КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мысли великих для Ваших размышлений
Темы для эвристических и риторических диалогов
1. Почему Цицерон сетовал на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей? 2. Как вы понимаете выражение Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел!»? 3. П.С. Пороховщиков (П.Сергеич) считал, что для ораторской речи самым существенным является знание самого предмета речи. Почему? 4. Как вы понимаете утверждение Аристотеля: «Чтобы убедить кого-то в чем-то, надо показать себя человеком известного склада»? 5. Как вы понимаете мнение Цицерона о величайшем из достоинств оратора: не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. 6. Почему Савонарола называл ораторское мастерство умением «управлять душами»? 7. «Оратор не актер, но и не простак-говорун, он тактик и стратег», – утверждал В.Гофман. Как вы понимаете это положение? 8. «Интерес является могучим чародеем, который меняет форму всех предметов в глазах всех тварей земных». Как вы понимаете это выражение Гельвеция? 9. По мнению А.Ф.Кони, «лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Возможно ли это в публичной речи? 10. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», – считал Цицерон. Как считаете вы? 11. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает», – считал Наполеон Бонапарт. Какой карьеры? 12. «Слова – это ключи! Подберешь правильно – откроешь любую душу и закроешь любой рот». Эта народная мудрость о слове вообще или какой-то отдельной категории слов? 13. «Научиться говорить можно только говоря». О каком говорении гласит эта народная мудрость? 14. «Есть люди, которых невозможно слушать. Есть люди, которых слушать можно. А есть люди, которых невозможно не слушать!» Выведите масштабы этого изречения. 15. Заставь собеседника три раза подряд ответить «Да!», и на четвертый вопрос он ответит «Да!» не задумываясь. Всегда ли этичен этот закон общения?
1. Если ты устал – начни сначала. Если изнемог – начни еще и еще. Н. Рерих. 2. Хотя мальчишки побивают камнями лягушек ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему. Плутарх. 3. Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гете. 4. Дай каждому дню шанс стать самым прекрасным в твоей жизни! Пифагор 5. «Один смотрит в лужу и видит грязь, другой видит отраженные звезды». И. Кант 6. Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью. Ж. Гюйо. 7. Судья должен судить не только на основании необходимого, но и на основании вероятного, а это значит судить по совести. Аристотель. 8. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо она сыграна. Сенека Младший. 9. Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его имеете. Т. Мор. 10. Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы. М. Эшенбах. 11. Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. И. Гете. 12. Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Л. Фейербах. 13. Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А.П. Чехов. 14. Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старое вино и старого друга. Пифагор. 15. Мешок желания не имеет дна. Японская поговорка. 16. Счастлив тот, кто считает себя счастливым. Г. Филдинг. 17. Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня. Сенека. 18. Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого. Ф. Ларошфуко. 19. Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. И. Кант. 20. В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. 21. Можно перехитрить кого-то одного, но нельзя перехитрить всех на свете. Ларошфуко. 22. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Честерфилд. 23. Действия не всегда приносят счастье, но не бывает счастье без действия. Дизраэли. 24. Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию. Конфуций. 25. Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достичь. Джебран. 26. Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. Конфуций. 27. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – еще большее. Ф. Бэкон. 28. Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее. И. Гете. 29. Двери дворцов не так высоки, как думают: пройти в них можно только нагибаясь. Бошен. 30. Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей. Конфуций. 31. Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным. Плиний-старший. 32. Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену. Ф. Шиллер. 33. Характер – это способность действовать согласно принципам. И. Кант. 34. Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. И. Гете. 35. Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст – для пустого человека. Л. Фейербах. 36. Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого. Ф. Честефилд. 37. Вместо того, чтобы сетовать, что роза имеет шипы, я радуюсь тому, что среди шипов растет роза. Ж. Жубер. 38. Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сюнь-дзы. 39. Иногда и умная мысль ставит в неловкое положение. Ф. Честерфилд 40. Не всегда пышная шляпа покрывает доступную уважения голову. Т. Фуллер. 41. Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. 42. Чужой ум можно узнать в какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы узнать чужой характер. Персидское изречение. 43. Очень трудно заставить себя говорить. Труднее – заставить себя молчать. Еще труднее – заставить себя думать. Но самое трудное – это заставить себя чувствовать. Д. Х. Джебран. 44. Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения. Ф. Ларошфуко. 45. Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении. А. де Сент-Экзюпери. 46. Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе. П. Буаст. 47. Живи как можешь, если нельзя как хочется. Цецилий. 48. Существует только один путь к счастью – перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле. Эпиктет. 49. Если успеха достичь трудно, нужно приложить больше усилий. Бомарше. 50. Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могущественен. Лао-цзы. 51. Знать истину следует всегда, изрекать – иногда. Д. Х. Джебран. 52. Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день. Р. Стивенсон. 53. Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Конфуций. 54. Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Ф. Ларошфуко. 55. Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить. Вольтер. 56. Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими. А. Шопенгауэр. 57. Недостаточно только желать: надо делать. И. Гете. 58. Общественное мнение щадит ястреба и карает цыпленка. Ювенал. 59. Самое высшее наслаждение – сделать то, что, по мнению других, вы сделать не можете. У. Бэджот. 60. Существуют два вида знания. Первое – это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Вторым идет знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее. Аристотель 61. Путь в тысячу ли начинается с одного шага! Китайская пословица 62. Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери 63. Чтобы найти с человеком общий язык, иногда надо уметь помолчать. Народная мудрость 64. Если не умеешь говорить, научись слушать. Помпоний 65. Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и с моей точек зрения. Г. Форд 66. Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Б. Грасиан 67. Не говори всегда что знаешь, но знай всегда что говоришь. Клавдий 68. Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель 69. Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить обо всем. Вольтер 70. Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы. А. Шопенгауэр 71. Вы можете не говорить того, что вы думаете, но это не значит, что вы должны говорить то, чего вы не думаете: в первом случае – это благоразумие, во втором - лицемерие. В. Либкнехт 72. Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь. Марк Твен 73. Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенст ве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон 74. Или как можно короче, или как можно приятнее. (О речах и докладах.) Плутарх 75. Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз скажешь, ты скажешь вдвое лучше. Т. Пейн [1] Задания и упражнения к риторическим разминкам – Приложение 1. [2] Тематика научных докладов и рефератов – Приложение 2. [3] План риторического анализа текста речи и тексты для риторического анализа – Приложение 3. [4] Риторические камни преткновения: задания и упражнения к занятиям – Приложение 4. [5] Текст речи – см. Приложение 3.2. [6] * Издания, имеющиеся в фондах библиотеки ПФ РАП. [7] Список судебных речей для риторического анализа – см. Приложение 3.3.1. [8] Текст для риторического анализа см. – Приложение 3.2.3. [9] Список судебных речей для риторического анализа – см. Приложение 3.3.1. [10] Афоризмы для хрии – см. Приложение 5.1. [11] Темы – Приложение 5. Выберите один из понравившихся вам афоризмов и предложите свою интерпретацию его смысла (объем эссе не должен превышать 15 строк). Образцы – см. раздел УМК «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя». [12] Волконский С.М. Выразительное слово. – СПб., 1913. – С. 196-198. [13] Задания 2-4 выполняются в группах. [14] Список речей для риторического анализа – см. Приложения 3.3.2., 3.3.3. [15] Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста. // Общая риторика. – М., 1986. – С. 364. [16] Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1999. – С. 107. [17] Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2001. – С. 78. [18] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М., 1989. – С. 288. [19] Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 349. * Издания, имеющиеся в фондах библиотеки ПФ РАП. [20] Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001. – С. 78. [21] Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. С.Д. Чижовой. – М., 1992. – 51-152. [22] Речи, которые изменили мир: Сборник / Сост. Саймон Сибэг Монтефиоре / Пер. с англ. И. Матвеевой. – М., 2010.
[23] Речи, которые изменили Россию / Сост. Радислав Гандапас; Под ред. В.М. Юфы. – М., 2010. [24] Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993. – С. 82 [25] Рижский И.С. Опыт риторики. – М., 1809. – С. 341. [26] Маккей Х. Как уцелеть среди акул. / Пер. с англ. Ю.В. Семенова. – М., 1991. [27] Чехов А.П. Собр. соч. в 12-ти т. Т. 6. – М., 1962. – С. 281-282. [28] Закушняк А.А. Вечера рассказа. – М., 1984. – С. 59-62. [29] Примеры из: Кошанский Н.Ф. Общая риторика. – СПб, 1829. – С. 83 [30] Плутарх. Сравнительные жизнеописания.// Сочинения. М., 1983. – С. 304.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |