КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 6. Стиль речи. Фигуры речи. Произношение.
А теперь напишите собственное краткое поздравление-пожелание, избрав (произвольно или сознательно) какое-либо из качеств, и развейте ваши собственные мысли. Занятие 6. Расположение. Построение речи по хрии. «Гений и злодейство – две вещи несовместные».
1. Расположение – вторая задача ритора. Изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. 2. Частями композиции речи являются: вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение. 3. Цель вступления – приготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Основные способы начать вступление являются точное обозначение темы, цитата, неожиданный вопрос. 4. Описание – изображение предмета в определенный момент его существования. Описание осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Энциклопедическое описание дает общую характеристику предмета, риторическое определение представляет предмет в яркой и образной форме, индивидуальной оценке. 5. Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени, или цепь событий, связанных с предметом. Описание - статично, повествование - динамично. Жанрами повествования являются летописи, биографии, мемуары, дневники, в художественной литературе – романы, то есть все, что представляет событийное развитие во времени. 6. Целью рассуждения является доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать – анализ и синтез, показ причины или следствия какого-либо положения. 7. Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным. 8. В заключении оратор добивается двух целей: 1) суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли; 2) воодушевляет чувства слушателей, призывает их к действию. В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи. Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы (части речи). Хрия является своего рода упражнением для ученика, пытающегося построить рассуждение проверенными способами. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин) «…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н.Толстой). Традиционный порядок хрии таков: 1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль. 2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения). 3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно. 4. Опровержение, то есть доказательство от противного. 5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением). 6. Пример (подтверждение мысли примером). 7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника). 8. Заключение (вывод).
В классической русской школе учились писать по хриям – так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии - и, действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи. Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение. Моделью построения доказательной речи является хрия, предполагающая развитие рассуждения по следующей схеме: 1. Вступление. 2. Определение. 3. Причина. 4. Опровержение. 5. Пример. 6. Сравнение. 7. Свидетельство. 8. Заключение. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально. Поэтому воспринимайте хрию прежде всего как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство.
В качестве примера можем взять строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» -и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии. /Приступ/: Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревает обмана со стороны друга, также влюбленного в музыку. Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина - русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением несмотря на упорство и трудолюбие. /Определение: кто такой гений, кто такой злодей/ Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он – гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Напротив, злодейство связано с совершением именно человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного – противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «зло-дей» – означает «человек, делающий зло». /Причина/ Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то – злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества – добры, а другие – порочны. Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы. /Доказательство от противного/ Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой… Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны – вы уже не будете доверять такому человеку. В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли – все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела. /Сравнение/ Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков… Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта – это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» - противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство - это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое. /Пример/ Возьмем любого гения или злодея – мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он – не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов – как гениальный ученый? Чайковский – как гениальный композитор? Репин – как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, - разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла. С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или «гениального». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше… Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны. /Свидетельство/ Сократ говорил: «назначение гениев – быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям – наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи. Пример гения у Сократа – бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого. /Заключение/ Итак, гений – это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности». Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда – не исключено – на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.
Задание 42. Напишите речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), Напишите небольшую речь (3-5 минут), произнесите ее без опоры на текст. Темы (на выбор): 1. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский). 2. Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Толстой). 3. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А.П.Чехов). 4. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Василий Великий). 5. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. (Д.Дидро)
Написание речи может быть таким, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа – текст речи.
§ 1. Человек – это стиль. Стиль человека – его речь. Каждый ритор как языковая личность отличается индивидуальным, только ему присущим стилем. Ритор вне стиля – плохой ритор. Часто вспоминают слова французского государственного деятеля Бюффона: «Человек – это стиль». Каждый человек (а человек – это личность, образ Божий) представляет собой личность, т.е. индивидуальный, неподражаемый союз духа, души и тела. В каждом человеке необходимо развить личность, т.е. сформировать на основе образованности и культуры индивидуальные компоненты стиля личности и владения словом. Стилем называют характер, манеру, способ делания; стиль в риторике – это индивидуальный способ выражения мысли в слове. Мысль должна быть оригинальной и новой, стиль – привлекательным и впечатляющим. Последнее не предполагает работы «на публику» - ритору необходимо выбрать нужную позицию, учесть характер аудитории, найти уместный и действенный образ оратора, через который утверждается его точка зрения. Стиль человека – это прежде всего стиль его речи: «хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (пословица). О том же пишет академик Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо боле точный показатель его человеческих качеств, его культуры». § 2. Стиль речи. В классической риторике раздел, касающийся стиля речи, следовал обычно после изобретения идей и композиции. Традиционно он назывался украшением речи. Ведь для того, чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо ее соответствие представлениям о прекрасном у оратора и его аудитории. Начиная главу о стиле речи, Аристотель отмечал, что для ритора важно не только, что и где сказать, но и как сказать. М.В.Ломоносов писал: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение», т.е. найденные мысли необходимо выразить подходящими (приличными, уместными) и соответствующими словами. Тот факт, что слово украшение не устарело для наших современников, доказывается самой нашей речевой практикой. Никакое серое и банальное, «нейтральное» слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию общения мы ни взяли, везде создатель речи ищет новые, интересные, оригинальные слова и выражения. Современные (особенно молодежные издания или СМИ), пожалуй, даже злоупотребляют «красивым» словом в стремлении сформировать «новый стиль», правда, красота иногда понимается по-своему, когда для «красного словца не пожалеем ни мать, ни отца». Понятие красоты предполагает эстетическую привлекательность любого вида речи. Так, привлекательная и убедительная речь в суде будет содержать элементы логичности, краткости, точности, чистоты, плавности и в таком смысле будет эстетически украшенной речью. Стиль речи состоит из трех компонентов: 1) выбор слов (слова должны быть богатыми, ясными, точными, простыми); 2) оптимальное и привлекательное расположение слов в фигурах речи (фигура речи – некоторая изящная конструкция фразы, отличная от обыкновенной речи); 3) произношение (деление речи на такты, паузация, интонирование речи, темп, соответствующий восприятию речи, логические ударения, ясная артикуляция, тембр голоса, оптимальная громкость, заманивающая к слушанию речи – и вся речь поставлена на дыхание). К этому следует добавить телодвижение, посколькус правильной постановки тела начинается оратор – необходимо чувствовать, что человек говорит всем телом, поэтому значимо все: и то, как оратор стоит, опираясь на ноги; и как жестикулирует руками, имеет ли глазной контакт с аудиторией и т.д. Изучению и выработке собственного стиля оратора способствуют не только собственная ораторская практика, но и наблюдения за речью как образцовых, так и не образцовых, неудачных ораторов. Искусство ритора состоит в том, чтобы эффективно располагать слова в речи. Оптимальное построение высказывания, сделанное в соответствии с замыслом говорящего и ситуацией общения, называется фигурой речи. Фигура речи предполагает искусное и украшенное расположение слов в предложении или фразе. Впрочем, особое построение можно обнаружить во всяком высказывании, ибо слово «просто так не молвится». Даже самая простая фраза или назывное предложение имеют ясную цель краткостью и сжатостью выразить стилистическое намерение создателя речи. Ср.: «Зима. Что делать нам в деревне?…» (А.С.Пушкин) или «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А.А.Блок). В классических риториках фигурой речи называют украшенное построение речи, особый выразительный оборот, отличный от обыденной речи. Но можно предположить, что и самая простая речь имеет стилистический замысел украшения речи «простотой» – ср. протопопа Аввакуму, который утверждал, что «не обык речь красити», но надо «в простоте Богу угождати». Однако его «простота» обладала такой степенью страстности и риторической украшенности, что снискала ему славу главного писателя-ритора XVII века и умелого стилиста. Фигура речи отличается от обыкновенной речи не столько словесной украшенностью, сколько индивидуальным замыслом речи, который находит воплощение в целесообразной и воздействующей форме. Итак, фигура речи - искусное, украшенное построение фразы (предложения), особая конфигурация (вид, сплетение, расположение), способствующая яркому выражению мысли ритора. Замысел создателя речи может присутствовать уже в работе над однословным высказыванием (одним словом), когда с целью изменения смысла буквы в слове изымаются или прибавляются («виды претерпеваний слова»), а в сложных высказываниях можно разглядеть множество (контаминацию) фигур, непосредственно вытекающих одна из другой. Ниже попробуем построить классификацию основных фигур речи с определениями и примерами. Классификации фигур речи представляются многочисленными, а само количество фигур - необозримым, тем не менее, и здесь можно увидеть не только определенную систему, но и традицию. Если заглянем в античные теории языка и стиля, то увидим, что фигуры по способам образования делятся на созданные путем добавления, путем сокращения, путем созвучия и путем противоположения. Вот примеры основных фигур речи. В оставленные свободными строки впишите ваши примеры – собственные или найденные в художественной литературе. Фигуры добавления: · Удвоение, лексический повтор - повторение одного или нескольких примыкающих слов: Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (повтор в арии Ленского) В Москву! В Москву! (А.П.Чехов. Три сестры) _____________________________________________________________________________________________________________ · Синонимический повтор – соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию: Выступил, ушел, вырвался, убежал (Цицерон. Речь против Катилины) Ты говоришь, она умна? Она умна, образована, эрудированна, житейски мудра и от природы талантлива. Ты говоришь, этот человек добр? Он – добр, ________ _____________________________________________________________________________________________________________ · Анафора, единоначатие (повторение в начале) Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н.Толстой). _____________________________________________________________________________________________________________ · Эпифора, единоокончание (повторение в конце): Век просвещения – я не узнаю тебя; в крови и в пламени – не узнаю тебя; среди убийств и разрушений – не узнаю теб я! (Карамзин) Досталась им буханка свежего хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А.Солженицын) ________________________________________________________________________________________________________________ Совокупление, сочетание анафоры и эпифоры (симплока – греч. сплетение, повторение в начале и в конце одного и того же): Кто первый оградил царство наше искусственными твердынями? Петр Великий. Кто первый устроил воинство и создал флоты? Петр Великий. Кто первый избрал только крепкое место к населению сего царственного града? Петр Великий. Кто созидает и украшает сей град многокрасивыми зданиями? Петр Великий (Феофан Прокопович) _________________________________________________
· Градация – развитие в каждом последующем элементе предыдущего, подхват, развертывание слова или словосочетания. Сопоставляется с лестницей, поскольку представляет собой «как по ступеням возвышение» (Ломоносов): Пришел, увидел, победил. _____________________________________________________________________________________________________________ · Восхождение (лестница, климакс) – повторение в начале предыдущего. Гордость рождает эгоизм, эгоизм приводит к равнодушию, равнодушие – к душевной недвижимости, а душевная недвижимость – к телесной смерти. _____________________________________________________________________________________________________________ Многосоюзие (повторение одного и того же союза) И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной следуют. (Ломоносов) И внял я неба содроганье, И горних ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье (Пушкин. Пророк) _____________________________________________________________________________________________________________ · Бессоюзие (перечисление с умышленным отсутствием союзов) Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила ее. В прах повержена Германия. Знамя победы развевается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! (Алексей I, Патриарх Московский и всея Руси. 1945 год). Превратила все в шутку сначала, Поняла, принялась укорять, Головою красивой качала, Стала слезы платком вытирать… Повернулась, пошла, оглянулась, Воротилась, чего-то ждала, Проклинала, спиной повернулась И, должно быть, навеки ушла… (А.Блок) _____________________________________________________________________________________________________________ · Антитеза (противоположность, протиповопоставление). В приведенном ниже примере найдите антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры: Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |