Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет риторики




Риторика занимается всеми видами слова: устная, рукописная, печатная и электронная речь. Внимание риторики направлено на все роды, виды и жанры словесных произведений. Она изучает не только готовые, законченные произведения словесности, но и процесс преобразования мысли в словесную форму в виде монолога или диалога.

Наиболее общей задачей риторической практики и теории является убеждение.

Убеждать можно в истинности какого-либо научного положения или теории. Можно убеждать в справедивости (или несправедливости) наказания или оценки, необходимости купить товар (как в рекламе) или убеждать через СМИ в целесообразности избрания какого-либо лица на общественную должность. Убеждение может быть направлено на ценность какой-либо эстетической картины мира, этического кодекса поведения людей, как это бывает в религиозных и художественных текстах. Убеждение остается основной задачей любого текста или диалога.

Процитируем древнегреческого мудреца, «шейха науки» (как его называют на Востоке) Аристотеля. В своем трактате «Риторика» он писал:

«Итак, определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Из этого определения видно, во-первых, что убеждение – основная задача риторики. Во-вторых, что относительно разных предметов должны применяться разные способы убеждения. В-третьих, риторическая способность принадлежит ритору, а тот или иной способ убеждения зависит от слушателей, то есть от состава участников общения и предмета обсуждения.

Зависимость содержания речи от внешних обстоятельств ее осуществления в научной риторике выражается во взамосвязи трех основных общих понятий (категорий ): логос (logos), этос (etos) и пафос (pathos).

В дальнейшем мы развернуто объясним, какое содержание вкладывается в эти категории. Сейчас же подчеркнем, что эти общие понятия составляют целостное единство. Отсутствие какого-либо из них нарушает системность риторики. Именно на неразрывном единстве этоса, пафоса и логоса строится риторика как система знаний, как наука с собственным предметом и методами изучения речевой деятельности. На этом строится риторический анализ и оценка произведений слова.

В современном понимании, этос – социальные условия общения и правила ведения речи, пафос – целесообразность речи, ее психологическая (эмоциональная) составляющая и логос – речемыслительное, рациональное содержание убеждения.

Понятие этоса связано с нормами социального поведения оратора и аудитории, с этикой и моралью. Оно связано также с характером темы, условиями места и времени, степенью организованности и другими внешними обстоятельствами общения. Этос может быть понят и как событийный контекст.

Понятие пафоса связано с чувственной и волевой сферами сознания как оратора, так и аудитории. Ритор, будучи искренним и доброжелательным, должен уметь через свою энергетику вызывать в слушателях нужные ему чувства и тем самым влиять на мнение аудитории о предмете разговора. Пафос, таким образом, есть чувственно-волевая энергия убеждения.

Понятие логоса предполагает прежде всего рациональные средства (логику) убеждения и способы словесной подачи этого убежения в виде системы аргументов, аргументации. Рациональное убеждение может опираться на твердо установленные факты, на статистику, научные положения (аксиомы) или теории. Но убеждение может строиться, как мы видели, и на этических аргументах (добро, справедливость, законность, обычай, традиция), на чувственных аргументах. Таким образом, в каждом конкретном случае мы убеждаем собеседника, используя как разумные аргументы к делу (argumenta ad rem), так и аргументы к человеку (argumenta ad hominem), то есть, опираясь на этику и чувства личности.

Важно здесь подчеркнуть, что вся совокупность аргументации выражается в слове, а также во внешнем поведении оратора (мимика, жестикуляция, пантомимика). Поэтому содержание речи формируется не только отношением речи к реальности (правдоподобие), но и стилем оратора, то есть выраженным теми или иными средствами языка личностными оценками и эмоциями.

С античных времен успешную практику ораторского поведения называют красноречием. Позднее этот термин приобрел негативный смысл, стал пониматься как пустое, бессодержательное краснобайство. Да и сама риторика иногда сейчас понимается как цветистая и неуместная речь. Научная риторика и лучшие образцы словесности учат нас другому: риторика есть теория и практика эффективной, глубоко содержательной, эмоционально насыщенной, эстетически организованной речи.

Рациональная, этическая и эмоциональная аргументация реализуется в процессе подготовки и осуществления речи. Этот процесс, путь от мысли к живому слову с античных времен представляли в виде пяти этапов: изобретение содержания (найти что сказать, собрать «банк данных»), расположение (найденное расположить в целесообразном порядке, то есть композиционно уравновесить речь), выражение («украсить словами», написать стилистически воздействующий текст), запоминание содержания (меморио), и исполнение речи (акция). Современная действенная, результативная речь во всех сферах жизни общества осуществляется именно в этой последовательности. Поэтому риторические понятия, установленные в древности и развитые разными науками о речи для современных условий информационного обмена, дают нам возможность понять, как строится эффективное общение.

При всей важности убеждения как цели риторического воздействия, надо сказать, что эта цель не является единственной. Риторикой выделяются такие типы речи по их целям:

- информирующая, когда я хочу «дать информацию для размышления»;

- агитирующая (пропагандистская), побуждающая, например, купить какой-то товар или проголосовать за кандидата на общественную должность;

- эвристическая речь, то есть диалог для совместного поиска истины или принятия взаимопреемлемого решения;

- оценивающая социально-бытовая речь для выражения критики или похвалы;

- гедонистическая речь, предназначенная для того, чтобы доставить удовольствие;

- художественная речь, предствляющая эмоционально-ценностную, эстетическую «картину мира», события, характера и т.д.

Все эти типы риторического слова можно объединить под названием воздействующая речь.

Но во всех случаях риторику интересует тот путь, с помощью которого наименьшими средствами мы можем достигнуть наилучшего результата. Иными словами, риторика занимается эффективностью убеждения и речевого воздействия.

Предлагаем, исходя из сказанного, такое обобщающее определение риторики:

Риторика – это наука об эффективной речевой деятельности.

Из только что проведеного рассуждения можно сделать такие выводы:

1. Предмет риторики многогранен. Но при всей разносторонности этого предмета он имеет свои границы - применение устного и письменного слова в форме монолога, диалога или полилога. Эти границы речевой деятельности отделяют ее от других видов деятельности.

2. Система основных понятий риторики включает понятия этоса и пафоса как внешних условиях осуществления речи и понятие логоса как содержательную, аргументативную ее сторону. Внутренняя связанность и взамодействие этих понятий и соответствующих сторон речевого общения составляет основу научного представления об успешной речевой деятельности.

3. Путь от замысла речи к завершенному высказыванию проходит через изобретение и упорядоченное расположение (композицию) содержания, словесное его выражение, запоминание текста и исполнение публичной речи.

2. Наиболее существенной задачей красноречия является убеждение и соответствующее ему учение об аргументации. Другие задачи красноречия могут быть объеденины под названием воздействие. При этом имеется в виду не просто убеждение и воздействие, а выразительное, "красноречивое" и потому результативное, успешное. Итак, риторика есть наука об эффективно убеждающем и воздействующем слове.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.