Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные подсистемы




Информационной системы поддержки и принятия

Информационной системы для оперативной обработки

данных. Это традиционные информационной системы для учета и обработки первичных данных большого объема с применением жестко регламентированных алгоритмов, фиксированной структуры

базы данных (БД) и т.п.

решений. Они ориентированы на аналитическую обработку больших объемов информации, интеграцию разнородных источников данных, использование методов и средств аналитической обработки (моделирование, методов прогнозирования и экстраполяции).

Системно-структурная классификация. Структура информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть, компонент системы, выделенный по какому-либо признаку. Все подсистемы принято делить на две большие группы:

функциональные подсистемы;

обеспечивающие.

Данный класс выделяется в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на предприятии. Например, в автоматизированный комплекс «Управление предприятием» входят следующие функциональные подсистемы: управление производством, управление персоналом, управление складом, управление финансами. Вышеуказанный автоматизированный комплекс охватывает практически все функциональные направления деятельности предприятия. Аналогичную задачу ставят программный комплекс 1С: 8. Предприятие. По отдельным функциональным направлениям могут выделены программы «Бухгалтерский учет», «Сбыт», «Финансы», «Персонал», «Производство!. Другой функциональный признак разделяет ИС на два вида:

• информационно-поисковые системы (ИПС);

• системы обработки данных (СОД).

Информационно-поисковые системы (ИПС) предназначены для поиска требуемого документа или факта во множестве документов.

Поисковый образ документа (ПОД) получается в результате процесса индексирования, которое выполняется квалифицированными специалистами и состоит из двух этапов:

• выявление смысла документа;

• описание смысла на специальном информационно-поисковом языке (ИПЯ). Процедура поиска. Поиск документа состоит в сравнении множества хранящихся в системе ПОД и текущего ПОЗ (поисковый образ запроса), в результате чего пользователю выдается требуемый документ или отказ. Различают два режима работы ИПС:

• текущее информирование пользователей о новых поступлениях;

• и ретроспективный поиск по разовым запросам.

Обеспечивающие подсистемы Обеспечивающие подсистемы предназначены для обслуживания (обеспечения) решения комплекса задач функциональных компонентов (подсистем) информационной системы. Современная система управления информационным объектом представляет собой человеко-машинный комплекс со следующими семью основными подсистемами обеспечения: 1. информационное; 2. организационное; 3. техническое; 4. математическое; 5. лингвистическое; 6. программное; 7. правовое.

Совокупность обеспечивающих подсистем определяет структуру любой информационной системы.

Информационное обеспечение. Это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации; общие принципы построения баз данных, информационно-логических моделей баз данных; Информационное обеспечение это схема информационных потоков, циркулирующих как в организации в целом, так и в конкретной предметной области (сбытовой, кадровой, финансовой и т.п.). Информационное обеспечение реализуется в виде файловой системы или в виде базы данных. База данных (БД) это совокупность описаний объектов предметной области и связей между ними, актуальных для конкретной предметной области. Особенность ИС по сравнению с вычислительными системами состоит в том, что структура данных в ИС обычно сложна, но сложность определяется не столько объемом, сколько количеством взаимосвязей), а задачи по обработке данных однотипны для разных предметных областей. Типовой набор обработки данных включает:

• создание;

• поиск;

• ввод и вывод;

• группировка;

• сортировка.

Все типовые функции по работе с данными были выделены в специальную систему - систему управления базой данных (СУБД).

Примечание: в данном разделе информационное обеспечение рассматривается кратко. Более подробно эта категория будет проанализирована в разделе «Информационное обеспечение и информационная система»

СУБД - это пакет программ, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность данных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими программными средствами.

Основные функции СУБД:

• непосредственное управление данными во внешней памяти;

• управление буферами оперативной памяти;

• управление транзакциями;

• журнализация.

Техническое обеспечение. Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования системы обработки данных, и включает в себя устройства, реализующие типовые операции данных как во вне ЭВМ (средства сбора, регистрации, первичной обработки информации, оргтехники различного назначения, средства телекоммуникации и связи, так и на ЭВМ.

В состав технического обеспечения входит комплекс технических средств и средств связи, предназначенных для функционирования информационной системы.

Математическое обеспечение. Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов, для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся:

• методы математической статистики;

• средства моделирования процессов управления;

• типовые задачи управления (в областях финансов, бухгалтерского учета, баланса рабочего времени и т.п.);

• методы математического программирования, теории массового обслуживания, кластерного анализа и т.д.

Программное обеспечение традиционно делят на две части: системное программное обеспечение (СПО) и прикладное программное обеспечение (ППО). Программное обеспечение включает «совокупность программ, реализующих функции и задачи информационной системы и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ». Кроме общесистемных и специальных программных продуктов, в программное обеспечение входит техническая документация на разработку программных средств. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователя и предназначенных для решения типовых задач управления, при этом используются и типовые схемы обработки информации. Специальные программные продукты представляют собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), специальные программы («Кадры», «Бухгалтерия» и т.п.). Организационное обеспечение. Данная подсистема включает совокупность мер и мероприятий, регламентирующих работу всей системы управления, ее описание, инструкции и регламенты обслуживающему персоналу в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. К организационной подсистеме относится также документация, регламентирующая взаимодействие работников с техническими средствами и между собой. В данном разделе программное обеспечение рассматривается кратко. Более подробно эта категория будет проанализирована в разделе «Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления»

Правовое обеспечение. Подсистема состоит из правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации (в том числе конфиденциальной). На этапе разработки информационной системы правовое обеспечение включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. На этапе функционирования информационной системы правовое обеспечение включает юридический статус информационной системы, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации и т.д. Лингвистическое обеспечение – совокупность терминов и искусственных языков, правил формализации естественного языка. Кроме названных основных подсистем иногда выделяют дополнительную подсистему «персонал», куда включены специалисты, которые обслуживают и сопровождают ИС. Персонал часто включают в состав информационной системы, поскольку без персонала невозможна работа сколько-нибудь сложной системы.

Жизненный цикл ИС. Жизненный цикл любой системы – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о ее создании и заканчивается в момент полного изъятия системы из эксплуатации. Структура жизненного цикла ИС в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов:

1. Основные процессы:

• приобретение,

• поставка,

• разработка,

• эксплуатация,

• сопровождение;

2. Вспомогательные процессы:

• документирование,

• верификация,

• контроль и обеспечение качества и др.;

3. Организационные процессы:

• управление проектами,

• обучение и др.

Рассмотрим некоторые характеристики основных процессов. Разработка включает все работы по созданию ИС в соответствии с заданными требованиями. Разработка состоит из 4-х этапов. 1. Формирование и анализ требований к системе (в результате составляется спецификация системы). 2. Концептуальное проектирование (создание информационной модели системы без привязки к типу ЭВМ и системных программных средств). 3. Проектирование реализации (выбор вычислительной системы, системных программных средств, проектирование структуры данных). 4. Физическая реализация (разработка прикладных программ, базы данных, их отладка и тестирование, написание документации). Эксплуатация включает все работы по внедрению компонентов ИС, созданию рабочих мест, обучению персонала, а также собственно эксплуатацию, в том числе поиск и устранение проблем, подготовку предложений по развитию системы. Модернизация ИС - это процесс замены отдельных компонент системы, ее проводят в следующих случаях: в связи с изменениями предметной области, для повышения качества и надежности ИС, для совместимости с другими ИС. Сопровождение – это поддержание системы в работоспособном состоянии в период эксплуатации. Управление проектом относится к организационным процессам ЖЦ и связано:

• с планированием работ;

• с формированием (созданием) коллектива разработчиков;

• с контролем за сроками и качеством работ.

Верификация (или проверка)– это вспомогательный процесс, который состоит в определении того, отвечает ли промежуточный проект требованиям соответствующего этапа.

Эффективность ИС. Для оценки ИС служит набор критериев, которые определяют степень соответствия системы целям ее создания (см. табл.2).

 

Таблица 2.

 

 

Критерий эффективности должен быть наглядным, напрямую зависеть от работы системы, допускать приближенную оценку по результатам экспериментов. Оценивают как ИС в целом, так и ее компоненты. Одновременное достижение всех целей невозможно, поэтому на практике выбирают компромиссное решение: один из критериев оптимизируется, а остальные служат в качестве ограничений.

Пользователи ИС.

Эффективность работы ИС не в последнюю очередь зависит от состава и квалификации пользователей информационной системы. Пользователей ИС можно разделить на следующие группы:

• случайный пользователь, взаимодействие которого с ИС не обусловлено служебными обязанностями;

• конечные пользователи (потребители информации) - лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Они работают с ИС повседневно, связаны с жестко ограниченной областью деятельности и, как правило, они не являются программистами, например, это бухгалтеры, экономисты, руководители подразделений;

• коллектив специалистов (персонал ИС), включающий администратора банка данных, системного аналитика, системных и прикладных программистов. Разные люди могут иметь разное представление об одном и том же предмете, поэтому для разных классов пользователей можно выделить несколько уровней представлений об информации в ЭИС, которые отличаются детальностью. Рассмотрим более подробно состав и функции персонала ИС.

• Администратор – это специалист (или группа специалистов), который понимает потребности конечных пользователей, работает с ними в тесном контакте и отвечает за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных. Администратор должен координировать процесс сбора информации, проектирования и эксплуатации БД, учитывать текущие и перспективные потребности пользователей.

• Системные программисты занимаются разработкой и сопровождением базового математического обеспечения ЭВМ (ОС, СУБД, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

• Прикладные программисты разрабатывают программы для реализации запросов к БД.

• Аналитик строит математическую модель предметной области, исходя из информационных потребностей конечных пользователей; ставит задачи для прикладных программистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.