Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи курса




Учебные:

ü Создать у студентов представление о риторике как науке, имеющей традиционно большое значение для развития личности и общества в целом, а также о месте риторики в системе гуманитарных дисциплин.

ü Представить основные этапы развития риторики (от античности до современности), познакомить с основными трудами риторов разных эпох.

ü Представить категориальный аппарат риторики, классификацию родов и видов публичной речи и особенности судебного красноречия.

ü Создать у студентов четкое представление о публичной речи как средстве коммуникации.

ü Представить оратора и аудиторию как участников процесса публичного выступления.

ü Представить специфику текста публичной речи.

 

Образовательные:

ü Заложить базу риторических знаний и речевого самоконтроля.

ü Выработать у студентов риторические умения и навыки работы с текстом публичной речи.

ü Способствовать выработке навыков оратора и умений слушателя.

ü Научить строить ораторский диалог.

ü Дать направления индивидуальной работы по совершенствованию языковой личности.

Воспитательные:

ü Создать установку на осознание ответственности за слово как за поступок.

ü Создать установку на освоение уровня компетенции (в том числе речевой), соответствующей современному служителю Фемиды.

ü Повысить уровень общей (и речевой) культуры.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

получить представление:

1. об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства;

2. о нравственных основах судебной речи;

3. об общих принципах управления аудиторией;

4. о технике речи и невербальных средствах общения;

5. о концептуальных аспектах текста публичной речи;

знать:

6. базовые понятия современной риторики;

7. основоположников античной риторики, российской риторической школы;

8. риторический идеал разных эпох;

9. виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия;

10. лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;

11. особенности защитительной и обвинительной речей.

12. этапы классического риторического канона;

13. назначение планов и их виды;

14. основные виды аргументов;

15. план риторического анализа публичного выступления;

уметь:

· различать основные виды красноречия;

· анализировать тексты публичных выступлений;

· описывать предмет речи;

· использовать основные стратегии повествования;

· рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассуждения (хрию);

· пользоваться вербальными и невербальными ораторскими приемами;

· решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.;

· аргументировать свою позицию;

· управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;

· следить за собственным дыханием и дикцией;

· определять необходимый темп речи;

· анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление;

· прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать

 

Структура курса предусматривает лекции и семинарские (практические) занятия. В соответствии с требованиями стандарта, ряд занятий предполагает проведение в активных и интерактивных формах.

Содержание теоретического (лекционного) блока дисциплины составляют основные разделы:

I – «Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия»,

II – «Риторика – искусство убеждения»,

III – «Основы мастерства публичного выступления».

Семинарские (практические) занятия предполагают освоение основ практической риторики. В каждом разделе излагается теоретический материал (сопровождаемый практическими рекомендациями по продуктивному усвоению), выбираются тексты для анализа, даются задания для самостоятельной работы.

Данный учебно-методический комплекс ориентирован на студентов заочного отделения, специфика формы обучения которых предполагает, что значительную часть объема информации им предстоит освоить самостоятельно, поэтому включает:

1 – конспект лекций по основным темам дисциплины;

2 – методические рекомендации по освоению дисциплины, в которых, помимо общих рекомендаций, представлены темы практических занятий (вопросы, задания и упражнения к этим занятиям – Приложение 1);

3 – методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ориентируют студентов на продуктивное усвоение навыков работы с текстом речи и сопровождаются практическими рекомендациями по приобретению исполнительских навыков оратора. Для определения «шкалы» самоконтроля студентам предлагаются психолого-риторические тесты и тестовые задания: тесты – «Человек на трибуне» и «Уровень вашего умения слушать», тестовое задание «П роверка слуховой памяти» (Приложение 2). Для успешного формирования базы риторических знаний, умений и навыков предлагаются задания и упражнения для самостоятельной работы по всем основным темам дисциплины (Приложения 3,4,5);

4 – задания для выполнения контрольной работы (для студентов, обучающихся на базе общего среднего (полного) образования) – рекомендации по выполнению контрольной работы – Приложение 6);

5 – список рекомендованной литературы содержит издания, имеющиеся в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина (издания указаны вместе с библиографическим шифром).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Ú знать основные исторические этапы развития риторики и представлять ее традиционно общественно-научную значимость;

Ú представлять особенности публичной речи как средства речевой коммуникации;

Ú уметь составлять тексты публичных речей разных родов и видов;

Ú владеть спецификой функциональных ролей коммуникантов;

Ú стремиться к приобретению навыка коммуникативного самоконтроля.

 

Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 зачетные единицы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.