КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест «Уровень вашего умения слушать»
Тест «Человек на трибуне». 2. Тестовое задание «Проверка слуховой памяти». 1. Тест «Человек на трибуне»
У каждого оратора существует свой способ общения с аудиторией, свой стиль. Как справедливо заметил В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпою силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д.»[25]. Характер общения зависит от темперамента и индивидуальных качеств человека. Однако в психологии общения принято выделять два основных типа: «авторитарный» и «демократичный». Представители авторитарного типа подчиняют себе аудиторию, не допускают вольностей в поведении и речи. Безусловно, они учитывают реакцию аудитории, но предпочитают держать бразды правления в своих руках. Принадлежащие к демократичному типу ораторы, ориентируясь на реакцию слушателей, в известной мере сами подчиняются аудитории. Они имеют более гибкую индивидуальную манеру общения и располагают более разнообразным выбором вариантов речевого поведения. У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от слушателей может сделать оратора нечувствительным к их интересам; стремление же во всем следовать аудитории может привести его к потере эффекта от выступления, а зачастую и собственного авторитета. Чтобы избежать ошибок, определите свой тип общения со слушателями. И к какому бы типу вы не относились, не пытайтесь копировать манеру другого. Инструкция:
На каждый из вопросов необходимо ответить «Да» или «Нет».
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если не раз выступали на эту тему? 2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности? 3. Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя? 4. Всегда ли одинаково начинаете выступление? 5. Приходите ли задолго до начала выступления? 6. Нужно ли вам время, чтобы установить контакт с аудиторией и заставить ее внимательно вас слушать? 7. Стремитесь ли вы говорить по строго намеченному плану? 8. Любите ли вы во время выступления двигаться? 9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их? 10. Успеваете ли во время выступления пошутить? Результаты: Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на все остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу ораторов. Если же наоборот – к демократичному. Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5 – у вас сильный тип нервной системы. «Нет» на вопросы 1, 4, 6 и 10 говорит о подвижности ваших эмоций. Рекомендации для ораторов авторитарного типа: Вам нужно предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку выступления. Следует составить подробный предварительный конспект, даже если не собираетесь говорить «по бумажке». Рекомендации для ораторов демократичного типа: Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти к слушателям. Максимально контролируйте свое поведение, мимику, жесты, интонации, чтобы выработать специфическую, свойственную только вам манеру общения с аудиторией. 2. Тестовое задание «Проверка слуховой памяти» Предложите своей аудитории упражнение для проверки и развития слуховой памяти[26] (но предварительно, попросив вам помочь, выполните его сами). Помните: оптимальная скорость речи составляет 110-120 слов в минуту (средняя скорость речи может достигать и 150 слов в минуту), слушающий же способен воспринять в минуту от 300 до 500 слов. Так что у него остается время на анализ фактов и повтор некоторых слов и фраз вслед за говорящим.
Итак, прочтите вслух 10 слов под порядковыми номерами со скоростью 1 слово – 2 секунды, и пусть ваши слушатели запишут запомнившиеся слова с их номерами. Например: 1 – клен, 2 – акварель, 3 – медленно, 4 – глобус, 5 – культура, 6 – мужественный, 7 – сова, 8 – фотографировать, 9 – кристалл, 10 – сходство. (Слова могут быть и другими; единственное ограничение: хорошо знакомыми вашим слушателям). Порядок подсчета коэффициента таков: Ø если порядковый номер и слово совпадают – 10 баллов; Ø если слово и его номер не совпадают – 5 баллов. Сумма баллов дает примерный процент эффективности слуховой памяти. Результаты: От 100 до 90 баллов – эффективность слушания» 95%; От 85 до 70 баллов – эффективность слушания» 80%; От 65 до 50 баллов – эффективность слушания» 60%; От 55 до 30 баллов – эффективность слушания» 40%; От 25 до 10 баллов – эффективность слушания» 20%; Менее 10 баллов – эффективность слушания» 5%. 3. Тест «Уровень вашего умения слушать» Инструкция: На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно. Варианты ответов: - «почти всегда» - «в большинстве случаев», - «иногда», - «редко», - «почти никогда».
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) вам не интересны? 2. Раздражают ли вас манеры собеседника? 3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость? 4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком? 5. Перебиваете ли вы собеседника? 6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? 7. Изменяется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник? 8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, «сленговые словечки», вульгаризмы? 10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику? Ключ: (в баллах): «почти всегда» – 2, «в большинстве случаев» – 4, «иногда» – 6, «редко» – 8, «почти никогда» – 10. Результаты: Максимальная оценка – 100 баллов. Если вы набрали 62 и более, то уровень вашего умения слушать выше среднего. Экспериментально подтверждено, что средний балл слушателя – 55.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |