Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерактивные игры как средство групповой психологической работы




Ф 789

Фопель К.

Клаус Фопель

 

Технология ведения тренинга:

Теория и практика

Перевод с немецкого

2-е издание

 

Москва «Генезис» 2005


 

УДК 159.98

ББК 88

Ф 789

 

Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.)

ISBN 5-98563-003-Х

 

Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.

Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?

Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр.

ISBN 5-98563-003-Х (рус.)

ISBN 3-89403-099-2 (нем.)

 

© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000

© Издательство «Генезис», 2004

© М. Полякова, перевод, 2003


 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.. 3

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.. 3

1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Развлекательные игры.. 3

Военные игры.. 3

Экономические игры.. 3

Психотерапевтические игры.. 3

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Цели. 3

Количество участвующих в игре людей. 3

Глубина интервенции игры.. 3

Нагрузка на участников. 3

Продолжительность. 3

Средства общения. 3

Степень структурированности игры.. 3

Количество участников в группе. 3

Происхождение игры.. 3

Психологическая основа интерактивной игры.. 3

Требования к ведущему группы.. 3

Масштаб интервенции. 3

Время проведения игры.. 3

1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ.. 3

Шаг 1. Анализ групповой ситуации. 3

Шаг 2. Инструктирование участников. 3

Шаг З. Проведение игры.. 3

Шаг 4. Подведение итогов. 3

1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Активное участие. 3

Обратная связь. 3

Содержательные и временные границы.. 3

Открытые результаты.. 3

Учет естественных потребностей. 3

Соревнование и сотрудничество. 3

Равномерное участие. 3

Влияние структуры.. 3

Групповая сплоченность. 3

Отступление ведущего на «задний план». 3

Привлекательность ведущего. 3

1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Возможные преимущества. 3

Возможные опасности. 3

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ. 3

2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.. 3

Сенсибилизация навыков восприятия. 3

Углубление ответственности за самого себя. 3

Разрушение ролевых стереотипов. 3

Открытое выражение чувств. 3

Осознание собственных мотивов. 3

Принятие себя. 3

Принятие других. 3

Контакт и сотрудничество с другими людьми. 3

Межличностная открытость. 3

2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.. 3

Восприятие собственных чувств. 3

Прямое выражение чувств. 3

Откровенность. 3

Обратная связь. 3

Наличие когнитивного аспекта обучения. 3

Переживание близости с другими. 3

Возможность оказывать помощь другим людям.. 3

Наблюдение за другими участниками группы.. 3

Обнаружение сходства с другими. 3

Обретение примеров для подражания. 3

Экспериментирование с собой. 3

Поддерживающая позиция ведущего. 3

2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ. 3

2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ.. 3

Групповые нормы.. 3

Климат в группе. 3

2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. 3

Активное поведение. 3

Осознанное планирование. 3

2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ.. 3

3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ.. 3

3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП.. 3

3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ.. 3

Знания. 3

Установки. 3

Искусство и техника. 3

4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ?. 3

4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. 3

Кто я по отношению к группе?. 3

Кто в группе?. 3

Каковы мои цели?. 3

Какой словарь я могу использовать?. 3

4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ... 3

Поощрение групповой сплоченности. 3

Обобщение и резюмирование. 3

Организация и поощрение взаимодействия. 3

Прорабатывание конфликтов. 3

Диагностика социально-психологической ситуации. 3

Поощрение терпимости группы.. 3

Учет сопротивления. 3

Дозирование тревоги. 3

4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ.. 3

Слушание каждого участника. 3

Предотвращение ситуаций психологического давления. 3

Предоставление гарантии поддержки и защиты.. 3

Приобщение к работе тех, кто молчит.. 3

Уточнение и переформулирование. 3

Помощь в осознании происходящего. 3

Перенос группового опыта в реальную жизнь. 3

Конфронтация. 3

Выражение симпатии и нежности. 3

Возможность физического движения. 3

4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ.. 3

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3

5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ. 3

5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3

Стадия 1. Ориентация. 3

Стадия 2. Конфронтация и конфликт.. 3

Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс. 3

Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы.. 3

5.3. КРИЗИСЫ РОСТА.. 3

Кризисы в зрелых группах. 3

Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием. 3

6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?. 3

6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ. 3

Ориентирование участников вовне. 3

Перфекционистский подход к групповой работе. 3

Несовершенная система обратной связи. 3

Избирательное и искаженное восприятие. 3

Слишком много или слишком мало откровенности. 3

6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА.. 3

Тактильный контакт.. 3

Зрительный контакт.. 3

Слушание как средство установления контакта. 3

Речь и ее роль в контакте. 3

Голос и его особенности. 3

Язык тела. 3

Пространство и особенности контакта участников. 3

Личное пространство участников. 3

6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ. 3

Молчание. 3

Многословие. 3

Изменение темы.. 3

Обезличенные и обобщающие высказывания. 3

Постоянные вопросы.. 3

Оправдания непродуктивного поведения. 3

Частые интерпретации. 3

Принятие участником на себя роли ведущего. 3

Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств. 3

Псевдоутешение. 3

Нагнетание конфликтов. 3

Самобичевание. 3

Шутники в группе. 3

Неуместный юмор. 3

Проявление цинизма. 3

Скука в группе. 3

Слишком активное участие. 3

Пропуски занятий и опоздания. 3

Посторонние разговоры в группе. 3

6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ.. 3

Принятие «подпольных» законов. 3

Перебивание. 3

Групповые стереотипы.. 3

Охота за «козлом отпущения». 3

Концентрация на одном участнике. 3

Увлечение историей группы.. 3

Стремление постоянно играть. 3

Скрытые потребности. 3

7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.. 3

7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ.. 3

7.2.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.. 3

7.3.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ.. 3

8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО.. 3

8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ.. 3

Узость восприятия себя и других. 3

Игнорирование участниками собственных чувств. 3

Недостаточная обратная связь. 3

Недостаточное понимание участниками себя. 3

Боязнь пробовать, экспериментировать. 3

Недостаток безопасности и поддержки. 3

Недостаточная рефлексия группового процесса. 3

Наличие в группе «помех» для работы.. 3

Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 3

Ведущему необходимо выразить свои чувства. 3

8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ.. 3

Техника «обхода по кругу». 3

Ролевая игра. 3

Превращение абстрактных высказываний в символические действия. 3

Символические эксперименты.. 3

Конфликтные игры.. 3

Игры с обратной связью.. 3

Литература.. 3


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится установить баланс между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участников.

Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию.

Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и любили. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительницей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место.

В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!»

Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного, 1990-е создали новое направление групповой работы — работа в организациях и в бизнесе.

Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеемся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.

 

Клаус В. Фопель


Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непросто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, каждый участник задает себе вопросы: «Что я получаю от работы в группе? Приносит ли она мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?»

В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связанные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Достаточно ли у меня в группе возможностей для самовыражения? Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять ведущему? Чувствую ли я принадлежность к группе? Насколько привлекательна для меня эта группа? Настолько ли важно для меня участие в группе, чтобы я был готов действительно увлечься работой?

Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом игнорирует потребности участников и то напряжение, которое возникает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами:

· участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии;

· группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пребывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию;

· между особенно честолюбивыми участниками возникнет «борьба за власть»;

· решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместными;

· дискуссии будут слишком продолжительными и утомляющими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возникающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы;

· участники не будут чувствовать себя достаточно информированными и будут получать ответы на волнующие их вопросы только через свои догадки, сплетни и слухи.

 

Постепенно в группе формируется прохладная, скучная и псевдодружеская атмосфера. А ведущий старается компенсировать угрожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления.

Интерактивные игры — хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.

Сегодня интерактивные игры используются в совершенно разных группах — при подготовке учителей и социальных педагогов, на тренингах организационного развития, на обучающих семинарах, группах встреч и терапевтических группах. Преимущество интерактивных игр — в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения — коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям и для многого другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.