Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматийные образцы




Где искать образцы?

Каждый жанр ораторской речи имеет определенные модели-образцы, которые извлекаются из практики ораторского красноречия. Возможно, эти модели также нельзя назвать идеальными, но они могут лишь показать примеры и возможные способы создания содержания, композиции и стиля речи (что, где и как сказать?).

Образцы речи могут быть трех видов:

1. Образцы хрестоматийные - взяты из художественной литературы;

2. Образцы оригинальные - созданы на практических занятиях самими учащимися-риторами и затем используются на занятиях как модели для ориентации и подражания (не копирования);

3. Образцы учебные, или условные – написаны самим преподавателем (автором пособия) как условные модели.

 

Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной жизненной позиции. Иногда говорящий делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века:

«Зовет меня к себе Федот Пашков:

- Ты кто: поп или распоп?

Аз же ему отвещал:

- Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?».

В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю:

«Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана.

А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»:

Мне самой семнадцать лет

И спросить любого,

В Петербурге лучше нет

Кати из Тамбова.

Против девушек других

Я ничуть не хуже:

Ростом я не меньше их,

В талии поуже.

Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ.

В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева:

Умен ли я, никем еще в том не уверен;

Пороков не терплю, а в слабостях умерен;

Немножко мотоват, немножко я болтлив;

Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,

Немножко и корю, но не от сердца злого,

Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив

И пред любовницей немножко боязлив.

Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,

Что вы, мои друзья,

Не будете меня за них судити строго.

Немножко дурен я, но вас люблю я много.

(1791)

Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим. (…)

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, -

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жёг любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец, на гроб мой камень,

Если ты не человек.

(1807)

Эти тексты остаются образцами литературного стиля, знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.