Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика речи. Честь имеем представиться!




(Ваша первая речь – самопрезентация)

 

Каждому из нас приходится представлять себя в той или иной ситуации. Попробуйте рассказать о себе вашим коллегам и друзьям занимательно, выразительно, нескучно… Даже если вы находитесь в знакомой аудитории, всегда найдется такая информация, которую еще не знают о вас присутствующие. Сделать это необходимо в 3-5-ти минутном выступлении, которое назовем «Честь имею представиться!» или «Разрешите представиться!»

Ситуаций для подобного представления в реальной практике множество. Любое знакомство как в бытовой, так и официальной обстановке начинается с самопредставления, т.е. умения сказать несколько слов о себе. Устройство на работу, деловая встреча, телевизионная передача, творческий конкурс или соревнование начинаются с самопредставления или добавлений к тому, что только что о вас было сказано и, возможно, сказано неточно…

Формулировка задания

 

Предмет вашей речи – вы сами. Выберите несколько аспектов вашей жизни, которые представили бы вас как индивидуальность, «человека известного склада», обладающего «лица необщим выраженьем». Это не значит, что необходимо быть сверхоригинальным, производить «впечатление», но нельзя быть и банально-серым – вам предстоит найти нужную меру скромности и смелости, оригинальности и корректности.

Вы можете говорить о своем рождении, воспитании, семье. Объясните, как вы стали тем, кто вы есть сейчас – сделайте это спокойно и с достоинством. Смело начинайте и знайте, что любая тематика, о которой вы говорите, уже вас характеризует и, скорее всего, будет интересна слушателям. Расскажите об институте или школе, ваших увлечениях или пристрастиях, ваших родителях (ведь «яблоко от яблони недалеко падает»), друзьях, которым вы подобны, но, главное, этот должен быть рассказ лично о вас, а не просто сухая биография.

Если аудитория знакома, то настрой должен быть таков: «я расскажу вам то, что вы еще не знаете» (в риторике прежде всего необходима новизна!); если вы видите слушателей впервые, необходимо твердо, скромно и решительно заявить о себе: «я такой-то или такая-то…». В любом случае вам требуются личный стиль, энергетика, воздействие на эмоции аудитории.

Самопредставление не есть самовосхваление – напротив: поставьте задачу показать, как интересен и богат мир вокруг каждого из нас. «Я» – только предлог для того, чтобы поговорить о людях и о том, что нас окружает. В сущности, все, о чем бы вы ни заговорили, будет характеризовать именно вас, поскольку исходит от вас.

Ораторское выступление может быть двух типов: импровизированным, т.е. без подготовки, но опирающимся на известные факты, которые говорящий должен быстро извлекать из своей памяти; подготовленным, т.е. продуманным заранее, возможно, написанным – но не для того, чтобы «бубнить по бумажке», а чтобы представить себя и свою речь готовыми к действию. Промежуточным между ними может быть приготовленный план текста по ключевым словам или тезисам речи. Таким образом, возможны приготовленные полный текст, или только тезисы, или только план, или только ключевые слова.

Рассказ может быть импровизированным, поскольку каждый из нас способен спонтанно рассказать о себе самые простые вещи: чем он занимается? кто его родители? каковы его увлечения?

При подготовленном выступлении советуем его написать. Для того чтобы ритор формировал свой стиль, необходимо много и хорошо писать. Кроме того, опыт показывает: анализ стиля оратора лучше осуществлять по написанному тексту (устное слово, подобно «воробью», прозвучало и «улетело» - его достаточно трудно возродить в памяти). Однако выступление по письменному тексту трудно тем, что оратор может потерять контакт с аудиторией, «уткнувшись» в текст. Поэтому договоримся, что во время выступления по письменному тексту вы будете минимально смотреть в текст, а больше будете стараться найти контакт со своими слушателями.

Итак, выберите 3-4 аспекта вашей жизни и свяжите их в небольшой рассказ. Данные ниже вопросы помогут вам построить такой рассказ о себе. При этом выберите лишь то направление мысли, которое наиболее вдохновит Вас, или придумайте свое. Эти или подобные вопросы могут быть заданы Вам после Вашего краткого монолога-презентации.

 

1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте Ваши Ф.И.О.

2. Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу. Потом будем говорить об этом более подробно.

3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в своих увлечениях? Многого не расскажешь, но заинтригуйте, если можете… Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6. Какие качества вы цените в людях?

7. Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13. Любите ли вы танцевать?

14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15. «Скажи мне, кто твой друг …». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16. Вы человек – утренний или вечерний (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любитель путешествовать?

18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?

Я люблю ………,

А теперь:

Я не люблю:……….

Советы к подготовке речи:

1. Выбрав несколько идей, свяжите их в небольшую историю. Чем более личным и конкретным будет ваш рассказ, тем более теплые отношения установятся между вами и слушателями.

2. Точно разработайте композицию, т.е. расположение частей вашей речи. Пусть она будет ясна – тогда появится четкая уверенность в том, что за чем должно следовать: вступление – основная часть в нескольких идеях – заключение. Тщательно продумайте и проговорите вступительное предложение (ищите, что вас вдохновит). Постарайтесь запомнить его и использовать, даже если лучшая идея блеснет у вас перед началом речи.

3. В основной части выберите несколько главных идей и распространите их примерами, историями и анекдотами. Чем более конкретны вы будете, тем ярче затронете воображение и внимание слушателей. Начинающие ораторы боятся конкретики: если вы только называете идею («я люблю музыку» или «люблю кататься на лыжах»), то, скорее всего ваши слушатели пропустят эту информацию мимо ушей. Но повторите ее в других выражениях, обоснуйте конкретными примерами и доказательствами, тогда вы тронете сердца слушателей.

4. О записях: если вы написали вашу речь или говорите только по плану, помните, что вы должны именно говорить, а не читать. Обращайтесь к слушателям, не бойтесь увидеть их глаза, отмечайте без боязни их внимание и степень заинтересованности. Возможно, в будущем вы будете писать для себя только основные ключевые слова, поскольку научитесь распространять то, что собираетесь высказать.

5. Еще о подготовке. Даже если текст готов, готовы ли вы его произнести? Вам необходимо тренироваться, репетировать. Но вы не артист, да ритору и требуется не сцена, где он будет кого-то изображать, а нужно представить себя человеком «определенного склада». Для этого нужны внутреннее продумывание, сосредоточение, проговаривание речи как про себя, так и вслух.

6. Желательно, чтобы в вашей подготовке не было ничего искусственного, тем более, не требуется при исполнении никакой лишней декламации – чем проще, искреннее и естественнее вы будете, тем скорее достигнете своей цели. Но речь должна быть еще ясной и выразительной, хорошо звучащей, поэтому советуем проговорить ее вслух. Это проговаривание (репетицию) будущей речи можно представить как произнесение речи воображаемой аудитории – просто представьте, как вы могли бы сделать это в реальной обстановке. Неплохо проговорить речь (или хотя бы ее отрывки) перед зеркалом или записать на магнитофон. Скорее всего, эта запись вам не понравится, но вы не сможете не почувствовать, как и над чем надо работать.

В американских риториках часто советуют проверить речь или идеи на ком-либо из знакомых – Дейл Карнеги или Поль Сопер приводят примеры, как их подопечные где-нибудь в ресторанчике пробовали свое красноречие на друзьях или родственниках. Впрочем, проговорить речь перед «кухонными присяжными» советовал еще известный русский адвокат Плевако. Так что, если вы найдете необходимым и естественным проговорить вашу речь перед кем-то из ваших доверенных лиц (родителями, друзьями, родственниками), сделайте это – собственно говоря, мы именно так и готовили уроки в младших классах начальной школы, когда собирались завтра отвечать у доски с «публичной речью».

7. При произнесении речи имейте «глазной контакт» со слушателями. Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому вашему слушателю – пусть они чувствуют ваше внимание. Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное вам лицо (более подробно см. учебник «Риторика. Вводный курс…», с. 224).

8. Внешность важна. Когда вы хорошо выглядите, это придает уверенность. Поэтому подумайте о том, чтобы ваш костюм был приличен, удобен, уместен. Тогда вы быстро забудете о себе и сосредоточитесь на аудитории и предмете своей речи.

9. Язык вашего тела должен быть подчинен смыслу речи. Ничто так не ценится как естественность, но естественность бывает результатом долгой работы над собой и техникой владения своим телом. Из первых советов выскажем следующее: стоять надо на прямых (но не деревянных) ногах, как бы держа упор и занимая определенную позицию. Руки свободно опущены и жестикулируют только в случае необходимости. Аудитория должна быть сосредоточена на смысле речи и ничто лишнее не должно ее отвлекать, ибо внимание слушателей, в конце концов, сосредотачивается только на глазах оратора – «зеркале» его души.

Кое-что из советов классиков-риторов

Ораторика как теория и практика публичных выступлений накопила множество полезных советов и рекомендаций относительно того, как снять с себя страх и скованность, как постепенно вырабатывать навыки публичного взаимодействия. К этим советам надо прислушиваться, собирать их и применять на практике. Сопоставим, что писали отечественные и западные теоретики на эти темы.

В 20-е годы, когда проблемы ораторского искусства активно изучались в России в связи с необходимостью «учить говорить весь народ», Алексей Василькович Миртов, автор книги «Умение говорить публично», писал: «Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения этих выступлений – вот лучшая школа ораторства. Школой красноречия может быть только жизнь, практика, а книга – только пособие, освещающее эту жизнь и практику».[1]

Простые, доходчивые, образные советы характерны для американской риторической традиции. Их предельная простота словно высвечивает и современного американского ритора, как правило, владеющего ситуацией, собой – и эти обстоятельства нередко позволяют американцу становиться лидером положения. Так, Дейл Карнеги устанавливает четыре простейших рекомендации:

1. «Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Создайте в себе подъем. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения ваших успехов.

2. Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем собираетесь говорить.

3. Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, - рекомендует профессор Уильям Джеймс, - действуйте так, будто вы действительно смелы…»

4. Практикуйтесь. Это само важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а незнание – результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут».[2]

Ср. почти синонимические описания у Поля Сопера:

1. «Отдайте себе отчет в причине страха.

2. Выступайте в полной готовности.

3. Сохраняйте уверенный вид.

4. Преодолевайте страх действием».[3]

Как видим, в синонимических выражениях повторяются примерно те же рекомендации. Для психологической подготовки к ним необходимо возвращаться, перечитывать и напитывать себя этими советами и описаниями. Для американской традиции характерен особый тип практицизма и прагматизма, русской традиции свойственно большее внимание к этике и содержанию, разнообразию в стиле речи и меньшее к технологии выступления.

Действия оратора нельзя запрограммировать, тем не менее, практика и тренировка предполагают большую дисциплинированность, усилия воли, наблюдательность. Поэтому дальнейшие советы будут касаться образцов жанра самопредставления и анализа произнесенных речей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.