Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанры публичной речи




После изучения ГЛАВЫ 7 студент должен:

· знать:

ü основные виды красноречия;

ü основные жанры публичной речи;

· уметь:

ü изменять речевые регистры в соответствии с жанром;

ü анализировать речевые произведения с учетом их жанровой специфики;

ü владеть:

ü навыками построения высказываний различных жанров;

ü навыками распознавания жанровых нарушений в диалогической и монологической речи.

Традиционно риторика подразделяется на общую, изучающую речь в независимости от сферы ее использования, и частную, учитывающую сферу функционирования красноречия: политику, педагогику, дипломатию, средства массовой информации и т.д. Для того чтобы речь была успешной, оратору важно точно представлять ее родовые и жанровые параметры (речевой жанр – понятие более частное, по сравнению с видом публичной речи).

Еще во времена античности были выявлены особенности политической (или совещательной), судебной, торжественной (или эпидейктической) речи. Существовали и другие подходы к определению вида публичной речи. Например, Цицерон связывал вид речи с типом оратора (велеречивого, сдержанного и т.д.).

Современная риторика выделяет следующие виды красноречия, в зависимости от сферы его использования: политическое, академическое, педагогическое, судебное, военное, дипломатическое, религиозное, социально-бытовое. У каждого из видов публичной речи есть отличительные черты.

Политическое красноречие демонстрирует желание и возможность оратора повести массу слушателей за собой, призвать к действию, представительствовать от имени народа. А.Ф. Кони писал, что «<...> политическая речь должна представлять не мозаику, не поражающую тщательным изображением картину, – не изящную акварель, а резкие контуры и рембрандтовскую светотень» («Советы лекторам»). Достоинствами речи политического оратора являются лаконичность и афористичность. Массовость его аудитории (нередко митинговой) предполагает неизбежное упрощение действительности, представление ее в форме противопоставлений (друг – враг, черное – белое, правда – ложь, победа – поражение, бедность – богатство и т. п.); политический оратор, выступая перед большой аудиторией всегда стремится продемонстрировать отсутствие сомнения. Для политической речи характерны манипулятивные приемы (см. п. 11.3). И сегодня многие политические ораторы, например В. Жириновский, дают «установку на внушение»: «Политику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией – не каждому это дано. Я завораживаю зал – люди хлопают на каждую хорошую фразу» (Аргументы и факты. 1996. № 18).

В общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что тип политика можно определить по характеру его речевого поведения. Известный специалист в области риторики А.К. Михальская разработала подход, позволяющий создавать риторические портреты известных политических деятелей. Она предлагает учитывать комплекс черт: жесты, мимику, излюбленные слова, частотность их употребления, сдвиги в их значении, способы развертывания мысли, приемы и средства воздействия на адресата, характер юмора.

Речевые жанры, которыми должен владеть политик – это доклад, парламентская речь, приветственное и заключительное слово, выступление на заседании, собрании, митинге и др. Он должен выработать навыки участия в пресс-конференции и брифинге, беседе, дискуссии, дебатах.

Судебное красноречие формировалось на протяжении многих веков. Не случайно речи адвокатов и обвинителей прошлого – от античности до минувшего века – внимательно изучаются и по сей день служат образцом для будущих юристов. Судебное красноречие призвано в состязании сторон склонить участников судебного процесса (прежде всего судей и присяжных) на свою сторону. Важнейшими качествами речи адвоката или прокурора являются логичность, умение оперировать фактами, представляя их наиболее эффективным для поставленной цели способом. При этом важным оказывается и принцип «Доказать не значит убедить», подчеркивающий чрезвычайную значимость эмоциональной стороны речи.

Академическое красноречие (речь ученого, лектора, учителя) прежде всего демонстрирует умение оратора мыслить публично, вовлекая в этот мыслительный процесс аудиторию. Это красноречие преимущественно позитивное, несмотря на возможный дискуссионный характер изложения, так как призвано пробуждать в слушателях радость узнавания нового. Лектор, преподаватель не просто передает знания, а приводит слушателей к пониманию нового и нередко сложного для восприятия объекта или явления, устанавливая с аудиторией диалогические отношения. В арсенале лектора должны присутствовать приемы и средства популярного изложения. Искусством общения с аудиторией владели выдающиеся ученые и лекторы М.К. Мамардашвили, Н.Я. Эйдельман, Д.С. Лихачев, Л.Н. Гумилев, Ю.М. Лотман и др.

Удивительно мастерство популярного изложения Ю.М. Лотмана, который использовал разнообразные средства диалогизации и речевого контакта (они выделены в его поздравлении первокурсникам Тартуского университета): «Давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? – Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.»

Принципы популярного изложения сформулировал В. В. Одинцов: перевод с абстрактного, научного языка на язык, доступный аудитории (изоморфный, т. е. аналогичный, подобный); конкретизация высказывания; художественность изложения, предполагающая варьирование типов речи и точек зрения, диалогизацию монолога, проблемность содержания.

В.В. Одинцов систематизировал также представления о различных способах объяснения понятий. Ими являются: демонстрация предмета или явления, перечисление их признаков, указание на объем понятий, сравнение, аналогия, толкование значения слова с опорой на различные справочные издания и словари.

Популярное изложение не упрощает знание, а делает его необходимым для слушателей, по-настоящему своим, помогает преодолеть барьеры его восприятия. О его сущности глубоко и точно сказал писатель А. Битов: «Довести что-то до прозрачности и ясности, не унизив свою тему и не упростив предмет, – это невероятный подвиг слова! “Популяризация” теперь стала закавыченным словом. Стала одной из униженных истин... Но когда Гаспаров, заикаясь, догоняя эхом каждое слово, начинает рассказывать про Древнюю Грецию – кажется, что человек там был. И речь начинает завораживать, как открывшийся объем ущелья, долины... Популяризация ведь действительно не шарлатанство, а способ просто, честно и серьезно объяснить то, что именно ты делаешь. Упрощение – не такая уж простенькая вещь. Когда ясно объясняешь суть того, о чем думал десятилетиями, незнающему, мысль становится богаче. Такая популяризация – точеный, сильный мускул самой с у т и.»

Заметим, что сегодня истинной популяризации нередко противостоит лженаучное просветительство. По мнению публициста И. Петровской, «…лженаука – это атака на разум, и огромную роль в этом играет околонаучная пропаганда и популяризация ложных идей через телевидение, на которую "ученые с большой дороги" не жалеют денег. Да и само ТВ, надо признать, не скупится на создание всяких околонаучных опусов, подобных "Плесени" и "Тайнам любви". А потом еще и гордится ими!»

Жанры устного академического красноречия – это лекция, доклад, сообщение, слово на открытии и закрытии научного заседания, конференции и др. Так же, как и политик, ученый должен владеть навыками диалогического общения в дискуссии, беседе, интервью.

Особый вид красноречия религиозное, имеющее давнюю традицию. Религиозное красноречие подразумевает, во-первых, наличие у оратора полномочий проповедника и, во-вторых, соответствующего духовного настроя адресата. В христианстве основные жанры религиозного красноречия это проповедь, исповедь, молитва.

Проповедь определяется в словаре «Культура русской речи» как наставительная речь, обращенная к прихожанам, которую священник произносит в храме после литургии. В ней он разъясняет слушателям то или иное положение христианского вероучения, те или иные нравственные ценности с позиций церкви. Традиционно проповедь насыщена религиозной терминологией и лексикой морально-этической тематики, архаизмами, славянизмами, цитатами из Священного писания. Заметим, что сегодня актуальна тенденция приближения проповеди к слушателю, в ней все чаще используются приемы диалогизации изложения. Актуальной для современного религиозного красноречия является и проблема обновления традиционно архаичной церковной речи. Публичные проповеди произносятся теперь не только в храме, но и по телевидению, что предполагает умение религиозного оратора общаться с огромной аудиторией.

Наряду с устными жанрами, в разных видах красноречия развиваются соотносимые с ними жанры письменной речи. Так, произнесенный доклад нередко соотносится со статьей аналогичного содержания, выступление оппонента на защите диссертации – с письменным отзывом т.д. О своеобразии устной лекции выразительно сказал философ М.К. Мамардашвили: «Мы ходим как бы кругами, сжимая дело с разных сторон, и поэтому неизбежны кое-какие повторения, но то, что не годится в письменном тексте, то, наверное, хорошо в устном, потому что помогает вспомнить то, что говорилось раньше» («Психологическая топология пути»). Такие жанры, как лекция, доклад, сообщение и некоторые другие, присутствуют в разных видах красноречия. Современные лингвисты, опираясь на идеи выдающегося филолога и культуролога М.М. Бахтина, предлагают следующую характеристику речевых жанров: речевые жанры – это модели словесного оформления типичных ситуаций социального взаимодействия людей (К.Ф.Седов). Следование нормам речевого жанра предполагает осознанный контроль за выбором темы и используемыми речевыми средствами.

В основе разнообразных жанров публичной речи лежат так называемые первичные речевые жанры – жанры повседневной речи, на формирование и состав которых влияют различные ситуации общения. В зависимости от коммуникативной цели, выделяются следующие первичные речевые жанры:

· информативные (передающие информацию);

· императивные (выражающие волеизъявление);

· оценочные (дающие положительную или отрицательную оценку);

· этикетные (служащие для выражения разнообразных форм речевого этикета).

Развернутая характеристика этих жанров представлена в словаре «Культура русской речи». Перечислим их основные особенности.

Простейшие информативные жанры это сообщение, вопрос, заявление, возражение, опровержение. На их основе формируются более сложные вторичные жанры: доклад, лекция, экзаменационное собеседование и др.

Жанр доклада представлен в научной, деловой и политической сфере. По сравнению с сообщением, он содержит больший объем информации, его цель – анализ проблемы, ситуации. В деловой и политической сферах с докладом, как правило, выступает высокое должностное лицо. В деловой и научной сферах он адресуется коллегам, поэтому содержит минимум разъяснений, но предполагает обсуждение (прения).

Лекция обычно адресована не коллегам, а ученикам (школьникам, студентам, аспирантам) или просто людям, желающим познакомиться с той или иной проблемой. Лектор отличается от докладчика тем, что его роль заключается, как уже говорилось, не только в передаче информации, но и в пробуждении желания добывать ее самостоятельно, что особенно важно сегодня, когда слушателям доступны самые разнообразные информационные ресурсы. Таким образом, лекция предполагает отнюдь не пассивную роль адресата. В зависимости от степени сложности информации, от принципов ее подачи, лекция бывает научной и научно-популярной.

Жанр лекции складывался на протяжении нескольких столетий. Еще в XIX веке лекция именно читалась по написанному или напечатанному тексту. В средневековой Европе студенты (ваганты) бродили от университета к университету, слушая лекции профессоров. Ученые книги, по которым они читались, были очень дорогими и поэтому приковывались к кафедре цепью. В отечественной академической риторике долгое время господствовали латынь и немецкий язык. Первую лекцию на русском языке прочитал М.В. Ломоносов в середине XVIII века.

Особый тип современной лекции – Нобелевская, в которой лауреат премии не только благодарит за присуждение ему Нобелевской премии, но и выражает свое философское и творческое кредо, основу мировоззрения.

Императивные жанры – это просьба, совет, рекомендация, предложение, приглашение, наказ, инструкция, приказ, требование, распоряжение, указ, обещание, клятва, угроза и ряд других. Они отличаются разной степенью категоричности, которая, однако, противопоказана просьбе.

Просьба, характеризуемая той или иной степенью дипломатичности, может иметь косвенное выражение, например, в форме вопроса (Не могли бы вы сказать, который час?) или при помощи формы сослагательного наклонения (Занимался бы ты побольше).

Наказ – это некие предписания адресанта адресату, обычно накануне расставания (например, наказ педагогов выпускникам). В деловом общении этот жанр трансформируется в наказ избирателей депутату, где формулируются основные задачи, которые он призван решить.

Угроза направлена в будущее, сообщает о негативных последствиях невыполнения предписаний, нацелена на результат. Она так же, как и просьба, может иметь прямой характер (Я вам покажу! Вы еще об этом пожалеете!) и косвенный – в форме вопроса, предупреждения, сообщения (Лучше бы вам промолчать!; Вы забыли, с кем имеете дело?).

Оценочные жанры подразделяются на хвалебные (комплимент, похвала и др.) и хулительные (упрек, замечание, выговор). И те, и другие стимулируют изменение поведения адресата в самых разных сферах (бытовой, деловой, научной, педагогической).

Сопоставим, например, хвалебные речевые жанры комплимент и похвалу. Объектом комплимента может быть только лицо, а похвалы – как лицо, так и вещи, события, явления. Комплимент – это лестная, нередко дипломатичная, характеристика, высказанная какому-либо лицу, похвала – отзыв одобряющий.

Похвала предполагает наличие аргумента (Молодец, что наконец-то прочитал «Войну и мир»). Похвала рациональна и объективна, она может совмещаться с другими жанрами (ответом, представлением, благодарностью и др.): «Таня, спасибо за замечательное выступление!». Для выражения похвалы рекомендуется использовать так называемые «я-послания»: «Я горжусь тобой, ты у меня такой умный, смелый!» Тем самым повышается самооценка адресата, он ощущает себя единым целым с говорящим. Похвала, особенно ребенку, должна быть конкретной: «Ты молодец! Решил два примера

Комплимент – речевой жанр, выражающий одобрение, уважение, признание или восхищение и содержащий любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент должен быть искренним, нельстивым (следует помнить, что неискренние комплименты могут служить одним из инструментов речевой манипуляции). Он необходим для установления и развития контакта в общении. Мы сами становимся лучше, развиваемся интеллектуально и эмоционально, когда учимся видеть хорошее в других и словесно выражать свои чувства. Комплимент должен быть уместным. Использование положительной оценки по отношению к незнакомому человеку или к человеку, занимающему более высокое социальное положение, может привести к коммуникативной неудаче.

Комплимент отличается от похвалы установкой на образность и высокую экспрессивность оценки. В нем могут использоваться разнообразные риторические приемы (гипербола, градация, метафора и др.). Приведем примеры представления гостей ведущими телевизионных программ:

«Разрешите представить нашего первого гостя. Он – любвеобильный страж порядка, будущий Наполеон, мастер спорта по самбо, самый привлекательный мужчина Петербурга и Ленинградской области, будущий народный артист России, диджей, актер, телеведущий – Дмитрий Нагиев!»;

«…Вы слишком красивы для этого платья. Ваш типаж вообще самый привлекательный в актерской породе, в актерском кастинге. Вы сами по себе настолько совершенны, что вам необходимо очень тонкое обрамление!».

Адресатом похвалы могут выступать как женщина, так и мужчина, в комплименте же роль адресата принадлежит преимущественно женщине, в общении с которой очень важна эмоциональная сторона, в том числе оценка внешности, привлекательности, обаяния собеседницы. Мужчины же в большей мере воспринимают рациональную похвалу своим действиям и поступкам.

Комплимент требует ответной реакции. Стандартные формулы «Спасибо за комплимент», «Спасибо за вашу высокую оценку» нередко сопровождаются и выражением скромности адресата: «Вы преувеличиваете мои заслуги», «Вашу оценку я отношу ко всему нашему коллективу» и т.п.

Очень важно уметь не только хвалить, но и порицать. Хулительные речевые жанры можно расположить в следующей последовательности, отражающей усиление степени порицания: упрек, замечание, строгое замечание, выговор и строгий выговор.

Разумеется, любая отрицательная оценка, даже самая легкая, неприятна адресату, но она бывает необходима не только в деловой, научной, политических сферах, но и для поддержания искренних межличностных отношений.

Умение делать упреки и замечания особенно важно в общении с детьми. Неудачно выраженный упрек приводит к коммуникативной неудаче: ребенок не реагирует на замечание, когда ему просто сообщают о том, что он делает неправильно («Ты целый день сидишь за компьютером!»; «Ты меня не слушаешь!» и подобные типичные замечания). Столь же неудачными считаются «почему-вопросы», ответ на которые нередко даже не ожидается: «Почему ты не сделал уроки?»; «Почему опять не вымыл посуду?» и т.п. В подобных случаях гораздо эффективнее заменить упреки четкими требованиями и инструкциями («Выключи компьютер»; «Вымой посуду»).

Еще один речевой жанр порицания – выговор – может бытьи строгим, и легким. Умение его делать важная часть деловой риторики. Здесь особенно важно учитывать фактор адресата, чтобы избежать коммуникативной неудачи. Опытный руководитель разным тоном и в разной манере делает выговоры (если они необходимы) флегматикам, холерикам и сангвиникам, заранее продумывая ситуацию общения, то, как будет происходить диалог (при свидетелях или конфиденциально).

Этикетные жанры (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, соболезнование), казалось бы, знакомы всем, но не всегда точно и уместно используются в речи, не всегда ощущаются нюансы их варьирования, Например, благодарность может выражаться стилистически нейтрально (Спасибо), но в официально-деловой сфере приняты и иные, более официальные формы выражения:

(Я) приношу (свою) благодарность;

(Я) выражаю (свою) благодарность;

Примите мою благодарность;

Разрешите (Позвольте) поблагодарить вас!

Хочу от всей души поблагодарить вас.

В речевом жанре «извинение» выражение «Извини(-те)!» трактуется как стилистически нейтральное, общеупотребительное, как извинение за малый проступок, тогда как «Прости(-те) (пожалуйста)!» может употребляться для выражения извинения за значительную вину.

Формы поздравления также могут быть официальными, стилистически нейтральными, разговорными. В семейной, бытовой сфере используются традиционные поздравления «С Новым годом!», «С днем рождения!» «С праздником!», а в официально-деловой уместны и подчеркнуто официальные – «Разрешите поздравить вас!», «Позвольте поздравить вас!». Официальные формулы «Примите мои (самые) искренние (сердечные, теплые, горячие) поздравления с …» приняты как в устной, так и в письменной речи.

Речевые жанры изменяются со временем. Особенно очевидны изменения этикетных жанров. Мы уже не выражаем сочувствие или соболезнование формулами «Бог терпел и нам велел», «Бог тебя не оставит» и т.п., не прощаемся так, как прощался Чичиков с семейством Манилова, не представляем родителям своих друзей так, как это делал Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

– О! это была бы райская жизнь! – сказал Чичиков, вздохнувши. – Прощайте, сударыня! – продолжал он, подходя к ручке Маниловой. – Прощайте, почтеннейший друг! не забудьте просьбы! (Н.В.Гоголь. Мертвые души).

– Папаша, – сказал он [Аркадий. – авт.], – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

– <...> Душевно рад, – начал он [Н.П. Кирсанов. – авт.], – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом... (И.С. Тургенев. Отцы и дети).

(Подробнее о речевом этикете см. в п. 15.)

В словаре «Культура русской речи» подчеркивается, что некоторые первичные речевые жанры более сложны по своей природе, чем охарактеризованные выше. Например, в шутке (несерьёзном высказывании, вызывающем смех) могут использоваться просьба, вопрос, совет. Речевой жанр шутки требует особых качеств и от ее автора, и от адресата – как минимум, наличия чувства юмора и готовности к взаимопониманию. Афоризмы, посвященные шутке, раскрывают ее непростой характер и риторический потенциал. Еще Аристотель говорил: «Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела».

Известным острословом, автором шуток был выдающийся британский политик У. Черчилль. Он говорил, например: «Умный человек не делает сам все ошибки – он дает шанс и другим».

На основе первичных жанров создаются вторичные жанры, функционирующие в разных сферах общения (не только в повседневной): например, вопрос лежит в основе депутатского запроса; жалоба – в основе специфического речевого жанра «обращение в инстанции». Их комбинаторика определяет динамичное развитие вторичных речевых жанров в различных публичных сферах, но прежде всего в сфере массовых коммуникаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.