Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум




Вопросы для обсуждения и задания

1. Составьте словесный портрет античного ритора. Попытайтесь представить его костюм, манеру поведения.

2. Подготовьте и прочитайте сообщение об общественно-политическом устройстве Древней Греции. Попытайтесь воссоздать атмосферу, в которой проходили собрания граждан греческого полиса (города-государства).

3. Что представляет собой риторическая разработка речи по античной схеме. Что бы вы хотели использовать в своей учебе или будущей работе?

4. Прочтите фрагмент из пьсы Э. Радзинского "Диалог с Сократом". Составьте и подтвердите аргументами свой ответ на вопрос: Что такое красноречие? (См. Хрестоматию текстов в конце книги).

5. Найдите в энциклопедии и проработайте статьи о греческих и римских ораторах.

 

2.3. Риторики Древнего Востока.

Новая религия возникает как новое Божественное знание ( учение), вдруг открывшееся людям через пророка, посланника. Он становится основателем религии и первым учителем для людей своего племени. Основатели мировых религий становятся и самыми влиятельными личностями в истории. По данным социологического опроса (Михаил Харт), из ста "самых влиятельных личностей в истории" 1, 3, 4, 5, занимают Мухаммад, Иисус Христос, Будда, Конфуций. На втором месте находится Исаак Ньютон. Обратим ваше внимание на то, что все эти "властелины человеческого духа" (кроме физика И.Ньтона) - мудрецы Востока.

Древнеиндийская филология. Древнейший из религиозных текстов - Веды - есть откровение бога Брахмы. Древнеиндийское (санскритское) слово "Веда", буквально - "знание", родственно русскому "ведать", то есть "знать" (ср.: не знаю, не ведаю; ведун, ведьма, краевед, музыковед, исповедовать и др.). Долгое время ведическое учение сохранялось в устной передаче. Затем оно было приведено в систему и записано Вьясой. Он распределил откровения Брахмы по четырем частям: "Ригведа", "Яджурведа", "Самаведа", "Адхарваведа".

Каждая из вед делится на две части: мантра и брахмана, то есть на а) молитвы (обращения к богу, его прославление) и б) правила толкования смысла вед и правила обряда. Смысл названия "брахмана" можно передать как "богословие". Сами богословы с древнейших времен относятся к касте брахманов, то есть высшему сословию индийского общества (всего каст пять). Древнеиндийская ведическая литература существовала на санскритском языке, который и был носителем ведической культуры слова.

Ведические учения породили шесть главнейших религиозно-философских учений. Наиболее известными для европейцев и широко распространенными являются буддизм и йога.

Буддизм - древнейшая из мировых религий - возводится к V веку до новой эры. Непальский принц Гуатама, после скитаний и разочарований в чужой мудрости, вдруг увидел весь мир, Вселенную, понял главную тайну бытия. Имя Будда означает "просветленный", буквально "пробужденный" (ср. русские слова "будить", "пробуждаться"). Он постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способное избавить человека от страданий. Спасение состоит в достижении нирваны (угасание, затухание), что означает полное удовлетворение, спокойствие, когда удается преодолеть человеческие желания, страсти и страхи. Проповеди Будды первоначально были не столько новой религией, сколько этическим и психотерапевтическим учением.

Затем сложились общины монахов, проповедников учения Будды, которые и составили священные книги на соборах буддистов в 483, 383 и 250 гг. до н.э. Благодаря распространению книг и проповеднической деятельности буддистов новая религия широко распространилась в Непале, Индии, Тибете, в Китае и во всей Азии. Между прочим, неподалеку от Алматы, на реке Или, находятся "Писаные камни" (по-казахски Тамгалытас), на которых сохранились рисунки трех Будд и молитвенные надписи на санскрите.

Вокруг священных текстов в индийской словесности формировалась эпическая литература. Наиболее известными для индийцев и остального мира являются два великих эпоса "Махабхарата" и "Рамаяна" (в устной передаче и в записи). Затем появляются и авторские произведения. Таким образом, священные тексты становятся смысловым ядром древнеиндийской словесности и культуры в целом.

Вокруг священных текстов постепенно складывалось и языкознание как наука об их толковании - правильном понимании - о нормах произношения, письма и грамматики. Санскритское языкознание занималось также теорией поэзии. К тому же грамматические труды существовали преимущественно в стихотворной форме.

Самым известным лингвистическим трудом по санскритской нормативной грамматике является "Восьмикнижье" Панини (5 век до н.э.). Его грамматика санскритского языка включает 4 000 правил (сутр) и весьма сложна по содержанию, но чрезвычайно авторитетна до сегодняшнего дня. Ее заучивали наизусть, из-за ее сложности возникла целая комментаторская школа (Катьяяна, Патанджали и др.).

Индийская филология не оставила какого-то обобщающего труда по риторике в европейском ее понимании. Но индийские мудрецы создали грамматику - учение о правильной речи - и традицию нормативного (правильного) понимания древних текстов, предвосхитили многие открытия европейцев Нового времени. Успешная проповедническая практика буддизма и других религиозно-философских школ Индии, распространивших эти учения по всему миру, не оставляет сомнения в эффективности их пропаганды как риторически влиятельной речи.

Древнекитайская словесность. Общее представление о составе классической китайской словесности дает книга академика В.М.Алексеева "Китайская литература (историко-библиографический очерк)". Основу литературного комплекса старинного стиля китайцев составляют классические канонические книги школы мудреца Конфуция, так называемые "тринадцать канонов". В традиционной китайской школе весь текст этих книг, вместе с комментарием, заучивался наизусть с раннего детства.

Тринадцать канонов делятся на две группы: 1) книги, содержащие в себе ту или иную часть учения Конфуция, и 2) доконфуцианские памятники, отредактированные и истолкованные самим Конфуцием. В книгах содержится изречения Конфуция и окружавших его лиц, а также характеристики самого учителя и его учение "Лунь юй" - "Суждения и беседы". Вообще для китайских философских систем характерна форма сборника изречений (Вспомним недавние "цитатники" Мао Цзедуна).

В китайской литературе есть другой очень влиятельный памятник древности "Дао Дэ цзын", в котором изложены основы другой религии - даосизма. Составителем этого труда является Лао цзы, который был современником Конфуция и вел с ним философские дискуссии. Книга Лао цзы посвящена "Дао" и "Дэ", то есть высшему "Пути" (логосу) и его двойнику "Дэ" - добродетели, являющейся формой проявления Дао и правилами поведения человека.

Китайская литература, в том числе и художественная словесность, европейцу представляется фантастически разветвленной и богатой. Академик В.М. Алексеев перечисляет множество замечательных поэтов, " число которых измеряется десятком тысяч (а то и больше) имен".

Таким образом, китайская словесность, широко неизвестная остальному миру, представляет собой многосложное культурное образование со своими традициями философского убеждения, спора, стилистики и многообразием жанров и систем словесности.

В древнееврейской иудаистской традиции выработаны и передаются устно скрытые от непосвященных правила общения и понимания Толмуда. Раввины разработали изощренные правила доказательства, которые оказали влияние на риторическую теорию и полемическую практику современной Европы.

Арабские мудрецы детально описали правила поведения в споре. В одном из трактатов, в частности, содержатся следующие положения: "Оба партнера должны иметь сходный уровень знаний и одинаковый социальный статус, чтобы ни почтение, ни презрение к сопернику не влияли на их способность приводить веские доказательства… Каждый участник должен дать сопернику достаточно времени, чтобы тот выразил все, что хочет, и избегал попыток прерывать ход мысли соперника…Следует избегать запугиваний любого рода, нельзя делать вид, что пропустил мимо ушей сказанное оппонентом, насмехаться над его словами, не придавая им значения, или оскорблять оппонента… Участник должен искренне стремиться к поискам истины, причем так, чтобы не проявлять гордыни по отношению к сопернику, если удалось его опередить на пути к истине; не отрицать упрямо истину, если честь ее открытия принадлежит не ему …" (Цит. по кн.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С.589). Сказано блистательно! Эти рекомендации звучат очень современно, вполне демократически, и нам стоит руководствоваться ими в споре.

Глубокие и разнообразные риторические традиции и учения о словесности сложилась в Японии и на Филиппинах.

Этот краткий обзор учений по истории словесности в мире, показывает, что религиозные и этические, философские и литературно-эстетические, научные, политические и судебные системы не существовали и не могут существовать вне слова, вне его воздействующей и убеждающей силы.

ПРАКТИКУМ

1. Назовите имена мыслителей Востока из разных стран. Выпишите краткие сведения о них из энциклопедических словарей.

2. Что означало слове веда в Древней Индии. Из каких частей состоит ведическое учение.

3. Кто такой Будда и что означает слово буддизм? В каком виде и кем распространялся буддизм? Как понимали грамматику индийские мудрецы?

4. Кто такой Конфуций и что означает слово "конфуцианство "?

5. Обсудите, какие из религиозных учений действуют в настоящее время в странах Азии.

6. Кто из персонажей фольклора и литератур народов Востока известен вам? Расскажите истории, связанные с этими персонажами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.