Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В осуществлении местного самоуправления




 

5.1. Формы прямого волеизъявления граждан обязательного

характера (местный референдум, муниципальные выборы,

голосование по отзыву, сход граждан)

 

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

1) формы прямого волеизъявления обязательного характера. Они позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы, голосование по отзыву;

2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера. Они способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, публичные слушания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.;

Правовую основу форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

3) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

4) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";

5) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

6) конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

7) законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении;

8) законы субъектов Российской Федерации о местном референдуме;

9) законы субъектов Российской Федерации о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления (например, Закон Самарской области от 24 февраля 2004 г. "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления", Закон Самарской области от 25 ноября 2003 г. "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления");

10) законы субъектов Российской Федерации о сходах граждан (например, Закон Кировской области от 29 февраля 1996 г. "О сходах граждан и старостах в Кировской области");

11) законы субъектов Российской Федерации о собраниях, конференциях граждан (например, Закон Самарской области от 22 февраля 2001 г. "О собраниях (конференциях) граждан по месту жительства в Самарской области");

12) законы субъектов Российской Федерации об обращениях граждан (например, Закон Московской области от 2 ноября 1999 г. "Об обращениях граждан в органы местного самоуправления Московской области", Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в органы государственной власти Саратовской области и органы местного самоуправления");

13) законы субъектов Российской Федерации о публичных мероприятиях (например, Закон Алтайского края от 27 марта 1996 г. "О петициях жителей Алтайского края");

14) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления).

15) уставы территориального общественного самоуправления.

Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является референдум. Местный референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование граждан по наиболее важным вопросам местного значения. Долгое время в России законодательно не закреплялось право на проведение местного референдума и, соответственно, не было практики местных референдумов. Впервые понятие "местный референдум" было введено Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (ст. 2). Согласно действующему законодательству местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 22) местный референдум должен проводится на всей территории муниципального образования. В пользу данного тезиса можно привести следующие аргументы: во-первых, местный референдум проводится по вопросам, затрагивающим интересы всего населения муниципального образования. Во-вторых, местный референдум является формой непосредственной демократии обязательного характера, т.е. его решение не требует утверждения, а результаты являются обязательными для всех граждан, проживающих или просто находящихся на территории муниципального образования. Соответственно, в местном референдуме должны принимать участие жители всего муниципального образования, а не отдельной его части.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 22) расширяет перечень субъектов, обладающих правом выступать с инициативой о назначении местного референдума, и вводит принцип совместной инициативы субъектов. С подобной инициативой вправе выступать:

1) граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме (т.е. в соответствии с действующим законодательством здесь имеются в виду дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста);

2) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом (например, такие объединения политических партий, как "Единая Россия", СПС, СЛОН и т.п.);

3) совместно представительный орган муниципального образования и глава местной администрации (в случае если глава местной администрации не поддержит инициативу представительного органа муниципального образования, местный референдум проведен не будет).

Если на территории муниципального образования отсутствует представительный орган местного самоуправления <1>, местный референдум может назначаться главой муниципального образования или главой администрации.

--------------------------------

<1> Согласно статье 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 избирателей не создается представительный орган муниципального образования, а проводится сход граждан.

 

В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

1) подготовка референдума: данная стадия включает в себя выдвижение инициативы о проведении местного референдума, информирование граждан, агитацию, обсуждение;

2) проведение референдума: данная стадия включает в себя назначение, организацию местного референдума, голосование и подведение итогов;

3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая исполнение его решений и установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

Начальный этап подготовительной стадии референдума - выдвижение инициативы. Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы.

Количество данных подписей не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (решения), предлагаемого к вынесению на местный референдум.

Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в его поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования количественный состав инициативной группы устанавливается, как правило, не менее 10 человек. Для назначения местного референдума инициативная группа должна представить в соответствующий орган местного самоуправления подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении местного референдума оформляется правовыми актами представительного органа и главы местной администрации.

Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение по данному вопросу. Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений: 1) назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению; 2) отклонить требования о назначении местного референдума.

Решение об отказе назначения местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.

Большинство законов субъектов Российской Федерации о местном референдуме в новой редакции (например, Закон Самарской области от 27 января 2004 г. "О местном референдуме в Самарской области" в редакции от 11 марта 2005 г.) содержат стандартный перечень оснований отказа в проведении местного референдума:

1) отсутствие среди представленных инициативной группой документов, необходимых для назначения референдума;

2) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где сбор подписей запрещен. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен;

3) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, или обнаружение среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей;

4) несоздание инициативной группой фонда референдума;

5) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств фонда референдума инициативной группы;

6) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, размера расходования из фонда референдума более чем на 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств фонда референдума инициативной группы;

7) установленный решением суда факт злоупотребления в течение агитационного периода инициативной группой свободой массовой информации (здесь имеется в виду нарушение конституционных запретов, таких как запрет на призыв к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя, запрет пропаганды войны, а также запрет агитации, возбуждающей национальную, религиозную, социальную вражду и т.п.);

8) использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ должностного или служебного положения.

Зарубежная и отечественная практика выработала определенные требования к проведению местного референдума. Так, вопросы, выносимые на местный референдум, или совокупность предполагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна содержать следующее: 1) вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); 2) вопросы, требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета); 3) вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение коммунальных платежей); 4) кадровые вопросы (о формировании органов местного самоуправления и их персональном составе); 5) вопросы амнистии <1>. Все эти правила были учтены при разработке законодательства о местном референдуме.

--------------------------------

<1> Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2. Правовой статус органов местного самоуправления и правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере. Учебное пособие / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов: Изд-во ПАГС, 2000. С. 43.

 

Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет следующий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Некоторые законы субъектов Российской Федерации также устанавливают правило, по которому отдельные вопросы не могут выноситься на референдум.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 22) устанавливает принципы проведения местного референдума, которые совпадают с принципами всеобщего избирательного права России, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу нормативно-правовых актов.

Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме, является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования. Чтобы стать таковым, решение на референдуме должно быть принято с соблюдением определенных условий. Во-первых, необходимо, чтобы сам референдум был признан состоявшимся согласно установленным параметрам и, во-вторых, чтобы решение принималось значительным числом граждан, не меньше минимума, определенного в законе или акте муниципального образования.

Муниципальные выборы - это наиболее массовая форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, посредством которой образуется представительный орган местного самоуправления и получают свои полномочия главы муниципальных образований. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления является конституционным правом граждан Российской Федерации, а также общим принципом организации и деятельности местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23) закрепляет следующие цели проведения муниципальных выборов:

1) избрание депутатов представительного органа муниципального образования;

2) избрание членов выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования);

3) избрание выборных должностных лиц местного самоуправления (главы муниципального образования, главы местной администрации).

Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное, прямое, добровольное, тайное голосование.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23) определяет перечень субъектов, на которые возлагается полномочие по назначению муниципальных выборов, т.е. установления даты голосования путем издания специального акта:

1) представительный орган муниципального образования назначает муниципальные выборы в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования или законами субъектов РФ;

2) территориальная избирательная комиссия муниципального образования назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования не назначил выборы в установленные сроки либо при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа.

3) суд общей юрисдикции назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования или территориальная избирательная комиссия не назначили в установленный срок муниципальные выборы, а также если территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована. В данном случае выборы назначаются по заявлению избирателей, избирательных объединений и блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Под избирательной системой в данном случае понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Действующее законодательство определяет следующие стадии процесса организации муниципальных выборов:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

3) регистрация кандидатов;

4) проведение предвыборной агитации;

5) голосование;

6) определение результатов выборов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23) содержит требование опубликования (обнародования, доведения до всеобщего сведения) итогов муниципальных выборов. Реализация принципа гласности также требует, чтобы для ознакомления всем желающим предоставлялись итоги голосования по каждому избирательному участку и результаты выборов по избирательному округу в целом.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на федеральном уровне впервые закрепляется механизм голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. До настоящего времени этот институт был предусмотрен только в ряде законов субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.

Под отзывом депутата понимается досрочное прекращение действий депутатского мандата по воле избирателей; санкция против депутата представительного органа местного самоуправления, ненадлежащим образом выполняющим свои обязанности.

Порядок проведения голосования идентичен порядку проведения местного референдума, который устанавливается в соответствующем федеральном законе и законе субъекта РФ. Некоторые особенности проведения голосования тем не менее закрепляются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 24).

В качестве инициатора голосования выступает исключительно население. В процедуре отзыва условно можно выделить пять этапов:

1) возбуждение вопроса об отзыве;

2) назначение голосования об отзыве;

3) подготовка голосования об отзыве;

4) проведение голосования об отзыве;

5) установление результатов голосования об отзыве.

В региональном законодательстве можно выделить несколько оснований отзыва:

а) утрата доверия избирателей (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);

б) совершение поступков, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);

в) систематическое, без уважительных причин, невыполнение обязанностей, возложенных на депутата законом о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (Алтайский край);

г) грубое нарушение выборным должностным лицом Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов, устава муниципального образования (Алтайский край) <1>.

--------------------------------

<1> Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2007. С. 172.

 

Региональными законами также установлено, в каких случаях голосование по отзыву признается окружной избирательной комиссией несостоявшимся:

1) если число участников голосования по отзыву в округе было меньше числа избирателей, участие которых требовалось при проведении выборов депутатов для признания выборов состоявшимися (такое положение установлено в законах Кировской и Тюменской областей);

2) если в нем приняло участие меньшее число граждан, чем при проведении выборов данного депутата - в том случае, когда законодательством субъекта Российской Федерации не установлена минимальная численность избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися (данное положение нашло отражение в законе Республики Марий Эл).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 24) устанавливает однозначное и высокое требование к итогам голосования: за отзыв должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 24) закреплял и собрание, и сход как единую форму прямого волеизъявления граждан. В отличие от него Закон 2003 г. (ст. ст. 25, 29, 30) внес определенную ясность в общие принципы организации и функционирования таких форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сходы, собрания, конференции. Так, он определил сход граждан как форму непосредственной демократии обязательного характера, а собрания и конференции жителей - как форму непосредственной демократии рекомендательного характера.

Сход граждан является наиболее традиционной формой непосредственной демократии, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В современных условиях данный институт обеспечивает возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью граждан, дает возможность гражданам непосредственно выражать свою волю по вопросам развития муниципального образования, служит формой проявления общественно-политической активности граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 25) целью схода является решение вопросов местного значения. Закон 2003 г. также закрепляет два основных условия правомочности сходов:

1) сход должен проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Таким образом, сходы будут правомочны только в поселениях с низкой плотностью населения, например на территориях Крайнего Севера.

2) на сходе должно присутствовать более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В соответствии с действующим законодательством здесь имеются в виду дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 25) сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, в том числе и отнесенные к его исключительной компетенции. Таким образом, закрепленные в Законе 2003 г. достаточно жесткие условия правомочности сходов граждан становятся логичными в случае наделения сходов исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования. Кроме того, в поселениях менее 100 человек, обладающих избирательным правом, нецелесообразно избирать представительные органы местного самоуправления, а волеизъявление жителей таких территорий могут представлять сходы граждан.

С инициативой созыва схода граждан могут выступать следующие субъекты:

1) глава муниципального образования;

2) группа жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Исходя из полномочий схода граждан, и его роли в решении вопросов местного значения предусматривается обязательность участия в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления. На сходе граждан вправе председательствовать: 1) глава муниципального образования; или 2) лицо, избранное на сходе граждан. Перед открытием схода проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения. Регистрацию участников схода граждан осуществляют ответственные за подготовку и проведение схода лица.

Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на сходе. Решение схода граждан оформляется протоколом. В протоколе указывается:

1) дата и место проведения схода;

2) общее число граждан, проживающих на соответствующей территории;

3) число граждан, обладающих избирательным правом;

4) число присутствующих;

5) повестка дня;

6) краткое содержание выступлений;

7) принятые решения.

Протокол подписывает глава муниципального образования. Решения схода граждан направляются в соответствующие органы местного самоуправления, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на данной территории.

Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующие действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, гражданами на соответствующей территории. Решения схода граждан могут быть изменены или отменены только сходом или обжалованы в судебном порядке. Органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

5.2. Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного

характера (правотворческая инициатива, собрания,

конференции, территориальное общественное самоуправление,

публичные слушания и т.п.)

 

Собрания и конференции граждан являются наиболее доступными средствами самоорганизации. Эти формы непосредственной демократии рекомендательного характера позволяют выявить общественное мнение, выразить волю населения и принять ему участие в осуществлении местного самоуправления.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (ст. 2) определяет собрание как совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Таким образом, значение собрания заключается в том, что оно обеспечивает возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой граждан <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 53.

 

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 29) закрепляет следующие цели проведения собрания граждан:

1) обсуждение вопросов местного значения;

2) информирование населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) осуществление территориального общественного самоуправления.

Кроме того, собрание может наделяться и иными функциями. Так, в Положении Саратовской городской Думы от 18 февраля 2005 г. "О Саратовском городском общественном собрании" закрепляется желание сделать общественное собрание официальным органом по проведению публичных слушаний и местом координации всех городских инициатив и начинаний.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 29) инициаторами проведения собрания граждан могут выступать:

1) население муниципального образования - соответственно собрание граждан назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования;

2) представительный орган муниципального образования - собрание назначается представительным органом муниципального образования;

3) глава муниципального образования - назначается главой муниципального образования;

4) органы территориального общественного самоуправления - порядок назначения и проведения определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Как правило, собрание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины жителей соответствующей территории, достигших 18-летнего возраста. Решение собрания принимается простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляется протоколом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 29) также определяет компетенцию собрания граждан, в частности, указывая, что собрание граждан вправе только:

1) принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления;

2) избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления;

3) решать вопросы, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления.

Некоторые местные нормативные акты расширяют компетенцию собраний. Например, Положение Курганской городской Думы от 3 декабря 1997 г. "О собраниях (сходах), конференциях, опросах граждан города Кургана" (ст. 3) за общими собраниями граждан в том числе закрепляет решение следующих вопросов: 1) выдвижение кандидатов в органы государственной власти и органы городского самоуправления;

2) выдвижение инициативы об отзыве депутатов, выборных должностных лиц;

3) обсуждение правотворческой инициативы населения;

4) обсуждение проектов решений органов городского самоуправления по наиболее важным вопросам жизни города;

5) обсуждение коллективных обращений граждан в органы и к должностным лицам городского самоуправления и т.п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 29) закрепляет гарантии собрания граждан, связывая их с обязанностью соответствующих компетентных органов и должностных лиц местного самоуправления рассмотреть обращения, принятые собранием граждан и направить письменный ответ.

Согласно Закону 2003 г. (ст. 30) в местных нормативных актах и нормативных документах органов территориального общественного самоуправления должны быть предусмотрены случаи, когда конференция осуществляет полномочия собрания граждан.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 30) содержит требование определить и закрепить в уставах муниципальных образований, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления, уставах территориального общественного самоуправления такие организационные вопросы, как:

1) порядок назначения конференции (собрания делегатов);

2) порядок проведения конференций (собрания делегатов);

3) порядок избрания делегатов на конференцию (собрания делегатов).

Согласно действующему законодательству инициатором проведения конференции (собрания делегатов) могут выступать:

а) жители;

б) глава муниципального образования;

в) глава местной администрации;

г) депутаты представительного органа местного самоуправления;

д) органы территориального общественного самоуправления.

Конференция проводится в соответствии с регламентом работы, утверждаемым ее делегатами. Решения конференции принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Требования, предъявляемые к протоколу конференции, идентичны требованиям, закрепляемым для протокола собрания граждан.

Решения собрания, конференции граждан, как правило, в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и всех заинтересованных лиц. На основании решения собрания, конференции граждан органы и должностные лица местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты, которые также в официальном порядке опубликовываются. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления принимают меры по реализации предложений и критических замечаний, высказанных участниками собрания, конференции граждан, а затем информируют об этом население муниципального образования через средства массовой информации и иными доступными способами.

Элементом системы местного самоуправления и формой непосредственной демократии рекомендательного характера является территориальное общественное самоуправление. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) территориальное общественное самоуправление - это форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органов муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) устанавливает полномочия органов ТОС, в частности, они:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории (основной функцией субъекта ТОС является представление и защита интересов жителей своей территории в органах местного самоуправления и в органах государственной власти);

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом ТОС, исполняются иными органами ТОС, общее руководство при этом осуществляет председатель ТОС);

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. (Таким образом, особенностью статуса органов ТОС (и их основным отличием от общественных объединений, к которым органы ТОС иногда ошибочно относят) является право участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой инициативы.)

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно - через формируемые органы ТОС.

Система территориального общественного самоуправления как совокупность организационных форм осуществления ТОС обычно включает в себя следующие элементы:

1) формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей, опросы населения и т.п.);

2) органы ТОС (собрание, комитет, председатель и т.п.);

3) добровольные союзы органов ТОС.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) впервые закрепляет многоуровневую модель территориального общественного самоуправления, определяя следующие территории осуществления ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган ТОС. Многоуровневая система предполагает подчинения нижестоящих уровней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот, в свою очередь, председателю ТОС микрорайона. Таким образом, создается разветвленная система по обслуживанию жилищного комплекса и благоустройству его территории.

Органы ТОС избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов ТОС могут проводиться как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) ТОС регистрируется в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Высшим руководящим органом ТОС является общее собрание (конференция) жителей соответствующей территории. Закон 2003 г. (ст. 27) закрепляет, что общие собрания жителей правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой местной администрации по предложению инициативной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций ТОС, относя к ним следующие вопросы:

1) установление структуры органов ТОС (на общем собрании жителей определяются виды избираемых органов ТОС, как правило, это председатель, осуществляющий общее руководство, исполнительно-распорядительный и контрольно-ревизионный органы ТОС, на собрании также определяется количество работников органов ТОС);

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений (устав как нормативно-учредительный акт ТОС может быть принят только на общем собрании, конференции жителей);

3) избрание органов ТОС (именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председатель ТОС и органы ТОС);

4) определение основных направлений деятельности ТОС (на собраниях, конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории ТОС, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-бытовых потребностей граждан);

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении (в данном случае под сметой следует понимать финансово-плановый акт субъекта ТОС, определяющий целевое назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, один год) с разбивкой по кварталам);

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС (председатель и органы ТОС отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта ТОС).

В муниципальных правовых актах также определяется компетенция исполнительного органа ТОС. Так, Положение Саратовской городской Думы от 28 июля 2006 г. "О территориальном общественном самоуправлении в г. Саратове" закрепляет, что исполнительный орган ТОС имеет право:

1) созывать собрания, конференции жителей;

2) заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления, а также с другими организациями независимо от форм собственности;

3) принимать через своих представителей участие с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;

4) распоряжаться финансовыми средствами субъекта ТОС и т.п.

Для осуществления контроля и проверки финансовой деятельности исполнительного органа общее собрание или конференция жителей субъекта ТОС избирает контрольно-ревизионный орган (комиссию, контролера и т.п.).

Органы ТОС обязаны иметь устав ТОС. Требования к уставу ТОС определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27). Так, в уставе ТОС устанавливаются:

1) территория осуществления ТОС (уставы ТОС содержат подробное описание границ своей территории с указанием улиц, номеров дворов, описанием природно-географического ландшафта и т.п.);

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС (данные статьи встречаются практически во всех уставах ТОС);

4) порядок принятия решений (решения, затрагивающие интересы жителей принимаются на сходах, конференциях ТОС);

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС (уставы ТОС, как правило, содержат перечень прав и обязанностей ликвидационной комиссии, которая создается для ликвидации ТОС).

Муниципальными правовыми актами закрепляется порядок формирования финансовых ресурсов органов ТОС. Так, Положение Саратовской городской Думы от 28 июля 2006 г. "О территориальном общественном самоуправлении в г. Саратове" устанавливает, что финансовые средства органов ТОС могут состоять из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от хозяйственной деятельности органов ТОС, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. Заемные средства включают в себя не только ссуды и кредиты банков, но и гранты. Органы местного самоуправления передают органам ТОС финансовые средства на осуществление конкретных мероприятий, планов, программ.

Территориальное общественное самоуправление по своей сути наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан в силу следующих причин:

1) территориальное общественное самоуправление максимально приближено к жителям;

2) возможности территориального общественного самоуправления гораздо шире, чем у других самоуправленческих систем;

3) численность населения, с которым работают органы территориального общественного самоуправления, несоизмеримо меньше чем в муниципальном образовании, поэтому появляется возможность работать с конкретными людьми, используя индивидуальный подход.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28) впервые вводит новую форму прямого волеизъявления граждан - публичные слушания. Закон 2003 г. определяет целью проведения публичных слушаний: обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Публичные слушания могут быть проведены как представительным органом местного самоуправления, так и главой муниципального образования.

С инициативой проведения публичных слушаний могут выступать следующие субъекты:

1) население муниципального образования;

2) представительный орган местного самоуправления;

3) глава муниципального образования.

Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.

В муниципальной практике впервые встречается форма непосредственной демократии рекомендательного характера, которая тем не менее обязательно должна проводится по некоторым вопросам местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28) закрепляет перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Следует отметить, что результаты публичных слушаний оформляются как резолюция или рекомендации и носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.

Решение приведенных в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28) вопросов раньше не требовало обязательного привлечения населения муниципального образования к их обсуждению. Введение данной формы будет способствовать активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления и развитию демократии на местном уровне.

Демократический характер публичных слушаний обеспечивается в том числе и массовостью участия в них. Так, в публичных слушаниях вправе принимать участие:

1) жители муниципального образования;

2) депутаты представительного органа местного самоуправления;

3) глава муниципального образования;

4) должностные лица местной администрации;

5) руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

6) представители предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но расположенных на территории муниципального образования;

7) представители общественных объединений;

8) представители политических партий;

9) представители религиозных и национальных организаций;

10) председатели органов территориального общественного самоуправления;

11) представители профсоюзных организаций;

12) представители средств массовой информации и т.п.

В связи с этим Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28) определяет ряд мер, направленных на организацию участия жителей в публичных слушаниях. Так, представительный орган муниципального образования должен:

1) либо в уставе муниципального образования, либо в ином нормативно-правовом акте определить порядок организации и проведения публичных слушаний (данный порядок может быть во многом аналогичен процедуре проведения заседания представительного органа местного самоуправления);

2) предусмотреть заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний;

3) предусмотреть заблаговременное ознакомление жителей с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания (в публикуемой информации указываются место, время и ответственное лицо, которое обязано предоставлять проект муниципального правового акта и принимать все предложения от заинтересованных лиц по проблематике депутатских публичных слушаний);

4) обеспечить участие жителей муниципального образования в публичных слушаниях;

5) опубликовать (обнародовать) результаты публичных слушаний.

Для осуществления данных мероприятий необходимо тесное сотрудничество представительного органа муниципального образования со средствами массовой информации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также регламентирует порядок проведения опроса граждан, рассмотрения обращений жителей и закрепляет возможность осуществления иных форм непосредственной демократии.

Опрос граждан является одной из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Кроме того, опрос граждан - это самостоятельный институт непосредственной демократии. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 31) опрос граждан проводится с целью:

1) выявления мнения жителей муниципального образования или части его территории;

2) учета мнения жителей при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления и органами государственной власти по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения соответствующей территории.

Отличительная черта такого института, как опрос, в том, что его результаты носят рекомендательный характер.

В соответствии с законодательством в опросе участвуют жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста, преимущественно проживающие на данной территории и обладающие избирательным правом. В зависимости от характера выносимого на опрос вопроса, инициаторами проведения опроса являются:

1) по вопросам местного значения - представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования;

2) для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения - орган государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 31) содержит требование закрепления порядка назначения и проведения опроса граждан в уставе муниципального образования и (или) в нормативно-правовых актах представительного органа местного самоуправления.

В данном акте должны быть отражены следующие организационные вопросы:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

6) основания для признания опроса несостоявшимся.

В соответствии с Постановлением главы г. Новосибирска от 18 апреля 2005 г. "О порядке назначения и проведения опроса граждан" (ст. 3) недействительными признаются следующие записи в опросном листе:

1) записи, по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса;

2) записи, не содержащие данных о голосовавшем;

3) записи, не содержащие подписи голосовавшего;

4) повторяющиеся записи.

Опрос граждан признается несостоявшимся в случае, если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа граждан, установленного в решении представительного органа местного самоуправления о назначении опроса граждан.

Опрос граждан признается недействительным, если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования граждан, принявших участие в опросе.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 31) жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 31) определяет источники финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан и различает их в зависимости от вопроса, выносимого на опрос, следующим образом:

1) при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета;

2) при проведении опроса по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. в качестве формы участия населения в осуществлении местного самоуправления также определяет обращения граждан в органы местного самоуправления.

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следует отметить, что право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации (например, учреждения, организации, предприятия и их должностные лица).

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

1) по форме обращения выделяют письменные и устные;

2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;

3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами:

а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан);

б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица;

в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир);

г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.

4) по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права или интереса, закрепленного законодательно. Заявление не связано с нарушением прав и законных интересов гражданина и, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот).

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления нарушенных (действием или бездействием) прав и законных интересов.

Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования, на решение вопросов местного значения (например, по улучшению благоустройства муниципального образования, по повышению качества работы пассажирского транспорта).

Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании за каким-либо лицом определенного статуса, прав или свобод.

Таким образом, термин "обращение" имеет обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, имеют различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 32) устанавливает максимальный срок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления - один месяц. В течение данного срока должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 32) организационные вопросы рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления (например, структура и форма обращения, процедура подачи обращения, порядок и сроки его рассмотрения) должны быть закреплены в законах субъектов Российской Федерации и в нормативно-правовых актах представительных органов муниципальных образований.

Вместе с многообразием процессуальных особенностей законы субъектов РФ также содержат общие правила рассмотрения обращений граждан. Так, например, согласно большинству законов субъектов РФ поступившее обращение должно быть зарегистрировано, так как с этого момента начинается срок, в течение которого оно должно быть рассмотрено.

Обращение должно содержать следующие сведения:

1) наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение;

2) фамилию, имя, отчество обращающегося;

3) адрес либо данные о месте работы (или учебы) обратившегося;

4) изложение существа дела;

5) дату;

6) подпись.

Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (за исключением анонимных сигналов о преступлениях и террористических актах, поступающих в правоохранительные органы).

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность органов и должностных лиц местного самоуправления своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Обращения рассматриваются теми структурными подразделениями органов и теми должностными лицами местного самоуправления, к ведению которых относятся затрагиваемые в обращениях вопросы. Должностные лица местного самоуправления также обязаны проводить личный прием граждан, который осуществляется в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 32) устанавливает административную ответственность за нарушение должностными лицами местного самоуправления порядка и сроков рассмотрения обращения граждан.

Работа с обращениями граждан является важнейшим элементом комплексной работы органов местного самоуправления, направленной на формирование условий для реализации принципа открытости власти. Работа с обращениями граждан позволяет не только оперативно решать вопросы жителей, но и получать оперативную информацию о наиболее актуальных проблемах муниципального хозяйства. Анализ обращений граждан показывает, что тематика обращений соответствует вопросам местного значения и на протяжении последних лет остается примерно одинаковой. Наибольшее количество обращений поступает по вопросам оформления земельных участков, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, отселения из ветхого жилья, неудовлетворительного коммунального обслуживания на фоне роста стоимости ко




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.281 сек.