Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список речей для риторического анализа




Задания и упражнения на отработку поз говорящего и слушателя.

Задания и упражнения на овладение жестикуляцией.

Задания и упражнения на овладение мимикой.

Задания и упражнения на отработку интонирования текста.

Задания и упражнения на владение голосом.

Дом, который построил Джек.

 

Вот дом,

Который построил Джек.

 

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

А это старушка, седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

 

 

4. Прочтите любимое стихотворение вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор дыхания в начале, середине и конце строки.

Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.

Ú Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

Ú Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

Ú Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), – к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов. Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

С учетом особенностей отработки голоса, проделайте следующие упражнения:

1. Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. (Прозвучавшая нота – центр голоса).

2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.

При проделывании этого упражнения для изменения высоты голоса, то есть расширение его диапазона, следует обращать внимание на то, откуда берется сила голоса (более низкий голос должен идет из брюшной полости). Кроме того, необходимо постоянно помнить о правильном дыхании.

3. Для успешной выработки направления голоса звук можно представить мячом, который говорящие кидают друг другу.

 

4. Ролевое упражнение на выработку направления голоса: группа становится спиной к одному человеку, который «кидает» звук (например, а-а) в кого-либо, стоящего спиной. Если посыл будет успешным, то стоящий спиной почувствует, что обращаются к нему. Затем игроки меняются местами.

Следует помнить: упражнения на направление голоса – одни из самых сложных; для их выполнения необходим навык хорошего владения правильным речевым дыханием и тональностью.

5. Характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке – его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса: Сила: - громкий голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости;- тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;- резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении. Высота: - фальцет (дословно – «головной голос») присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта;- грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно;- высокий пронзительный голос – признак страха и волнения;- низкий голос означает покой, расслабленность и достоинство. Артикуляция: - ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости;- расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли. Скорость речи: - оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;- спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;- заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость. Режим и течение речи: - ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) свидетельствует о богатстве чувств, уравновешенности, хорошем основном настроении;- строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств;- округло-текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально;- угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.Проанализируйте собственную звучащую речь.Определите свои сильные стороны; подумайте, не мешает ли невладение техникой звучащей речи раскрываться вашей личности в ситуациях речевого общения? Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

1. Богатство выразительных возможностей интонации не раз отмечалось исследователями. В.Н. Всеволодский-Гернгросс, например, насчитывает в русской речи 16 интонаций:

· вопросительная · пригласительная · утвердительная
· восклицательная · перечислительная · положительная
· интонация удивления · повествовательная · просительная
· звательная · сопоставительная · повелительная
· убедительная (поучительная) · увещевательная
· интонация перерыва или связи · индифферентная

Дайте функциональную характеристику каждому из видов интонации. Приведите примеры.

 

2. Тяните «а-а-а», меняя звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук, а затем снижайте его до полного вымирания.

3. Произнесите нейтральную речевую структуру (например, «Мне пришло письмо до востребования» или «Ждите меня к весне») с интонацией:

1) радости, 2) изумления; 3) иронии; 4) горя; 5) возмущения; 6) категорического требования; 7) приказа; 8) заветного желания; 9) просьбы; 10) угрозы; 11) интриги.

4. На каждое слово поочередно поставьте логическое ударение и проанализируйте, как меняется при этом смысл фразы.

Например:

Дайте мне чашечку кофе (я сделал заказ уже давно);

Дайте мне чашечку кофе (именно мне, а не кому-то другому);

Дайте мне чашечку кофе (маленькую чашку);

Дайте мне чашечку кофе (а не чаю).

 

1) Выбери, пожалуйста, красивую книгу.

2) Нужные бумаги лежат на столе.

3) Она сама туда придет.

4) Вы звонили мне?

 

 

5. Прочтите следующие выражения, соблюдая обозначенные стрелками повышение и понижение голоса.

Пример:

Аторадолжна быть лю

У ор ­ ¯ прежде всего ­ ¯ бОвь к

¯ дЕлу, о котором

¯ он гово

¯ рИт.

(М. Горький)

 

По данному образцу прочтите следующие выражения:

1) «Последствия слова, сказанного вовремя, неисчислимы» (Амиель).

2) «Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусственной» (Сенека).

3) «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи» (К.С. Станиславский).

4) «Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания» (К.С. Станиславский).

Подберите другие высказывания, в том числе вопросительные и побудительные, прочтите вслух, послушайте сами себя.

6. Используйте приведенные выше высказывания в качестве тезисов и распространите их аргументами. Выделите смысловой центр высказывания логическим ударением, паузами.

Замедляя и ускоряя темп произношения отдельных слов, словосочетаний и предложений в потоке речи, передайте смысловые акценты построенной вами аргументации.

 

7. Для усиления эмоциональной стороны слова в речи используется эмфатическое ударение. Гамма сильных положительных эмоций (восторг, восхищение, удовольствие, умиление и т. п.) выражается, как правило, в удлинении ударного гласного, например: Та-ак! Да-а! Отрицательные же эмоции (негодование, раздражение, угроза, гнев и др.) зачастую проявляются в удлинении первого согласного в слове, например: Ч-черт побери! З-замолчите!

В свою очередь, категоричному утверждению соответствует краткое, но максимально энергичное произношение всего выделяемого слова (особенно ударного слога): Так! Да! Причем, глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют более плавной смены интонации. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Приведите по 2-3 примера на каждый из видов эмфатического ударения. Как вы думаете, всегда ли уместен такой способ выражения эмоций, как эмфатическое ударение, в публичной речи?

 

 

8. С.М. Волконский описал риторическое ударение как переломленное ощущение, макушку, на которую вы взбирались, на которой остановились и с которой спускаетесь во вторую часть периода.

Например:

Если хочешь меня застАть – приходи сегодня.

Приведите 5 собственных примеров с риторическим ударением (учите, что в родительном падеже существительное превращается в прилагательное, и ударение с него снимается).

 

 

9. Внимательно прочтите примеры совпадения и несовпадения логической (/) и психологической (//) пауз и определите функциональную нагрузку каждой из них.

· логическая и психологическая паузы совпадают:

Я знаю: (/) (//) город будет!

· логическая пауза предшествует психологической:

1) Но что-то вдруг мелькнуло…/ шорох, … / тише…/

Нет, // это свет обманчивой луны.

2) Полюбите вы снова, / но // учитесь властвовать собою.

· логическая пауза следует за психологической:

1) Представьте, // он притворился, / что ничего не знает.

2) Всякий рыболов – // поэт, / хотя и не писал никогда стихов.

На каждый из вариантов приведите по два примера.

1. Встаньте перед зеркалом и наденьте на себя следующие «коммуникативные маски»:

· доброжелательный взгляд;

· возмущенное лицо, гневный взгляд;

· приветливое лицо, приветливый взгляд,

· удивленное лицо, недоуменный взгляд.

Обратите внимание, как меняется при этом ваше лицо: то оно спокойное, то возмущенное, то имеет приветливое выражение. Выберите для себя еще несколько коммуникативных масок. Сделайте из этого выводы.

 

 

2. Встаньте перед зеркалом и окиньте взглядом воображаемую аудиторию из 10, 50 и 100 человек.

Приходится ли вам при этом отступать от зеркала? Продумайте, что еще может вам потребоваться для максимального зрительного контакта со слушателями.

3. Игра «Мимика»

Цель: эмоциональная гимнастика.

Ход игры: Ведущий последовательно поворачивается к одному из игроков и с помощью мимики и позы изображает некоторое эмоциональное отношение: восхищение, заигрывание, обида, ужас, усталость и др.

Игроку следует назвать эмоциональное состояние (или обратиться за помощью к тем, кто сидит рядом).

Угадавший сам становится ведущим.

Комментарий: При отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состояние только по его мимическому выражению очень сложно, причем еще и в ситуации, когда это состояние только изображается, а не переживается истинно. Но игра и строится на множестве гипотез и формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал.

 

1. Произнесите пословицы, сопровождая слова ритмическими жестами:

1) Говорит, как воду цедит. 2) Строчит как из пулемета.

2.Определите, какие жесты (ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические) могут быть использованы при произнесении фраз. Произнесите, жестикулируя, эти фразы перед зеркалом:

 

1) Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти!

2) Вы, правители и врачи, собрались на консультацию у постели больного. Займитесь же болезнью!

3) Все это не совсем так…

4) Перед нами пример того, что признается юстицией в качестве причины преступления.

5) Каждый судья должен иметь совесть, она имеет силу, и в этом заключается привилегия судьи.

 

3. Проанализируйте жестовое сопровождение речи ораторами в любом из ток-шоу. Оцените их с позиций целесообразности и нежелательности.

 

4. Наблюдая за беседой друзей, обратите внимание на «отзеркаливание» дружественных поз и жестов собеседниками.

Наблюдая за спором оппонентов, обратите внимание, что сторона, готовая к компромиссу, «нейтрализует» отрицательные, агрессивные невербальные проявления со стороны собеседника.

Как вы думаете, могут ли «отзеркаливаться» жесты при ссорах?

Обратите внимание на собственное невербальное выражение эмоций. Все нежелательные проявления «возьмите на контроль».

5. Игра «Угадай слово»

Описание: Участники разбивается на две команды.

Все пишут на листочках по существительному и сдают ведущему (существительные должны быть нарицательными и не слишком простыми). Это – задания для соперников (их количество должно быть равным).

От каждой команды поочередно вызывается игрок. Его задача –
за 20 секунд показать своей команде слово жестами.

Игра продолжается до последнего слова.

Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.

Могут быть учреждены номинации «За лучшее придуманное слово» и «За лучшее представление».

Комментарий: Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде.

 

1. Прочтите внимательно несколько рекомендаций оратору, данных А.А. Волковым[43]. Сравните их со своими привычками. Проанализируйте разницу и сделайте для себя выводы.

«Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. <…>

Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу».

 

 

2. Ораторская практика доказывает, что привычка правильно и удобно стоять во время выступления важна не только для легкости и подвижности позы, но и для чувства уверенности. Существуют целые комплексы упражнений по выработке манеры правильно стоять. Вот один из них:[44]

«Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не на столько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуете скованность в ногах, согните их несколько раз в коленях; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее».

 

 

3. Сядьте перед зеркалом. Представьте себе, что вы слушаете доклад. Отработайте активную позу при слушании.

 

 

4. Встаньте перед зеркалом. Представьте себе, что вы беседуете с другом или подругой. Отработайте мимическую маску и позу активного слушания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Рекомендации по выполнению контрольной работы

1. Внимательно изучите пункт II задания для выполнения контрольной работы, представляющий собой план риторического анализа текста речи.

 

2. Уточните для себя объемы каждого из пунктов плана риторического анализа текста (см. разделы «Тематика лекций» и «Методические рекомендации» в данном УМК).

 

3. Уточните для себя значение риторических терминов (Приложение 9.)

 

4.Обратите внимание: риторический анализ текста проводится в пяти основных аспектах:

1) в аспекте смысловой структуры,

2) в аспекте расположения идей речи,

3) в аспекте риторических форм (тропов и фигур),

4) в аспекте ориентации оратора на слушателя,

5) в аспекте самопрезентации автора.

 

Этим аспектам соответствуют части риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция.

5. Чтобы лучше представить «речевую материю», изучите концептуальные аспекты текста публичной речи: целевой, этический, лингвистический, психологический, логический.

Организующим началом публичной речи является цель, раскрывающая намерения оратора. Цель публичной речи всегда комплексна и предполагает ряд функциональных категорий, основные из которых – информативная и убеждающая. Ведущая целевая категория определяет вид речи, например: информативная – лекцию, доклад, сообщение; убеждающая – агитацию, речь на митинге, защитительную судебную речь т. п.

Этические требования к личности оратора и к ораторской речи традиционны. Еще Цицерон предупреждал: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие». Этический лейтмотив прослеживается и в русской риторике: в VIII веке М.В. Ломоносов, первым условием результативности ораторской речи называет условие, «когда слушатели знают, что он [оратор] добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец». В XIX веке Н.Ф. Кошанский именно в «желании общего блага», «добродетели» видит своего рода определитель истинного, а не мнимого красноречия; в начале XX века А.Ф. Кони учит ораторов: «нужно не лгать».

Этические требования относятся ко всему процессу коммуникации: к самому оратору, к его речи и к аудитории. Вместе с тем основная этическая нагрузка ложится на оратора, несущего нравственную гражданскую ответственность за сказанное и на уровне истинности содержания, и на уровне выбора языкового и паралингвистического оформления речи.

Лингвистические требования к публичной речи распространяются на умение оратора подобрать языковые средства выражения идеи, которую он намерен донести до слушателя. Представим их:

Информативность – содержательность речи. Сложность соблюдения информативности проявляется не столько в выборе конкретного слова, сколько в необходимости конкретных ссылок, нацеленных на создание полного представления о предмете речи. Так, например, оценочные слова интересно, хорошо, необходимо нуждаются в обязательном распространении так как, потому что посредством уместных стилю изложения синтаксических конструкций с возможностью замены союзов паузами при дальнейшем интонационном и жестовом выделении.

Точность – адекватность слова выражаемому им понятию – подразумевает соответствие понятию лексико-семантического варианта слова с учетом его конкретности и эмоциональности (шел, бежал, плелся); это же требование распространяется на синтаксис и на сопутствующие речи жесты и мимику.

Ясность – обусловленная точностью адекватность восприятия аудиторией значения слова или выражения. Смысловая ясность (неясность) формируется на уровне словосочетаний (эскизы [кисти] Репина), грамматических (велели [им] вернуть билеты) и сложных синтаксических конструкций (фотографии к журналам, [которые] понравились всем). Ясности речи способствуют также интонации и паузы.

Правильность – грамотность речи, соблюдение речевых норм всех уровней языка.

Богатство – многообразие используемых в речи оратора единиц языка.

Экономичность – оптимальная насыщенность, раскрывающая идейную нагрузку ораторской речи. Характерное нарушение данного требования – многословие, предполагающее неоправданную детализацию предмета речи, обилие вводных предложений, злоупотребление преувеличениями (абсолютная и неоспоримая истина) и излишними определениями (маловажный незначительный факт).

Уместность – наиболее подходящая к ситуации высказывания языковая организация речи. Связанная со стилем, уместность подразумевает целесообразность употребления терминов и профессионализмов, жаргонизмов (клевый, крутой), аббревиатур и звукоподражаний (ав-ав убежала), контролирует равновесие формальной и эмоциональной смысловой нагрузки слова (мой противник говорит неправду или мой противник – лжец).

Чистота – требование естественности речи. Критерием чистоты является оправданность употребления всех «инородностей» (okay, good-bye, ladies and gentlemen), диалектизмов (дюже), просторечий (мамаша) и вульгаризмов (харя), историзмов (вече), архаизмов (ланиты) и неологизмов. Недопустимы в любом случае канцеляризмы, подобные слову обилечивание, и слова-паразиты (значит, ну).

Благозвучие – сочетание звуков, слов, предложений, удобное для произношения и слухового восприятия. Звукопись также способствует ассоциативному восприятию речи. Однако, «...остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации», – учил П. Сергеич.

Речевой этикет – стереотипные единицы речи, значение которых определено шаблонными ситуациями этикета поведения. Этикет публичной речи определяется тональностью речи и обстановкой общения Обстановка выступления должна быть официальной, нейтральной или дружеской. Однако если она и может оказаться любой, то тональность речевого этикета обязана постоянно сохранять высокую или нейтральную окраску, т. е. из ряда синонимов: приветствую вас! здравствуйте! здорово! здрассьте! – допустимы только 1 и 2.

Невербальные средства речевого этикета проявляются в общении не только как сопутствующие (простите – руку к груди, легкий поклон; привет – улыбка, кивок; привет – взгляд в сторону), но и как «заменители» некоторых реплик (приветствие = пожатие или взмах руки).

Психологические требования к тексту публичной речи обусловлены ее спецификой – текст не для читателя, а для слушателя.

Адресация – установка речи на слушателя. Средством адресации можно рассматривать этикетные формулы, хотя в большей степени им свойственна нагрузка плана выражения речи. Собственными средствами адресации речи являются обращения (друзья!); вводные конструкции типа как видите, как мы знаем; конструкции [личное мест. + глагол 2-го л., мн.ч.] типа вы знаете, что...; императив (подумайте, согласитесь) и т. д. Вместе с тем адресация публичной речи осуществляется и самим содержанием речи, и ее паралингвистическим оформлением.

Авторизация – обнаружение собственного я оратора в речи. Осуществляется личными местоимениями (причем желательно говорить мы, мы с вами), глагольными формами (поясним, попробуем понять, будем откровенны, прошу вас...), конструкциями с вводными элементами (как нам кажется, на мой взгляд). Паралингвистические средства здесь могут не только способствовать ораторскому триумфу (горящий взгляд, звенящий голос), но и обнаружить скрываемые им смущение или гнев (покраснеть, сверкнуть глазами), неуверенность в себе или в произносимом (сцепить пальцы, дрогнувший голос).

Выразительность. Специфику выразительности как категории красноречия подметил А.И. Галич, определив в единстве «...изложение и выражение мыслей словами, речениями, оборотами, долженствующими иметь столько чувственного совершенства для приятной игры воображения, сколько то может быть совместно с легким и ясным обозрением». Иными словами, выразительность речи достигается эмоционально-экспрессивными элементами, включающими оценочный характер слова, и употреблением образных, ассоциативных речевых средств. Средства выразительности должны органично сочетаться с содержанием речи, что подчеркивает неразрывность эмоционального и рационального, и истинностью чувств оратора.

Эмоционально-экспрессивная окраска прослеживается на словообразовательном (дом - дом-ик, дом-ок, дом-ишк-о, дом-ин-а, дом-ищ-е) и на лексическом уровнях языка, особенно при синонимии экспрессивной (веселье, радость, ликование, торжество) и оценочной (плакать, рыдать, реветь). Оценочно-смысловую сторону речи, подчеркивают прилагательные (случай: житейский, заурядный, обычный курьезный, скандальный, счастливый), а также фразеологизмы (взволновать – задеть за живое), «крылатые» выражения, пословицы, поговорки, тропы и фигуры.

По сути, определяет выразительность речи весь ее контекст, где нейтральные слова могут восприниматься эмоционально, а высокая лексика приобретать насмешливо-ироническую интонацию.

Последовательность – риторическая организация текста ораторской речи с ориентацией на восприятие и усвоение слушателями. Соблюдение последовательности излагаемого материала распространяется в первую очередь на композицию речи, традиционными (но единственными) составляющими которой принято рассматривать зачин, введение, главную часть, заключение, концовку. Главным критерием композиции было и остается единство ее частей, сформулированное еще Платоном: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Предложения или периоды, составляющие текст публичной речи, должны отвечать идее речи и логике развития предмета речи, а также уровню восприятия смысла речи аудиторией. Общепринято использование индукции (изложение от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), аналогии и контраста, а также концентрического (изложение строится вокруг единого проблемного центра при постоянном возвращении к нему с целью углубления и расширения тематического вопроса), ступенчатого (последовательного, цепного) и параллельного методов построения текста, с применением анализа и синтеза в качестве логических приемов.

Логические требования к публичной речи не должны сводиться к представлению жестких правил логики, тем не менее, следование основным законам логики, необходимо. С одной стороны, это поможет самому оратору избежать ошибок и логических погрешностей, с другой – обеспечит доступное для аудитории раскрытие идеи речи.

Определенность – четкое, конкретное обнаружение и изложение идеи публичной речи. Определенность подразумевает апелляцию к закону тождества, предписывающему обязательность сохранения одного и того же понятия предмета речи. Подмена основного тезиса приводит к ошибке, предполагающей не-истину; умышленная подмена тезиса, обычно посредством использования многозначности слов, омонимии, приводит к софизму (Но когда говорят «камни, бревна, железо», то ведь этомолчащие, а говорят!); неразрешимое логическое противоречие – к паралогизму (апории Зенона: «Стрела», «Ахилл и черепаха» и т.д.) или семантическому парадоксу (парадокс Лжеца: «Все критяне лжецы»,сказал критянин Эпименид).

Непротиворечивость – четкое согласование элементов содержания речи. Достигается соблюдением закона противоречия и закона исключенного третьего. Первый отрицает одновременные полярные оценки одного и того же суждения (Земля вращается и одновременно не вращается вокруг Солнца); второй относится только к группе противоречащих высказываний («Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным», – говорил Платон).

Обоснованность представляет собой подтверждение истинности идей, сформулированных в публичной речи. Обоснованность опирается на закон достаточного основания, оперирующего доказательностью, т.е. связью любого выдвигаемого довода с действительными, обоснованными наукой, теорией и практикой фактами, примерами из жизни.

Вместе с тем следует иметь в виду, что сформулированные на основе законов формальной логики логические требования к публичной речи не распространяются на диалектическую логику, поскольку взятые за основу законы суть обобщение практики правильного мышления и не предполагают отражения всей диалектики реального материального мира. Это, в свою очередь, создает возможность при жестком соблюдении истинности речи использовать логические нарушения для создания выразительности. Так, нарушением непротиворечивости созданы, например, каламбуры плавающий топор, женатый холостяк.

Аргументированность – аргументация в пользу истинности тезиса. Комплексный механизм аргументации составляют как постоянные (тезис, довод или аргумент, основание, доказательство и обоснование), так и факультативные (антитезис, опровержение и демонстрация) компоненты.

6. Чтобы «услышать» и «увидеть» анализируемую речь, прочтите ее вслух перед зеркалом. И не забудьте, что вы читаете ее не себе, а воображаемой (хорошо представляемой) аудитории.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.