КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерактивные игры как средство групповой психологической работы
Ф 789 Фопель К. Клаус Фопель
Технология ведения тренинга: Теория и практика Перевод с немецкого 2-е издание
Москва «Генезис» 2005
УДК 159.98 ББК 88 Ф 789
Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.) ISBN 5-98563-003-Х
Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы. Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений? Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр. ISBN 5-98563-003-Х (рус.) ISBN 3-89403-099-2 (нем.)
© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000 © Издательство «Генезис», 2004 © М. Полякова, перевод, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ. 3 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.. 3 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.. 3 1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3 Развлекательные игры.. 3 Военные игры.. 3 Экономические игры.. 3 Психотерапевтические игры.. 3 1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3 Цели. 3 Количество участвующих в игре людей. 3 Глубина интервенции игры.. 3 Нагрузка на участников. 3 Продолжительность. 3 Средства общения. 3 Степень структурированности игры.. 3 Количество участников в группе. 3 Происхождение игры.. 3 Психологическая основа интерактивной игры.. 3 Требования к ведущему группы.. 3 Масштаб интервенции. 3 Время проведения игры.. 3 1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ.. 3 Шаг 1. Анализ групповой ситуации. 3 Шаг 2. Инструктирование участников. 3 Шаг З. Проведение игры.. 3 Шаг 4. Подведение итогов. 3 1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3 Активное участие. 3 Обратная связь. 3 Содержательные и временные границы.. 3 Открытые результаты.. 3 Учет естественных потребностей. 3 Соревнование и сотрудничество. 3 Равномерное участие. 3 Влияние структуры.. 3 Групповая сплоченность. 3 Отступление ведущего на «задний план». 3 Привлекательность ведущего. 3 1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3 Возможные преимущества. 3 Возможные опасности. 3 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ. 3 2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.. 3 Сенсибилизация навыков восприятия. 3 Углубление ответственности за самого себя. 3 Разрушение ролевых стереотипов. 3 Открытое выражение чувств. 3 Осознание собственных мотивов. 3 Принятие себя. 3 Принятие других. 3 Контакт и сотрудничество с другими людьми. 3 Межличностная открытость. 3 2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.. 3 Восприятие собственных чувств. 3 Прямое выражение чувств. 3 Откровенность. 3 Обратная связь. 3 Наличие когнитивного аспекта обучения. 3 Переживание близости с другими. 3 Возможность оказывать помощь другим людям.. 3 Наблюдение за другими участниками группы.. 3 Обнаружение сходства с другими. 3 Обретение примеров для подражания. 3 Экспериментирование с собой. 3 Поддерживающая позиция ведущего. 3 2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ. 3 2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ.. 3 Групповые нормы.. 3 Климат в группе. 3 2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. 3 Активное поведение. 3 Осознанное планирование. 3 2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ.. 3 3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ.. 3 3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП.. 3 3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ.. 3 Знания. 3 Установки. 3 Искусство и техника. 3 4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ?. 3 4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. 3 Кто я по отношению к группе?. 3 Кто в группе?. 3 Каковы мои цели?. 3 Какой словарь я могу использовать?. 3 4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ... 3 Поощрение групповой сплоченности. 3 Обобщение и резюмирование. 3 Организация и поощрение взаимодействия. 3 Прорабатывание конфликтов. 3 Диагностика социально-психологической ситуации. 3 Поощрение терпимости группы.. 3 Учет сопротивления. 3 Дозирование тревоги. 3 4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ.. 3 Слушание каждого участника. 3 Предотвращение ситуаций психологического давления. 3 Предоставление гарантии поддержки и защиты.. 3 Приобщение к работе тех, кто молчит.. 3 Уточнение и переформулирование. 3 Помощь в осознании происходящего. 3 Перенос группового опыта в реальную жизнь. 3 Конфронтация. 3 Выражение симпатии и нежности. 3 Возможность физического движения. 3 4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ.. 3 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3 5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ. 3 5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3 Стадия 1. Ориентация. 3 Стадия 2. Конфронтация и конфликт.. 3 Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс. 3 Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы.. 3 5.3. КРИЗИСЫ РОСТА.. 3 Кризисы в зрелых группах. 3 Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием. 3 6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?. 3 6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ. 3 Ориентирование участников вовне. 3 Перфекционистский подход к групповой работе. 3 Несовершенная система обратной связи. 3 Избирательное и искаженное восприятие. 3 Слишком много или слишком мало откровенности. 3 6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА.. 3 Тактильный контакт.. 3 Зрительный контакт.. 3 Слушание как средство установления контакта. 3 Речь и ее роль в контакте. 3 Голос и его особенности. 3 Язык тела. 3 Пространство и особенности контакта участников. 3 Личное пространство участников. 3 6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ. 3 Молчание. 3 Многословие. 3 Изменение темы.. 3 Обезличенные и обобщающие высказывания. 3 Постоянные вопросы.. 3 Оправдания непродуктивного поведения. 3 Частые интерпретации. 3 Принятие участником на себя роли ведущего. 3 Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств. 3 Псевдоутешение. 3 Нагнетание конфликтов. 3 Самобичевание. 3 Шутники в группе. 3 Неуместный юмор. 3 Проявление цинизма. 3 Скука в группе. 3 Слишком активное участие. 3 Пропуски занятий и опоздания. 3 Посторонние разговоры в группе. 3 6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ.. 3 Принятие «подпольных» законов. 3 Перебивание. 3 Групповые стереотипы.. 3 Охота за «козлом отпущения». 3 Концентрация на одном участнике. 3 Увлечение историей группы.. 3 Стремление постоянно играть. 3 Скрытые потребности. 3 7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.. 3 7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ.. 3 7.2.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.. 3 7.3.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ.. 3 8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО.. 3 8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ.. 3 Узость восприятия себя и других. 3 Игнорирование участниками собственных чувств. 3 Недостаточная обратная связь. 3 Недостаточное понимание участниками себя. 3 Боязнь пробовать, экспериментировать. 3 Недостаток безопасности и поддержки. 3 Недостаточная рефлексия группового процесса. 3 Наличие в группе «помех» для работы.. 3 Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 3 Ведущему необходимо выразить свои чувства. 3 8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ.. 3 Техника «обхода по кругу». 3 Ролевая игра. 3 Превращение абстрактных высказываний в символические действия. 3 Символические эксперименты.. 3 Конфликтные игры.. 3 Игры с обратной связью.. 3 Литература.. 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится установить баланс между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участников. Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию. Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и любили. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительницей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место. В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!» Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного, 1990-е создали новое направление групповой работы — работа в организациях и в бизнесе. Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеемся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.
Клаус В. Фопель Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непросто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, каждый участник задает себе вопросы: «Что я получаю от работы в группе? Приносит ли она мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?» В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связанные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Достаточно ли у меня в группе возможностей для самовыражения? Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять ведущему? Чувствую ли я принадлежность к группе? Насколько привлекательна для меня эта группа? Настолько ли важно для меня участие в группе, чтобы я был готов действительно увлечься работой? Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом игнорирует потребности участников и то напряжение, которое возникает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами: · участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии; · группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пребывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию; · между особенно честолюбивыми участниками возникнет «борьба за власть»; · решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместными; · дискуссии будут слишком продолжительными и утомляющими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возникающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы; · участники не будут чувствовать себя достаточно информированными и будут получать ответы на волнующие их вопросы только через свои догадки, сплетни и слухи.
Постепенно в группе формируется прохладная, скучная и псевдодружеская атмосфера. А ведущий старается компенсировать угрожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления. Интерактивные игры — хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов. Сегодня интерактивные игры используются в совершенно разных группах — при подготовке учителей и социальных педагогов, на тренингах организационного развития, на обучающих семинарах, группах встреч и терапевтических группах. Преимущество интерактивных игр — в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения — коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям и для многого другого.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |