Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложите схему описания человека




К занятию 5. Этапы подготовки публичной речи

1. Согласно топикам, описание строится по следующим схемам:

Описание неодушевленных предметов:

o дается определение предмета, используется смысловая модель род-вид;

    • смысловая модель целое-частное;
    • внешние свойства (форма, материал);
    • место, где встречается данный предмет;
    • функции предмета;
    • свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы).

Техническое описание предмета (инструкция):

o описание должно быть понятным, полным, точным.

 

Описание одушевленных предметов (животных):

o дается определение, используется смысловая модель род-вид;

o свойства, внешний вид;

o действия, образ жизни;

o свойства внутренние: характер, нрав;

o польза.

Подсказки:

Обычно описательная речь делится на три классических части: начало, середина, конец.

 

Начало:

1) обращение к предмету описания или обращение внимания публики к предмету описания;

2) об условиях, влияющих на предмет (например, время суток, погода);

3) о месте, где предмет находится или встречается.

Правила расположения:

зачин – фактор края

 

Середина (описание от общего к частному):

1) если предмет бездействует (река, поляна), описываются перемены, происходящие в нем в зависимости от внешних условий (время, погода);

2) если предмет неодушевленный и состоит из частей, то описывается каждая часть;

3) нравственный предмет речи (совесть, благородство) раскрываются посредством топов «род, вид, разновидность; подобие, противоположность»;

4) действующее лицо (герой) – описываются свойства.

 

Правила расположения:

а) располагать самое интересное в предмете ближе к концу описания (фактор края);

б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное)

в) избегать повторов.

 

Конец:

1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания.

2) выразить нравственную идею, моральную мысль.

Правила расположения:

концовка – фактор края

 

 

2. Составьте информационное описание любого объекта, например компьютера. Теперь, не меняя цели речи и адресата, опишите компьютер, следуя предложенной В.И. Андреевым[24] технологии:

1) Каковы существенные характеристики объекта (размер, форма, свойства)?

2) Какова его структура (состав элементов, их связи и отношения)?

3) Чем отличается данный объект от сходных, близких ему объектов?

4) Какова история появления данного объекта?

5) Каково предназначение объекта?

6) Кто чаще всего использует объект?

7) Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?

Сопоставьте оба описания. Есть ли существенная разница? Намного ли содержательнее и длиннее описание, сделанное «по шагам»? Сколько времени вы потратили на каждое из них? Сделайте выводы и оформите их в тетради как «памятную страницу».

 

3. Составьте небольшое информационное описание любого события, например одного из последних конфликтов, который произошел в вашей жизни.

Теперь, не меняя цели речи и адресата, опишите это событие, следуя предложенной В.И. Андреевым технологии:

1) Кто (что), когда, почему, с какой целью что-то сделал?

2) Каковы условия, обстоятельства совершенного события?

3) Как можно квалифицировать событие?

4) В чем сходство и в чем отличия этого события от аналогичных?

5) Из какого источника вам известно о событии? Надежен ли этот источник?

6) Можно ли было изменить или избежать события?

7) Каковы возможные последствия данного события?

Сопоставьте оба описания. Есть ли существенная разница? Сколько времени вы потратили на каждое из них? Сделайте выводы и оформите их в тетради как «памятную страницу».

 

 

4. Постройте повествование по следующей стратегии:

1. Начало:

а) обращение к адресату

б) излагается общая мысль повествования (возбуждение интереса)

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) заявляются место, время действия, лицо.

2. Середина:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3. Конец:

а) развязка истории

б) выводы

 

Принципы создания интересного повествования:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

Памятка.

Всегда необходимо помнить:

1) что рассказываете,

2) кому рассказываете,

3) с какой целью рассказываете.

5. Изучите построение речи-рассуждения (хрии).

Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии имеет место мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Различаются строгая (классическая, или прямая) и нестрогая (свободная) разновидности хрии.

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса.

Структура строгой хрии ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО содержит 8 частей:

1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4. Противное – если нет, то…

5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

6. Пример.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Нестрогая (свободная) хрия – это т акой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис. Этот способ построения рассуждения называется индуктивным (сократовским).

Структура нестрогой хрии ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – ТЕЗИС состоит из 5 частей:

1. Приступ.

2. Доказательство или аргумент.

3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

4. Формулировка тезиса (основной мысли).

5. Заключение.

 

Используя структуру строгой или нестрогой хрии, напишите текст по афоризму (Приложение 5.1.).

 

6.Изучите анализ речи-рассуждения (хрии).

1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».

2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».

3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.

4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то...).

5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.

6. Пример.

7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.

8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены. Хрия – сложный аргумент, включающий в себя несколько простых аргументов, расположенных в определенном порядке, улучшающем их воздействие на слушателя. Если вы освоите хрию, то вам будет достаточно легко превращать короткий ответ в развернутую речь.

Примером классической хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить одна из «Тускуланских бесед» Цицерона на тему: «Не стоит бояться смерти (Сократ)».

 

Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от защитника отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного упорства (порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!)...Наконец, уже почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так, словно ему угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса [ 1. Приступ ].

Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел [ 2. Разъяснение темы ].

Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли [ 3. Причина-довод ].

 

При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, – так пристало умирать всем, кто добр и учён [ 4. Подобие ].

В этом не приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения [ 5. Противное ].

Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов [ 8. Заключение ].

 

Постройте собственную подобную хрию на философскую тему (афоризмы – Приложение 5).

 

7. Диспозиция предполагает правильно выстроенную речь. Проанализируйте фрагмент лекции К.А. Тимирязева, прочитанной им в Лондонском Королевском обществе в 1930 году. Определите, к какой части композиции относится данный отрывок. Какие приемы стимулирования интереса слушателей использованы автором?

…Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения.

И я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей.

 

 

8. Прочтите отрывок из повести А. Крона «Бессонница». Воссоздайте коммуникативную ситуацию. Обратите внимание на начало публичного выступления героя.

…Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, прежде чем слушать, они любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет внешности и костюма.

– Есть что-то знаменательное, – сказал я, – в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите «fluctuat nec merqitur» – гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей планеты…

Сведения о герое Парижа – гонимый волнами кораблик с латинской надписью, обозначающей «колеблется, но не тонет», – я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший «оттуда», свободно говорит по-французски, улыбается, шутит и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан.

 

 

9. Согласны ли вы с авторами приведенных ниже высказываний? Что вы можете добавить? Сформулируйте, какой должна быть «середина» речи?

1) «Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу» ( Э. Иден).

2) «Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей» (Г. Честертон).

 

 

10. Оформите себе как памятку правила работы над концептуальными аспектами текста публичной речи. Приведите примеры из собственной речевой практики. Продолжите список правил и примеров.

 

ПРАВИЛО ПРИМЕР
Для замены стилистически неуместных слов и выражений следует использовать их альтернативные варианты.  
Следует упрощать высказывания, перенасыщенных терминологией.  
Следует различать функционально оправданные и немотивированные случаи употребления вводных слов (немотивированные вводные слова являются словами-паразитами).  
Следует разграничивать функционально оправданные и немотивированные повторы (немотивированные повторы обычно свидетельствуют о бедности словарного запаса). Исправлять текст путем нахождения синонимов (в том числе с использованием словарей).  
Сокращать текст выступления следует только без ущерба для полноты изложения.  

 

 

11. Элокуция требует знание «речевой материи». Выделите формы субъективной оценки и определите их стилистические функции в контексте.

1) Приехал этот мальчишечка... Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка. (В. Шукшин) 2) Значит, клубишко имеется? (В. Шукшин) 2) Прочитав в глазах Смурого мелкий, собачий страшок, она ответила. (Ю. Трифонов) 3) Там, дома, коровушка да работушка. (Д. Лиходеев)

 

 

12. Определите стилистическую функцию синонимов глагола «умереть» в отрывке из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.

…– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, была маленькая и в теле, – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее, – та, считается, богу душу отдает…

– То есть как это считается? Кем это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой.

Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли.
А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят:
«А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя скажут?

– Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

 

13. Прочтите отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». О каких требованиях к коммуниканту (и речевому общению) не имела понятия Эллочка? Попробуйте перевести ее речь на «русский язык».

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов.

Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет триста слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», – при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», – как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

10.Кр-р-расота!

11.Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12.Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13.Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14.У вас вся спина белая. (Шутка.)

15.Подумаешь.

16.Уля. (Ласкательное окончание имен. Например, Мишуля.)

17.Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

 

14. В 399 г. до н. э. по доносу одного из сограждан великий Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни и приговорен к смерти. Когда он взял чашу с ядом, ученик спросил его:

– Учитель, зачем ты умираешь невиновным?

– Глупец! Разве ты хочешь, чтобы я умирал виноватым? – ответил Сократ.

Проанализируйте диалог с позиций точности и ясности высказываний.

15. Внимательно прочтите рассуждение М.В. Ломоносова о звуковой эвфонии. Обращали ли вы внимание на «звукописание» в собственной или чужой речи?

«В Российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, так же и внезапного; учащения письмен Е, И, Ю к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Через Ђ показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы страшныя и сильныя вещи, гнев, зависть, боязнь и печаль…».

 

 

16. «Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время», – заметил Гораций. Какими еще факторами, кроме времени, определяется, по-вашему, соблюдение этого правила речевого общения?

 

 

17. Прочтите рассуждение М.В. Ломоносова о грамотности речи и каждое из приведенных им положений сопроводите аргументированными примерами.

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция – без грамматики».

 

 

18. Найдите тропы, риторические фигуры и выразительные конструкции в приведенном фрагменте Нобелевской лекции А.И. Солженицына.

«...Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». Что это? Мне долго казалось – это просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала – да, но кого спасла?

...Может быть это старое триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трех деревьев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются – то может быть причудливые, непредсказуемые, неожиданные поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?...»

 

 

19. Найдите тропы и риторические фигуры, с помощью которых В.С. Соловьев и Д.И. Менделеев выразили свое отношение к предмету речи.

1) «…Дар слова есть натуральная принадлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне печально, если бы мы отнеслись к нему только как к естественному процессу, который сам собою в нас происходит, если бы мы говорили так, как поют птицы... а не делали бы из языка орудия для последовательного произведения известных мыслей, средства достижения разумных и сознательно поставленных целей... Какое значение имеет любовь для создания истинной человеческой индивидуальности, такое же значение имеет слово для образования человеческой общности и культуры».

2) «…И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете, в самом деле, то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная».

 

 

20. Подберите три ряда синонимов. Составьте из каждого ряда фигуру градации.

 

21. Подберите три ряда антонимов. На основе каждой пары постройте антитезу.

 

22. Придумайте фразу. Перестройте ее с использованием инверсии. Проанализируйте смысловую структуру каждого варианта.

 

23. Придумайте небольшой текст из повествовательных фраз. Примените к нему вопросно-ответный ход для оживления изложения.

 

 

24. Известнейший ритор XIX века И.С. Рижский учил:

«Надо прислушаться к себе и выбрать свой слог, потом обратить всю свою рачительность, дабы усовершенствовать себя в нем при помощи:

1 – благоразумного и частого упражнения в сочинении и некоторых при том полезных упражнениях;

2 – чтении хороших писателей;

3 – мужественного подражания;

4 – вкуса, творческого дара и критики»[25].

Объясните и проиллюстрируйте примерами эти рекомендации педагога, по чьим учебникам риторики и логики обучались студенты нескольких поколений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.