Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По изучению дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дисциплина «Риторика» включена в программу высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» квалификация «бакалавр» и изучается студентами очного и заочного отделений. Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские (практические) занятия.

Важной частью риторической подготовки является овладение студентами базовым теоретическим материалом, представленным в лекциях и учебно-методическом комплексе по предмету. Вместе с тем студентам необходимо пополнять свой багаж знаний и за счет литературы, причем не только рекомендованной в рамках изучаемой дисциплины, но и с учетом межпредметных связей последней. Однако главным в освоении риторическим мастерством остается приобретение студентами практического опыта оратора.

У студентов-заочников, особенно работающих в юридических фирмах и судах, коммуникативная (в том числе зачастую и ораторская) практика, безусловно, шире, чем у первокурсников очного отделения. Их опыт формируется в процессе реального общения с юристами и по юридическим вопросам. Однако в этом есть и слабая сторона – видимость умений. И если кому-то из студентов на занятиях покажется, что «это вы уже проходили», не спешите с выводами. Никогда и никому не следует пренебрегать «классической» основой обучения – повторением.

А теперь рассмотрим один из «ключевых» вопросов практической риторики – вербальные и невербальные ораторские приемы воздействия и их допустимость.

Сначала несколько слов о невербальных средствах общения, которые имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, а с помощью мимики, жестов, поз – 55%.

В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию. Поэтому для юриста исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой – понимать язык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас.

Теперь непосредственно об ораторских приемах.

Особую роль в ораторском выступлении играют приемы «живой речи», ведь для того чтобы избежать ситуации, когда «четверть слушателей занята «перевариванием» информации, а три четверти активно борются со сном», оратору нужно разнообразить свою речь.

За эпохи существования мировая риторическая практика накопила арсенал таких приемов: это приемы установления контакта и привлечения и удержания внимания, приемы стимулирования интереса и диалогизации монолога. Специалисты утверждают, что для достижения успеха начинающему оратору достаточно уметь применять 10-15 приемов стимулирования внимания и интереса, хотя репертуар профессионального оратора насчитывает их более 100![19] Вот некоторые из них.

Первый из приемов установления контакта – начальная пауза: установление зрительного контакта, сопровождаемое 5-7-ми секундным молчанием. Далее следуют обращения и формулы этикета.

Среди приемов привлечения и удержания внимания уместно использовать «фактор края» – первая и последняя фразы всегда запоминаются лучше. Запоминаются также и образы, созданные средствами выразительности. Тропы и фигуры в ораторской речи незаменимы, но регламентированы. Сравнения с «оживляющим» эффектом, гипербола (некоторое преувеличение помогает заострить внимание аудитории к предмету речи), риторические вопросы и восклицания, экспрессия – все должно быть уместно.

Всегда хорошо принимается слушателями уместное остроумное юмористическое замечание: «Веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов», – уверял А. Франс. Не менее интересным для слушателей является свободное изложение речи оратором, т. е. импровизация (однако путать ее с неподготовленной речью неправильно и опасно).

Среди приемов стимулирования интереса слушателей часто используется апелляция к интересам аудитории. Этот прием характерен для лекторов, которые сразу начинают с главного. Единственное условие такого «прямого включения»: аудитория должна быть уже подготовленной к тому, чтобы воспринимать материал.

В любом случае, применяя тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. Так, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала для достижения эффекта неожиданности предписывает говорящему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информирован, чем аудитория). Создание (изложение) парадоксальной ситуации часто сопровождается «провокацией», которая призвана вызвать у слушателей реакцию несогласия. Здесь важно не отступить от запланированного «на роптание» регламента, иначе ситуация может выйти из-под контроля. Использование этого приема дает говорящему краткий промежуток времени для уточнения формулировок, а также для подготовки слушателей к конструктивным выводам. Прием краткого отступления от темы обеспечивает возврат к ней – но уже на более высоком уровне интереса и внимания аудитории.

К приемам диалогизации монолога относится часто используемая преподавателями на занятиях проблемная ситуация, призванная стимулировать у учеников познавательный интерес, а также прием сопереживания, когда оратором увлеченно и подробно описываются события, связывающие его с аудиторией. Вопросно-ответное построение главной части текста дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решения по обсуждаемой проблеме. Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, «нестандартно мыслящего» собеседника.

Для освоения вышеизложенного на практике и проверки собственных риторических умений вести ораторский диалог, а также для подготовки к практическим занятиям по темам «Искусство спора. Аргументация» и «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию» (занятия предполагают интерактивную форму обучения) следует выполнить ряд заданий и упражнений (см. Приложение 1).

Что касается ораторских навыков в целом, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично. И стремитесь наделить свою ораторскую Музу, вслед за великим Баратынским, «лица необщим выраженьем».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Основными видами учебных занятий по дисциплине «Риторика» являются лекции, семинарские и практические занятия, индивидуальные консультации. Для студентов, обучающихся на базе общего среднего (полного) образования, предусмотрено выполнение контрольной работы. Вопросы, не рассмотренные на занятиях, изучаются студентами в ходе самостоятельной работы. Студенты заочной формы обучения могут заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя, принимать участие в студенческих конференциях, готовить научные доклады и статьи. Тематика научных изысканий обсуждается с преподавателем на индивидуальных консультациях (примерную тематику научных докладов – см. следующий раздел УМК).

Нет необходимости убеждать будущего юриста в важности занятий риторикой. Вместе с тем получить хорошую риторическую подготовку значит иметь хорошую эрудицию, знания по теории риторики, умения работать с текстом публичной речи и обладать ораторским мастерством, овладение которым сопряжено зачастую с преодолением самого себя. Нужно много читать, подмечать, анализировать и уметь учить самого себя. Для этого студентам настоятельно рекомендуется следующее:

ü Заведите тетрадь.

ü Учитесь работать с зеркалом.

ü Учитесь видеть себя со стороны:

· своими глазами – для самоанализа,

· глазами собеседника,

· глазами аудитории.

ü Учитесь слышать себя со стороны:

· для самоанализа,

· чтобы понять, как вас слышит и понимает собеседник или аудитория.

Хорошо бы для занятий риторикой дома использовать диктофон и (или) видеокамеру, тогда отработка дикции, дыхания, голоса, интонирования текста (то есть интонации и пауз) будет более продуктивной.

В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:

o результаты анализа, выводы,

o памятки,

o цитаты,

o вопросы.

Например:

Задание 1: Массовая информация не предполагает реального диалога с получателем: ведь нельзя же, например, в диалоговом режиме задать вопрос диктору, читающему новости. Таким образом, воздействие текста носит не индивидуальный, даже не сегментный, а статистический характер.

Тем не менее, и при такой форме коммуникации существуют непреложные риторические правила. Какие? Сделайте анализ нескольких последних телевизионных сообщений, обращая внимание на характерные риторические ошибки. Попробуйте исправить их. Что, по вашему мнению, изменится при этом: содержание или форма речи? Станет ли другим восприятие речи массовой аудиторией?

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Задание 2: Что значат эти замечания известных людей по отношению к оратору и его речи? Согласны ли вы принять их в качестве советов и рекомендаций?

Попробуйте вывести для себя риторическое правило подготовки текста речи (оформите в тетради как «памятную страницу»).

1) «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести» (Скилеф). 2) «Можно, должно все говорить, когда умеешь все сказать» (А. Франс). 3) «Отличайте слова, в которых суть, от других. Движение без направления немыслимо» (С.М. Волконский). 4) «Великое правило: если твое немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его по крайней мере оригинально» (Г. Лихтенберг).

Задание 3: Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте себе памятку, чтобы суметь избежать их на практике.

Задание 4: Современный известный ритор А.А. Волков в своем учебном пособии приводит ряд рекомендаций по произнесению ораторской речи. Последуйте его советам и, чтобы не забыть их, оформите как памятку и проделывайте эти упражнения каждый раз во время репетиций.

«Многие, в том числе и опытные ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

Однако слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, следует непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания: не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем.

Если это не помогает, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног».[20]

Задание 5: С.Н. Паркинсон предлагает начинающим ораторам изучить видеозапись их выступления:

«Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальца. Какой из этих жестов был необходим? Какое впечатление производят все остальные, кроме того, что человек не может сидеть спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы вы раскрыть именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?» [21]

 

Задание 6: Наполеон I не раз подчеркивал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Как вы считаете, это касается карьерного роста вообще или продвижения по конкретной служебной лестнице?

[Занесите в «цитатник»: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Наполеон I (подчеркивал не раз)].

 

Задание 7. Самоконтроль и самооценка оратора.

Самоконтроль должен осуществляться самим оратором на всех этапах подготовки речи – от выбора темы до обратной связи со слушателями. Сразу после выступления дается общая (синтетическая) оценка: оценивается результат всего выступления, его эффективность. Позже оратор должен проанализировать свое выступление детально (аналитически).

Разберите свое выступление по следующим позициям (оформите анализ в тетради на «памятных страницах»).

Схема синтетической оценки

1. Речь удалась – речь не удалась.

2. Контакт с аудиторией был – контакт с аудиторией был слабый – контакта с аудиторией не было.

3. Меня поняли и со мной согласились – меня поняли и со мной не согласились – меня не поняли, но со мной согласились – меня не поняли и со мной не согласились.

4. Как я держался во время речи?

5. В каком эмоциональном состоянии я ухожу с этой встречи (после выступления)?

Схема аналитической оценки

1. Как аудитория встретила меня? (Доброжелательно, равнодушно, безразлично, сдержанно, недоверчиво и т.д.)

2. Каким было начало речи? Вызвала ли вводная часть заинтересованность, оживление, настороженность и т.п.?

3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на протяжении речи? Оно изменялось в мою пользу или наоборот?

4. Если аудитория реагировала отрицательно, – как в целом, так и по частям моей речи, – то чем это могло быть вызвано?

5. Как я сам(-а) реагировал(-а) на неудачи? И как на успехи?

6. Как я сам(-а) оцениваю выбор темы и ее раскрытие, план и композицию выступления?

7. Как я сам(-а) оцениваю свою устную речь: дыхание, были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно сказать о громкости, темпе, плавности речи?

8. Как аудитория отзывалась на мои аргументы, примеры, шутки, вопросы?

9. Как я держался(-ась): просто, свободно, скованно?

10. Что я могу использовать из опыта подготовки и самого исполнения речи в своей дальнейшей работе?

Вопрос:

Оптимальный темп русской речи?

Когда находите ответ: «Оптимальный темп русской речи (для носителей русского языка) составляет 110-120 слов в минуту, однако для публичной речи, например лекции, лучше всего произносить в минуту не более 70 слов»[22], – оформите в тетради как памятку.

Вопрос:

Основные подгруппы невербальных средств общения?

Когда находите ответ: « Выделяют пять основных подгрупп невербальных средств общения:

1. Кинесические средства общения – зрительно воспринимаемые движения другого человека выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

2. Проксемические средства общения – пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию.

3. Просодические средства общения – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тембра, тембр голоса, сила ударения (фразового, логического), интонация (тон, интенсивность, длительность).

4. Экстралингвистические средства общения – включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание, заикание и др.).

5. Такесические средства общения – динамические прикосновения к партнеру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т.п..)»

– оформите в тетради как памятку (можно как таблицу).

 

 

Как известно, «встречают по одежке…». Поэтому перед зеркалом внимательно оглядите себя и соотнесите свой внешний облик с ситуацией, к которой вы готовитесь. Учитесь видеть в зеркале «говорящие» штрихи к вашему портрету, когда вы берете на себя функцию говорящего. Причем, не только своими глазами, но и глазами собеседника или целой аудитории. Учтите, что внешний облик, манеры, позу, мимику и жесты говорящего слушатель оценивает в первую очередь.

При освоении секретами речевой практики следует обратить внимание в первую очередь на уровень речевого самоконтроля (см. Приложение 2). Для формирования базы риторических знаний, умений и навыков следует выполнить комплекс заданий и упражнений по всем основным темам дисциплины (см. Приложение 3,4,5).

Если что-то очень понравится вам, научите этому упражнению коллег; если же что-то покажется любопытным – обсудите с ними. Иначе говоря, приобщите их к риторической практике (кстати, у вас появится возможность спрашивать у них, как справляетесь с риторической подготовкой вы сами).

Работайте, веря в успех. И не стесняйтесь спрашивать у преподавателя и сокурсников, как у вас получается. И, конечно же, «не избегайте любой возможности публичного выступления и рассматривайте это как благодарную возможность еще раз поупражняться. Помните, что наиболее преуспевшие ораторы и дикторы изучали искусство речи годами, и тем не менее продолжают упражняться…»[23].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.