КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хрестоматийные образцы
Где искать образцы? Каждый жанр ораторской речи имеет определенные модели-образцы, которые извлекаются из практики ораторского красноречия. Возможно, эти модели также нельзя назвать идеальными, но они могут лишь показать примеры и возможные способы создания содержания, композиции и стиля речи (что, где и как сказать?). Образцы речи могут быть трех видов: 1. Образцы хрестоматийные - взяты из художественной литературы; 2. Образцы оригинальные - созданы на практических занятиях самими учащимися-риторами и затем используются на занятиях как модели для ориентации и подражания (не копирования); 3. Образцы учебные, или условные – написаны самим преподавателем (автором пособия) как условные модели.
Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной жизненной позиции. Иногда говорящий делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века: «Зовет меня к себе Федот Пашков: - Ты кто: поп или распоп? Аз же ему отвещал: - Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?». В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю: «Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана. А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»: Мне самой семнадцать лет И спросить любого, В Петербурге лучше нет Кати из Тамбова. Против девушек других Я ничуть не хуже: Ростом я не меньше их, В талии поуже. Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ. В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева: Умен ли я, никем еще в том не уверен; Пороков не терплю, а в слабостях умерен; Немножко мотоват, немножко я болтлив; Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого, Немножко и корю, но не от сердца злого, Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив И пред любовницей немножко боязлив. Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я, Что вы, мои друзья, Не будете меня за них судити строго. Немножко дурен я, но вас люблю я много. (1791) Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. (…) Если ж я и суетою Сам был света обольщен, - Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом, жёг любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец, на гроб мой камень, Если ты не человек. (1807) Эти тексты остаются образцами литературного стиля, знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |