийцам и церковным ворам.

После присоединения Молдавии к России некоторое время сохра­нились в судебных учреждениях местные особенности. Но в 1818 г. при наместнике был учрежден областной суд, который делился на уго­ловный и гражданский. Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский — молдавскими законами.

Военное устройство. Для поддержания феодально-крепостничес­кого порядка внутри страны и отражения нападений со стороны сосе­дей, в особенности Турции, требовались военные силы.

По своей структуре молдавское войско делилось на несколько час­тей. В основную его часть — малое войско входили бояре, как вели­кие, так и малые. Великие бояре выступали со своими отрядами (чета­ми). Отряды монастырей, городов и наместников назывались стяги. Основное ядро таких отрядов составляли слуги, которых в XIV — XV вв. называли витязями. В случае большой войны в армию призы­вались и крестьяне. Тогда все вооруженные силы государства состав­ляли великое войско. Великое войско, разделяемое на полки, возглав­ляли господарь и его приближенные бояре. Все бояре независимо от должностей при дворе господаря в условиях войны выступали в по­ход во главе своих дружин. Особые отряды, состоявшие из жителей сел, несли в мирное время обязанности по охране границ и дорог (стра­жа). В отдельных случаях господари прибегали к услугам наемни­ков — солдат, навербованных как внутри страны, так и в Польше и Венгрии. В период господства Турции Молдавия своих вооруженных сил не имела.

§ 4. Основные черты права

Источники права. Основным источником права были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями для отдельных бояр и других представителей господствующего класса. Господарские грамоты оп­ределяли привилегии светских и духовных феодалов и правовое по­ложение крестьян, проживавших на их землях.

Немаловажное значение среди памятников молдавского права имеют документы внешнеполитического характера: договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии — хрисовулы (грамоты), касающиеся разных вопросов правовой жизни и го­сударственного управления.

Применялись в Молдавии и нормы византийского права. Так, было очень распространено и действовало до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники) судьи Константина Арменопуло (1345 г.). Эта сокращенная переработка Прохирона — византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданско­го, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. В 1831 и 1854 гг. Шестикнижие Арменопуло было переведено на русский язык под заглавием «Перевод ручной кни­ги законов», или так называемого Шестикнижия.

Книга первая содержит процессуальные нормы, вторая — нормы вещного права, третья — нормы вещного и обязательственного пра­ва, четвертая — нормы брачного права, пятая — нормы наследствен­ного права, шестая — нормы уголовного права.

Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащий не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана и его преемников.

Первый свод молдавских феодальных законов был составлен и утвержден в 1646 г. при господаре Василии Лупу. Это был не только правовой памятник Молдавии, но также одно из первых печатных произведений на молдавском языке. Уложение Василия Лупу представ­ляло собой цельную систему феодального законодательства, направ­ленного на укрепление и охрану феодально-крепостнического строя в Молдавии. По своей структуре Уложение состояло из 96 глав, кото­рые были разбиты на 1245 статей. Строгого разделения различных пра­вовых институтов оно не знало.

Автором Уложения был логофет Евстратий, один из наиболее высокообразованных приближенных бояр Василия Лупу. Виднейший ученый юрист того времени Милетий Сиригос был одним из соавто­ров этого памятника молдавского права. Вообще середина XVII в. характеризуется возникновением правовой науки в Молдавии. В Сучаве была создана специальная правовая школа, в которой читались лекции по юриспруденции. В 1640 г. в Яссах была открыта Славяно-греко-латинская дкадемия, в которую для работы прибыли ученые молдаване, получившие образование в Москве, Киеве, Львове, а так­же приглашенные ученые из соседних стран.

Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное пра­во, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен «Земледельческий за­кон», изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочета­нии с византийским правом, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи.

Уложение Василия Лупу было издано почти одновременно с па­мятником русского права — Уложением Алексея Михайловича (1649 г.). Оба они содержали очень много общих норм, во многом сход­ную систему жестких санкций, почти одновременно юридически офор­мили крепостное право.

Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валаш­ского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным ко­дексом до середины XVIII в. В области гражданского права Уложе­ние Василия Лупу применялось вплоть до распространения на терри­тории Бессарабии действия общерусского законодательства в первой половине XIX в. Характерно, что Турция, несмотря на продолжитель­ное господство в Молдавии, не вмешивалась в молдавское законода­тельство и мусульманское право не являлось источником молдавско­го права.

Гражданское право. Право собственности. К концу XV в. в Молдавии уже сложилась такая форма землевладения, как вотчина, которая сохранила и древнерусское название — отчина. Наряду с вотчиной в молдавских грамотах фигурировала дедина. Словом «отчина» обозначалось первоначально всякое имущество, доставшееся по наследству от отца. Дединой называлось имущест­во, принадлежавшее отцу, деду, прадеду и переходившее от них по наследству последовательно к сыну, внуку, правнуку и т. д. В отдель­ных грамотах молдавских господарей отчина и дедина почти не раз­личались. Отчиной, или дединой, как правило, владело боярство. Кроме того, существовала и такая форма землевладения, как по­местье. Пожалование земельного владения — поместья — было свя­зано с условием несения службы. Иногда господари раздавали зем­ли своим вассалам и без обязанности нести какую-либо службу. Ха­рактерным признаком поместья (выслуги) было владение землей под условием несения военной службы и отсутствие права распоряжать­ся ею. Однако поместье могло быть пожаловано господарем дворя­нину в вотчину с правом передачи по наследству.

Наряду с вотчиной и поместьем существовали и другие виды фео­дального землевладения — земли, тянувшие к господарскому дворцу, и земли духовных учреждений.

Каждый землевладелец старался получить от господаря жалован­ную грамоту на землю. Однако эти грамоты, как видно из источни­ков, имели силу только при жизни господаря, выдавшего их. Поэтому Стефан Великий (1457 — 1504) подтверждает грамоты своих пред­шественников, в частности Александра Доброго, а также грамоты, ко­торые писались по его собственному указанию.

Обязательственное право получило значительное раз­витие в XVIII в. в связи с расширением товарооборота в стране. До­вольно развитой была практика договорных отношений. Особенно часто встречались договоры купли-продажи, мены, займа, имуществен­ного и личного найма.

Наследственное право было мало разработано. Ряд норм этого права содержался в Уложении Василия Лупу. Вотчина полностью или по частям переходила к ближайшим наследникам землевладельца в зависимости от степени родства с последним, в первую очередь к его детям обоего пола. Сестры наследовали вотчину или ее часть наравне с братьями.

Семейное право. Эта отрасль также не получила детальной раз­работки. Имелись лишь отдельные нормы в Уложении Василия Лупу. В основном брачно-семейные отношения регулировались каноничес­ким правом.

Классовый принцип в области семейного права был выражен очень ярко Так, если феодально зависимая девушка — крестьянка выходи­ла замуж в другое село, то за нее платили выкуп князю — главе общи­ны. В случае женитьбы цыгана одного феодала на цыганке, принад­лежавшей другому крепостнику, дети от их брака распределялись между хозяевами родителей

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к этой отрасли права). Законодатель­ство усиливало всеми мерами уголовно-правовую защиту жизни, иму­щества и привилегий феодалов от нараставшей классовой борьбы за­крепощаемого крестьянства и низов городского населения.

Основной принцип феодального права как права-привилегии про­водился в Уложении ярко и откровенно. Нормы уголовного права Уло­жения носили открыто классовый характер, выражая интересы пра­вящего класса молдавских феодалов.

Закон давал понятие преступления, умысла, рецидива, соучастия, подстрекательства, недоносительства, невменяемости, давности, не­обходимой обороны, крайней необходимости и др. Он различал оди­ночное и групповое преступление, указывал на обстоятельства, смяг­чающие ответственность, выделял причинную зависимость между противоправным действием и наступившим результатом.

Система наказаний по Уложению была направлена на усиление уголовной репрессии за действия против господствующего класса. Наказание преследовало цель не только возмездие, но главным обра­зом устрашения. Об этом свидетельствовали такие виды квалифици­рованной смертной казни, как сожжение и погребение заживо, сажание на кол, залитие горла расплавленным металлом, или такие членовредительные наказания, как отсечение руки, носа, языка, ослепле­ние, кастрация.

Характерной чертой системы наказаний по Уложению была их неопределенность, зависимость от воли судьи, особая мягкость нака­зания для представителей господствующего класса при особой жесто­кости наказаний для эксплуатируемых низов. Наказание было тем выше, чем выше по общественному положению был потерпевший и чем ниже преступник. Так, любой боярин, совершивший умышленное убийство, если он знатный, богатый и нужный государству, наказы­вался по воле судьи штрафом на большую сумму денег, в то время как незнатный карался смертной казнью.

Уложение предусматривало ряд преступлений, направленных глав­ным образом против феодально-крепостнического строя. Те, кто по­ведет весь народ или город против судьи, наказываются как совер­шившие преступление против самого господаря. Убийство правителя (судьи), господарских слуг и других феодалов рассматривалось как посягательство на самого господаря. Эта категория преступлений влек­ла за собой самые тяжкие виды наказаний, степень которых зависела исключительно от воли феодального суда. Посягательство на прави­теля наказывалось вначале отсечением руки, привязыванием к хвос­там лошадей и доставкой в таком виде на место казни, где виновный четвертовался.

Уложение знало преступления против финансовых прав государ­ства. За подделку монеты фальшивомонетчику отсекали голову, а за­тем сжигали. Большое внимание уделялось борьбе с преступлениями против земельной собственности: противоправное пользование зем­лями и водами и завладение ими. Виновные в этих преступлениях под­вергались беспощадному избиению и высоким штрафам, а при нали­чии насильственных действий при захвате земли — смертной казни.

Уголовный процесс в феодальной Молдавии носил инквизицион­ный характер. Уложение предусматривало пытки в стадии разбира­тельства дела, но специально оговаривало, что людей именитых, т. е. принадлежащих к классу феодалов, пытать было нельзя.

* * *

Общественный, политический строй и право феодальной Молда­вии были аналогичны этим институтам, сложившимся у других наро­дов нашей страны в соответствующую эпоху. Подобно народам За­кавказья, Молдавия испытала трехвековой турецкий гнет и была ос­вобождена от него русскими войсками.

Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — XVIII вв.)

§ 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике

Процесс возникновения классового общества у ливов, куршей, земгалов, селов, латгальцев и эстов происходил неравномерно. Факто­ром, способствовавшим экономическому и политическому развитию Прибалтики, являлось общение с русскими княжествами. Некоторые земли были их данниками. Русские князья не вмешивались во внут­ренние дела прибалтийских народов, не навязывали местному населе­нию своего уклада жизни и своей веры. Дань в Прибалтике собира­лась в определенных местах, в так называемых погостах, подобно тому, как это было на Руси. Уплата дани была признаком вассальных отно­шений. Однако многие земли не платили регулярной дани. Русских феодалов и местную знать связывали общие торговые интересы. На­личие торгового пути по Даугаве (Западной Двине) и из Новгорода вдоль южной части Финского залива («путь из варяг в греки») по­ложительно сказывалось на социально-экономическом развитии При­балтики.

В конце XII — начале XIII в. в восточной части Латвии уже су­ществовали государственные образования — Ерсика и Кокнесе, кото­рые находились в вассальной зависимости от Полоцкого княжества. В. Е. Калнынь полагал, что достаточно развитое раннефеодальное об­щество сложилось в Латвии еще в XI в.* «Хроника Ливонии», состав­ленная в начале XIII в. священником Генрихом, повествует о том, что в Прибалтике существовали сеньоры и нобили — знать, выдвинувша­яся из среды разбогатевших общинников.

 

* См.: Калнынь В. Е. Очерки истории государства и права Латвии в XI—XIX вв. Рига, 1980. С. 9.

 

В Эстонии в это время сложились племенные союзы во главе со старейшинами. Важные дела решались на народных собраниях. Од­нако со временем вопросы на этих собраниях стали решаться уже не всем свободным населением, а лишь феодализирующейся родоплеменной знатью, сосредоточившей власть в своих руках. Некоторые из ста­рейшин стали уже по существу князьками. Племена объединялись преимущественно для военных целей, экономические связи были еще слабы. Примитивным было и правовое оформление объединений.

В XIII в. немецкие и датские феодалы, воспользовавшись разоб­щенностью местных народов и ослаблением русских княжеств, вторглись в пределы Прибалтики. Римский папа — покровитель крес­тоносцев — провозгласил себя сюзереном прибалтийских земель. За­хват этих земель и учреждение церковной десятины сыграли важней­шую роль в формировании феодальных повинностей. Государствен­но-правовая организация создавалась и развивалась как орудие гос­подства немецких феодалов и римско-католической церкви.

§ 2. Государство и право Ливонии (ХШ — середина XVI в.)

В результате немецко-датского завоевания на территории нынеш­них Латвии и Эстонии образовалась Ливония (по имени одного из местных народов —ливов). Она была объединением клерикально-феодальных государств и городов. Раздробленность Ливонии, отсутст­вие центральной власти объясняются интересами римско-католичес­кой церкви. Последняя могла лучше осуществлять свое господство в малых, раздробленных феодальных владениях. В Ливонии фактичес­ки не было верховного сеньора (сюзерена). Каждый из крупных сюзе­ренов или ландесгерров имел свое войско и выступал самостоятельно во внешнеполитических отношениях, имел высшую судебную власть в пределах своих владений, право на чеканку своей монеты. Ландесгерры, отдавая часть земель в лен своим вассалам, образовали иерар­хическую структуру землевладения. Сложность вассальных отноше­ний усугубляла неопределенность границ отдельных владений.

Взаимоотношения ливонских властей между собой и с иностран­ными государствами базировались преимущественно на принципах «кулачного права». Формально-юридическая зависимость не всегда закреплялась в правовых актах. Всеобщий ландтаг Ливонии объеди­нил шесть феодальных государств, входивших в нее: Ливонский ор­ден, датские владения в Северной Эстонии, земли Рижского архие­пископа и пр. Большое значение в управлении Ливонией имели церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи). Длительные феодальные войны разоряли страну. В XV — XVI вв. по­литическое влияние ведущей силы — орденского государства — ста­ло ослабевать, чему способствовало поражение немецкого ордена в битве под Грюнвальдом в 1410 г., реформаторское движение в Герма­нии и Ливонии в XVI в. Ливонские вассалы и городские бюргеры при помощи реформации надеялись избавиться от верховной власти ка­толического ордена и епископов, что им и удалось.

Феодальная раздробленность Ливонии создавала серьезные пре­пятствия на пути дальнейшего развития производительных сил Эсто­нии и Латвии. Политическая изоляция и военная слабость сыграли роковую роль для ливонских феодалов в серединеXVI в., когда на территорию Ливонии стали претендовать Швеция, Польша, Литва и Россия. В результате Ливонской войны (1558 — 1583) ливонские фео­дальные государства распались.

Общественный строй Ливонии характеризуется господствующим положением завоевателей. Класс феодалов стал формироваться в ос­новном из немецких захватчиков; латышские и эстонские земли пере­шли в руки епископов и ордена, а также на праве лена их вассалам. Местные (латышские и эстонские) землевладельцы лишились поли­тических прав. Постепенно развилась особая группа вассалов — ры­царей, которая сохранила свои особые привилегии вплоть до XIX в.

Право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычно­го. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательст­во, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы дей­ствовали в той или иной мере потом вплоть до XIX в.

Для Ливонии была характерна правовая пестрота. В разных ее государствах действовали отличные друг от друга правовые системы. Еще большее значение имело разделение правовых норм по сослов­ному принципу: существовало рыцарское право, городское, кресть­янское. Большое значение имели каноническое право, рецепция рим­ского права.

В XIV столетии было составлено «Ливонское зерцало» (перера­ботанное для Ливонии «Саксонское зерцало»).

В Прибалтике действовало несколько заимствованных из запад­ноевропейского ленного права сборников рыцарского права (Ливон­ское рыцарское право, Вальдемар-Эрикское ленное право и др.). Нем­цы кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского права. Оно включало в себя нормы граждан­ского, уголовного и процессуального права. В XIV — XV вв. было издано несколько сборников крестьянского права Ливонии.

§ 3. Курляндское герцогство

После распада Ливонии на юго-западе от реки Даугавы в 1561 г. образовалось Курляндское герцогство, находившееся в вассальной зависимости сначала от Литвы, а потом от Речи Посполитой. Немец­кое дворянство в Курляндском герцогстве не только сохранило при­вилегии, но и расширило свои экономические и политические пози­ции. В первой половине XVII в. оформилось курляндское рыцарское сословие. Бюргерство Курляндского герцогства было развито срав­нительно слабо, поскольку здесь преобладали мелкие города. Духо­венство (в основном представители лютеранской веры) также не игра­ло значительной роли в политической жизни страны. В положении полного бесправия находилось латышское крестьянство, что побуж­дало его к классовому сопротивлению. Часто совершались побеги крепостных, хотя они карались отсечением ноги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.