Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика как наука и искусство




После изучения ГЛАВЫ 1 студент должен:

· знать:

ü основные характеристики риторики как науки и искусства;

ü основные направления современной риторики;

· уметь:

ü на конкретных примерах раскрывать основные идеи риторики;

· владеть:

ü навыками разграничения понятий убеждение, внушение и принуждение.

 

Термин «риторика» традиционно понимается двояко: как искусство красноречия и как наука о нем.

Красноречие издавна и по праву считается искусством. Еще в античности сложился список дисциплин, достойных свободного человека, так называемые «семь свободных искусств», первым из которых была именно риторика. И.С. Тургенев, например, считал ораторское искусство уникальным даром. В романе «Рудин» он писал о своем герое: «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие».

Наука о красноречии – одна из самых древних и вместе с тем современных гуманитарных дисциплин, в содержание которой входят философские, психологические, филологические, логические, эстетические знания. Еще в XVIII в. именно риторику, а не математику считали «царицей наук». Долгое время в риторических терминах велись рассуждения об искусстве. Например, современники называли И.С. Баха величайшим оратором в музыке, так как его органные произведения строились по риторическим канонам, а уже в XX в. С.М. Эйзенштейн ввел риторику в программу обучения кинорежиссеров, для того чтобы они постигли тайну воздействия на массовую аудиторию, были бы способны вызывать разнообразные чувства зрителей: гнев, радость, восторг, любовь, ненависть.

Трудно отрицать исторически сложившееся своеобразие речевого общения в различных социальных сферах, поэтому риторику можно интерпретировать с разных точек зрения, в том числе и с очень широкой, культурологической. Например, выдающийся литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в книге «Быт и традиции русского дворянства ХVШ – первой трети ХIХ вв.» описал риторику бала, дуэли, карточной игры, парада, похорон.

Если сравнить старые и новые определения риторики, то станет очевидно, что она может пониматься по-разному. В России в первой половине ХIХ в. риторика определялась как наука, развивающая разум, занимающая воображение, трогающая сердце и действующая на волю. Современные исследователи исходят из иных базовых характеристик риторики:

«Филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову» (Ю.В. Рождественский);

«Наука о законах управления мыслеречевой деятельностью» (Е.А. Юнина);

«Наука о публичном речевом воздействии» (И.А. Стернин);

«Наука убеждать» (А. П. Чудинов).

В каждом из предложенных определений присутствуют разные аспекты современной трактовки риторики: филологический (который, однако, не исчерпывается «отношением мысли к слову»), психолого-педагогический, прагматический. Если известный филолог Ю.В. Рождественский трактует риторику как теоретическую филологическую дисциплину, то педагог Е.А. Юнина подчеркивает ее активное воспитывающее начало. Авторы популярных книг по риторике И.А. Стернин и А.П. Чудинов определяют ее прежде всего в прикладном, прагматическом аспекте. При этом И.А. Стернин рассматривает риторическое воздействие как со знаком плюс, так и со знаком минус (имеется в виду манипулятивная, демагогическая риторика), и отмечает, что каждый образованный человек должен понимать, «чт о с ним делают при помощи речи», тогда как А.П. Чудинов, подчеркивая позитивную роль практической риторики, видит в ней прежде всего науку о речевом убеждении, об условиях и формах эффективного речевого общения.

В современном гуманитарном пространстве все больше внимания уделяется изучению речевого воздействия, которое становится предметом исследования целого комплекса смежных наук: лингвистики, психолингвистики, лингвистической прагматики, психологии, теории коммуникации, социологии, конфликтологии и мн. др. В определенном смысле можно говорить о том, что во второй половине XX в. риторика возродилась на новой, психологической основе: для правильного общения современному человеку важны уже не только достижения формальной логики, но и психологические приемы убеждения.

Ключевое понятие позитивной риторики – убеждение (см. п. 13.2.), способ речевого воздействия, предполагающий применение как рациональных, так и эмоциональных риторических приемов и средств. В толковом словаре дается следующее определение глагола убедить«з аставить поверить чему-нибудь, уверить в чем-нибудь; уговаривая, склонить к чему-либо, заставить согласиться на что-нибудь, сделать что-либо». О сложности этого вида речевого воздействия свидетельствует протяженный синонимический ряд глагола убедить, от которого образовано существительное убеждение: уговорить, склонить, урезонить; уверить, заверить, внушить, доказать; удостоверить, вразумить, утвердить, уластить, сагитировать, распропагандировать, обработать, присоветовать, вбить в голову, умаслить, сманить, уломать, умолить, разуверить, переубедить. За каждым из приведенных глаголов стоят различные аспекты коммуникативных ситуаций, связанных с убеждением, различные отношения между участниками общения.

Убеждение содержит систему аргументов, примеры, факты и выводы, принуждение же связано с применением силы или открытой угрозой. В убеждении процесс аргументации строится на апелляции к собеседнику (к его сознанию, эмоциям, воле, интересам и т.п.). Отбор собственных аргументов учитывает позицию, которую предстоит опровергнуть. В принуждении и внушении реализуется эмоциональное или физическое давление. Например, основная цель рекламного текста – заставить адресата (зрителя, читателя, слушателя) приобрести товар, независимо от того, испытывает ли он потребность в нём.

Внушение отличается от убеждения также тем, что действует на психическую сферу другого лица без открытого принуждения, что позволяет использовать его в манипулятивных целях. Внушение и манипуляция (подробнее см. п. 11.2) оказываются особенно тесно связанными в том случае, когда целью говорящего является изменение сознания объекта воздействия.

Внушение направлено на то, чтобы обеспечить некритичность усвоения информации адресатом, в результате чего могут возникнуть представления, не соответствующие действительности, стремление действовать и верить источнику информации, не сомневаясь в его надёжности. В некоторых случаях адресат может понимать факт внушения (например, когда речь идёт о гипнозе в медицинских целях: «Сейчас вы полностью расслабитесь, и ваше сознание начнёт погружаться в сон…»), но гораздо чаще он этого не осознает (таково, например, ежедневное внушающее воздействие СМИ).

Внушение в целом является универсальным явлением, которому подвержен каждый, но в разной степени, в зависимости от уровня внушаемости. Этот уровень возрастает, если погрузить человека в атмосферу группового внушения. Подобная атмосфера существовала, например, в период особой популярности «телевизионных целителей» А. Кашпировского и А.Чумака.

Сегодня потоки внушающей информации направлены на читателя, слушателя, зрителя из самых разных источников: рекламы, массовой литературы, телевизионных ток-шоу, методик, предлагаемых современными псевдоцелителями, которые якобы подходят абсолютно всем, желающим быть «здоровыми, счастливыми и успешными». Нередко ими используется «классическая» внушающая тактика трёх «да»: серия так называемых закрытых вопросов, на которые возможен только один ответ – «да», затем следует ничем не подкреплённый вывод: «Хотите быть успешным человеком? Хотите не болеть, не уставать, каждый день прекрасно выглядеть, пребывать в отличном настроении и быть востребованным обществом? Для этого вам нужно только одно – энергия» (А. Левшинов).

При индивидуальном и групповом внушении особенно часто используются разнообразные повторы. Создавая монотонный ритм, они способствуют погружению адресата в состояние транса, воздействуют на его подсознание: «В мою щитовидную железу Бог вливает молодую, энергичную, веселую, радостную жизнь. Молодая радостная жизнь наполнила щитовидную железу, молодая жизнь возрождает молодое, Богом созданное Божественно здоровое строение щитовидной железы» (Г.Сытин).

В отличиеот внушения и принуждения, убеждение отрицает речевую агрессию, рассчитано на осмысленное восприятие речи адресатом, который должен проделать собственный путь понимания, так как решение не предлагается ему в готовом виде (подробнее о разных видах речевого воздействия см. 13).

Итак, современная риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Риторика убеждения (как практика красноречия и наука о ней) влияет на мировоззрение, эмоции и волю человека. Ее выбор требует от оратора труда и времени, создает его личностный образ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.