Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет особенностей аудитории при подготовке выступления




Слово аудитория восходит к латинским словам с корнем -audi-: «audire» – ‘слышать’, «auditor» – ‘слушатель’. Латинское «auditoria» представляет собой форму множественного числа от «auditorium» – ‘помещение для обучения’ или ‘зал судебных заседаний’. Однако у этого слова в современном русском языке есть и другое значение, актуальное для риторики: аудиторией называют собравшихся слушателей лекции или доклада, а также круг читателей, зрителей.

Важная часть подготовки выступления – оценка аудитории. Тому, кто готовится к публичному выступлению, необходимо представлять себе обстановку и состав слушателей. Такие актуальные элементы организации публичной речи, как обращение, подбор примеров, выбор тональности зависят от типа и особенностей собравшихся.Для эффективного взаимодействия необходима совместная деятельность участников, каждый из которых вносит свой вклад в достижение общей цели коммуникации. При оценке аудитории, так называемого фактора адресата, необходимо учитывать следующие параметры:

1) возраст собравшихся;

2) гендерную характеристику аудитории;

3) подготовленность слушателей к теме речи;

4) уровень образования;

5) профессиональную принадлежность;

5) отношение к выступающему.

Необычная атмосфера, непредвиденные условия, в которых придется вступать в общение с людьми, может вызвать у оратора чувство коммуникативного дискомфорта и тем самым помешать достижению поставленной цели. Следует как можно подробнее представить обстоятельства, в которых придется выступать. Риторика мстит за невнимание к мелочам. Готовясь к выступлению, оратор должен знать, кто его слушатели и сколько их; каковы особенности помещения и акустики в нем, есть ли там сцена или трибуна; каковы возможности использования технических средств для иллюстрации выступления; сколько времени отведено для выступления; какова программа конференции, совещания, круглого стола и т.п. и как соотносятся между собой темы выступлений.

Подготовленность слушателей к теме речи – важный показатель, влияющий на подготовку оратора. Выступление перед аудиторией профессионалов потребует от докладчика личной включенности в комплекс освещаемых проблем. Хорошо подготовленные слушатели оценят свободное владение терминологией, убежденность выступающего в своих словах, ссылки на авторитетные источники, остаточно быстрый темп речи. Выступление будет более успешным, если докладчик позволит аудитории самостоятельно сделать выводы из сказанного. Подготовленные и образованные люди более требовательны к докладчику и следят не только за мыслями говорящего, но и за способом их выражения, а также за невербальным поведением.

Для аудитории, подготовленной к теме выступления, но не состоящей из профессионалов, потребуются конкретные выводы, имеющие практическую направленность. Проявление компетентности и эрудиции, умелое обращение с фактами, удачное использование ссылок на авторитеты, цитат, а также умение внести элемент диалогичности в публичное выступление вызовут уважение такой аудитории.

Публичная речь перед малообразованными, не подготовленными или слабо подготовленными к теме речи слушателями потребует большей концентрации и мастерства оратора, умения говорить просто и понятно, привлечь и поддерживать внимание слушателей, которые нуждаются в простых и доступных словах и выражениях, способных объяснить даже очень сложную тему.

К слабо подготовленной можно отнести неоднородную аудиторию случайно собравшихся вместе людей, не объединенных ни возрастной, ни профессиональной принадлежностью. Важно уже в начале речи вызвать у аудитории интерес, показать практическую значимость темы для каждого человека, оказавшегося в аудитории. Для такого выступления можно порекомендовать высокую эмоциональность при медленном темпе речи, больше увлекательных и понятных для слушателей примеров.

По характеру образования аудиторию можно разделить на гуманитарно ориентированную и технически ориентированную. Для гуманитариев актуально образное представление предмета речи, единство и гармоничность картины мира оратора. Люди с техническим и естественнонаучным образованием более восприимчивы к точным и логичным выкладкам, представлению количественных характеристик объекта речи. В такой аудитории желательно обращаться к смежным гуманитарным проблемам.

Отношение к выступающему может быть различным: от максимально доброжелательного, сочувственного до агрессивно враждебного. Отношение аудитории может быть связано как с позицией говорящего, так и с личностью выступающего.

Не всегда лектор или докладчик заранее знает состав слушающих, это значительно осложняет подбор и расположение материала. Если оратор попадает в незнакомую для него аудиторию, ему важно понять и оценить особенности восприятия собравшихся и определить стратегию и тактику своего выступления. В начале речи оратор может запустить «пробные шары», чтобы узнать, как реагируют слушатели на личность и слова говорящего.

Практика «пробных шаров» представляет собой наличие у оратора заготовок, помогающих ему протестировать и оценить аудиторию по ее реакции. Такая практика нужна не только оратору, но и аудитории. Оратор понимает, на что и как реагирует публика. Аудитория активизируется и начинает реагировать, постепенно вырабатывая отношение к выступающему. Оратор должен внимательно следить за откликом на такие сигналы, как анекдот или бытовая история, стихотворная цитата или остроумный афоризм, разговорное или даже просторечное слово или выражение.

В публичной речи необходимо соблюдать правила цитирования.

Следует быть безукоризненно точным при передаче чужих слов, в том числе слов своих оппонентов, не допуская передергивания мыслей, препарирования чужого текста. Искажение чужих слов – показатель недобросовестности выступающего. Намеренное искажение чужих слов – одно из средств речевой манипуляции.

В случае, если оратор лишен возможности дословно привести ту или иную цитату, он может вкратце передать ее содержание. Однако делать это следует бережно, чтобы не исказить сущность цитируемого. При свободном пересказе цитат необходима оговорка, например: «Основное содержание статьи сводится к следующему», «Цитирую по памяти», «Мысль автора сводится приблизительно к следующему» и т. п.

В цитировании следует соблюдать умеренность. Цитаты должны быть по возможности краткими, чтобы не утомлять слушателей. Если мнение авторитета настолько необычно или спорно, что может вызвать сомнение в достоверности или точности, необходимо привести полную цитату и подробную ссылку на источник. Современные возможности электронных презентаций, сопровождающих публичное выступление, позволяют точно представлять цитируемый материал, предъявлять аудио- и видиоматериалы.

Когда нет смысла полностью указывать источник или когда дается небольшая выдержка, в речи приводится только имя автора или же его имя вместе с названием книги или статьи. Например: «По словам Л.Н. Толстого, счастье есть удовольствие без раскаяния». Нежелательна излишняя интимизация при цитировании, использование только имени и отчества писателя или ученого, например: «Вспомним известные слова Антона Павловича…»

Следует избегать неопределенных ссылок типа: «Один авторитетный товарищ считает...», «Ведущие экономисты придерживаются мнения, что...», «Лучшие умы полагают...» и т. п. Такого рода конструкции очень часто воспринимаются либо как показатель низкого уровня образованности, либо как речевая манипуляция.

Неправильно приводить в выступлении только название книги или статьи без указания автора. Например: «В книге «Лектор и аудитория» говорится...» Подобным образом можно ссылаться на источник только в том случае, если он уже был упомянут.

Часто бывает целесообразно привести точную дату того или иного высказывания, а также указать обстановку, в которой оно было создано.

Ссылаясь на чьи-то слова, следует выделить их изменением голоса или темпа речи (обычно снижением темпа) так, чтобы слушатели сразу почувствовали, что это цитата, а не собственные мысли оратора. В последнее время стало модно пользоваться и заимствованным невербальным показателем цитации – жестом поднятых рук, имитирующим кавычки.

Выдержки из художественных или публицистических произведений желательно передавать в соответствии с правилами художественного чтения. Текст любой цитаты необходимо воспроизводить без ошибок и запинок. Неумело воспроизведенная цитата демонстрирует плохое знание материала, несамостоятельность оратора и может нанести ущерб его облику.

Реакция аудитории позволяет оратору определить стратегию общения и способы подачи материала. Проверить аудиторию на «гибкость», готовность к неожиданным, а иногда и парадоксальным выводам поможет методика «продолжи фразу»: если никто не пытается завершить общеизвестное высказывание, приведенное оратором, это свидетельство ригидной (негибкой) аудитории. И наоборот, шутки, нестандартные замечания являются показателем гибкости аудитории, ее готовности к контакту с выступающим. Опытный оратор подмечает отношение аудитории, выделяет отзывчивых слушателей и адресует свою речь прежде всего им. В то же время в определенных ситуациях оратор должен уметь и дистанцироваться от аудитории, не давая вывести себя из состояния равновесия. Выдающийся актер Аркадий Райкин говорил: «Я никогда не говорю с залом, я говорю с темнотой, неясными очертаниями людей, а каждый думает, что я с ним разговариваю. Но если я их увижу, это чудовищно меня отвлечет: вдруг человек зевнет, а ему говорю самое сокровенное, или он зашепчет на ухо рядом сидящему, а я буду думать, что он про меня что-то плохое говорит…»

В начале выступления используются разнообразные способы привлечения внимания слушателей: точно выбранное обращение, апелляцию к ситуации «здесь и сейчас». До того как начать доклад или лекцию, обычно обращаются к слушателям с вопросами, привлекая внимание, например, «Все собрались?», «Можно начинать?», «Вы готовы к работе?»

В середине речи, когда наблюдается некоторое утомление аудитории, для привлечения ее внимания можно сделать длительную паузу. Не очень умелые ораторы часто, чтобы привлечь к себе внимание уставшей и расшумевшейся аудитории, повышают голос, стучат по трибуне. Обычно эти действия не дают желаемого результата. Гораздо эффективнее умело использованная шутка, веселое замечание.

При выступлении в позитивно настроенной аудитории предпочтительнее дедуктивный способ изложения материала: тезис можно сформулировать в начале выступления, а далее пояснить его на примерах. Аргументы рекомендуется располагать от слабого к самому сильному.

В негативно настроенной аудитории начинать выступление лучше с бесспорных, всем известных и понятных тезисов. Прежде чем приступить к главному, необходимо достичь согласия и взаимопонимания со слушателями. Материал предпочтительно располагать индуктивным способом: начинать с примеров и частных случаев и только потом переходить к выводам и обобщениям.

Наиболее сложной является равнодушная, незаинтересованная аудитория. Ключом к таким слушателям может стать неожиданное и увлекательное начало. Чтобы преодолеть равнодушие слушателей и вызвать интерес, необходимо создать в речи интригу. Сильный аргумент лучше расположить в центральной части речи. Важна и эмоциональность речи. Во время выступления в подобной аудитории оратор может покинуть трибуну или сцену и приблизиться к слушателям. Стоит отказаться от чтения речи по заранее заготовленному тексту: это поможет создать ситуацию непосредственной беседы.

Во время публичной речи необходимо учитывать количество слушателей. Аудиторию более 40 собравшихся можно считать большой, а менее 20 – маленькой. Выступление в большой и небольшой аудитории имеет свои особенности.

Известно, что большая аудитория более доверчива к мнению оратора, чем маленькая. Реакция большого количества слушателей обычно более эмоциональна, но менее продолжительна. Многочисленная аудитория быстрее утомляется, поэтому предпочтительно выступление краткое, эмоциональное и содержащее два-три увлекательных примера в центральной части. В большой аудитории более эффективным обычно оказывается индуктивное изложение материала.

Небольшая аудитория требует более доверительной и объединяющей участников обстановки. Оптимальной в малых аудиториях является максимальная диалогичность речи. Умелое использование права оратора передавать инициативу речи, давать возможность собравшимся высказываться позволит ему завоевать симпатию аудитории и установить обратную связь, понять реакцию слушателей на свои слова. Облегчить выступление может небольшое помещение, наличие круглого стола, вокруг которого могут расположиться слушатели (не случайно появилась особая форма проведения различных заседаний в деловом, научном, политическом общении – круглые столы, – позволяющая создать более свободную атмосферу при обсуждении рассматриваемых проблем). Сдержанная, рационально организованная и тщательно аргументированная речь произведет большее впечатление, чем речь образная, напыщенная и чрезмерно эмоциональная. Если слушателей мало (5 – 10 человек), удобнее говорить сидя.

Эффективность речи возрастает, если выступающий сумеет соотнести цели и задачи своей речи с интересами аудитории. Какой бы ни была аудитория, необходимо соблюдать этические правила поведения, основанные на уважении к слушателям и собеседникам.

Приведем практические рекомендации, которыми полезно руководствоваться, выступая публично:

1. Заранее определите стратегию выступления. Поставьте перед собой четкие задачи, которые нужно реализовать в речи. Продумайте композицию выступления.

2. Настройтесь на аудиторию. Перед выступлением понаблюдайте, как взаимодействуют с аудиторией другие выступающие. Учтите не только их успешные приемы и тактики, но и неудачные, вызвавшие недовольство слушателей реплики, позы, жесты. На основе наблюдений постарайтесь определить, чт о может способствовать благоприятному началу вашего выступления.

3. Соотнесите цели и задачи своего выступления с интересами слушающих. Устраните несоответствия, «наведите мосты». Используйте известные и понятные слушателям слова и выражения, яркие и привлекательные образы, темы, связанные с интересами аудитории.

4. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя убежденность в своих словах.

5. Говорите только после того, как установится тишина. Прежде чем начать речь, обведите аудиторию взглядом, убедитесь, что все готовы к восприятию выступления.

6. Начинайте речь с краткого обращения к присутствующим, после которого должна последовать секундная пауза; если необходимо – и более длительная.

7. Контролируйте громкость своего голоса. Вступительные слова не должны быть громкими. Не следует резко менять громкость голоса в ходе выступления. Основную мысль можно произнести чуть громче. Последняя фраза должна прозвучать не громко и не тихо, но твердо и отчетливо.

8. Переходите к главному только после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей. Для этого наблюдайте за реакцией аудитории. Для положительной, заинтересованной реакции используйте увлекательные примеры, комплименты, подчеркивайте вашу общность с присутствующими.

9. Сохраняйте самоконтроль, не вступайте в незапланированную дискуссию.

10. Не забывайте благодарить за доброжелательные вопросы и замечания, а также в конце речи поблагодарите всю аудиторию за внимание.

Возможность заранее представить слушателей, понять их интересы позволит более эффективно готовиться к выступлению перед любой аудиторией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.