Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кирилл Туровский. Слово в новую неделю по пасхе




Кирилл Туровский – выдающийся писатель и оратор второй половины ХII века. Знакомясь с его «Словом», проанализируйте, как построена данная речь, например: где используются повторы, на какой метафоре строится текст и каким образом автор распространяет свои мысли. Некоторые древнерусские слова исправлены и воспроизведены в современном написании, а ряд старых написаний сохранен для ощущения стилевого колорита древнерусского текста. При комментировании данного текста старайтесь объяснить древнерусские старинные слова и грамматические формы через современные, в то же время представить, почему данный текст обладает такой силой и привлекательностью.

…Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и радуяся, землю огревает, взыде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасает. Ныне луна, с вышняго соступивше степени большему светилу честь подавает, уже бо ветхий закон по писанию с субботами преста и пророки, Христову закону с неделею[7] честь подает.

Ныне зима греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумием растаяся; зима убо языческаго кумирослужения апостольским учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показанием Христовых ребр растаяся.

Днесь весна красуется, оживляющи земное естество, бурные ветры, тихо повевающее, плоды гобьзуют[8] и земля, семена питающи, зеленую траву ражает. Весна убо красная есть вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естество, бурные же ветры – грехотворные помыслы, иже[9] покаянием претворшеся на добродетели, душеполезныя плоды гобьзуют; земля же естества нашего, аки семя Слово Божие примше и страхом его болящи, присно дух спасения ражает.

Ныне новоражаеми агньци[10] и уньци[11], быстро путь берущее, скачут и скоро к матереем возвращающиеся, веселятся, да и пастыри, свиряюще веселием Христа хвалят. Агньца глаголю – кроткия от язык люди, а уньца – кумирослужителя неверных стран, иже Христовым вчеловечиванием и апостольским учением и чудесы, скоро по закон емьшеся, ко святей Церкви взвратившеся, млеко си учения сьсуть, да и учители Христовав стада, о всех молящееся, Христа Бога славят, вся волкы и агньца во едино стадо собравшаго.

Ныне древа леторасли[12] испущают, и цветы благоухания процветают, и се уже ограды[13] сладку подавают воню, и делатели[14], с надежею тружающиеся, плододавца Христа призывают. Бехом бо преже аки древа дубравная не имущи плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии и уже держащеся корене Иосеева, яко цветы, добродетели пущающе, райскаго паки жития о Христе ожидают, да и святители, о церкви труждающеся, от Христа мзды ожидают.

Ныне ратаи слова, словесныя уньца к духовному ярму приводяще и крестное рало в в мысленных браздах погружающе и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселятся.

Днесь ветхая конец прияша и се быша вся нова воскресения ради.

Ныне реки апостольския наполняются, и язычныя рыбы плод пущают, и рыбари, глубину Божия вчеловечивания испытывше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, рассядется земля, узрят и разболятся нечестивые людье.

Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показающи, вся удивляет; яко же бо они, в пустынях самокормием живуще, ангелы и человеки удивляют, и си, на цветы взлетающи, медвены соты стваряют, да человеком сладость и церкви потребная подаст.

Ныне вся доброгласная птица, церковных ликов гнеездящеся, веселятся. И птица бо, рече пророк, обрете гнездо себе - олтаря Твоя, и свою каяждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. /…/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.