Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие оратора с аудиторией




 

Взаимодействие говорящего и слушающего, оратора и аудитории – важнейшая проблема риторики. Цицерон выдвигал перед оратором три задачи: 1) учить слушателя; 2) доставлять ему удовольствие; 3) производить сильное впечатление. Таким образом, в соответствии с учением Цицерона, основная цель выступающего – воздействовать на слушателей так, чтобы научить их, производя эффект и доставляя удовольствие.

Платон советовал ораторам: «Надо рассматривать природу души и, определив, какой вид речи соответствует каждой натуре, так и строить и располагать свою речь, то есть к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе – с речами простыми. Без этого невозможно ни выбрать род речи, ни научить или убедить кого-нибудь». Отношения оратора и аудитории определяются тем, удалось ли говорящему завоевать и удержать внимание слушающих. На это влияют многие факторы. Например, на особенности слушания может влиять время суток: люди после трудового, насыщенного событиями дня хуже воспринимают информацию. На способность длительное время удерживать активное внимание слушателей воздействует освещенность помещения: напряжение зрения в плохо освещенной аудитории, особенно в тех случаях, когда слушателям приходится делать записи, вызывает утомление. Отвлекающим фактором могут стать оформление помещения, раздражающий цвет стен, не относящиеся к теме плакаты. Говоря о принципиально важной в современной концепции речевой культуры «реабилитации адресата», А.К. Михальская подчеркивает, что «ус­пешность деятельно­сти самого говорящего стала определяться тем, на­ско­ль­ко полно и беспрепятственно ему удается свое сообщение донести до слу­ша­ющего, то есть по минимальному уровню помех при передаче». Но основными условиями, определяющими успех выступающего, являются его опыт и мастерство, подготовленность к выступлению, правильная оценка аудитории, соответствующий конкретным задачам выбор средств и приемов привлечения и поддержания внимания.

Главное преимущество оратора – инициатива. Выступающий инициирует коммуникацию, делает «первый ход в игре», тем самым задает тон и ведет слушателей тем путем, который подготовлен им заранее. Пойдет ли аудитория за выступающим, зависит от тех отношений, которые устанавливаются в ходе общения.

Различие диалога с собеседником и монолога перед аудиторией кроется не только во внутренней установке говорящего, но и в готовности адресата вступить в активную коммуникацию или в его желании услышать что-то важное и полезное.

Тому, кто готовится к выступлению, необходимо иметь хотя бы самое общее представление об ораторском искусстве. Все речевые жанры (см. п. 7) имеют свои правила развертывания, которые издана изучала риторика. «Совершенствование речи происходит с помощью чтения речей ораторов и стихотворений поэтов», – наставлял Цицерон.

Обязательным разделом риторики как науки об ораторском искусстве является «изобретение» содержания речи и правила расположения ее частей. Так как предметом современной риторики являются различные жанры речи (выступление, беседа, дискуссия и т.п.), знание ее основных положений может помочь человеку подготовиться и к публичной речи, и к деловым переговорам. Великий древнегреческий оратор Демосфен отмечал, что тот, кто не усерден в подготовке к речи, высокомерен к слушателям. Входя в аудиторию, оратор должен представлять, что он будет говорить, кому и зачем.

Аристотель делил все речи в зависимости от повода их произнесения на три типа: совещательные, судебные и торжественны е. Американский ученый П. Сопер, автор популярного пособия по риторике «Основы искусства слова», предложил различать речи в зависимости от их общей целевой установки и выделил развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие к действию.

Существующая уже более двух тысяч лет риторика учит, что главным условием успешной подготовки оратора к речи является его эрудиция – глубокие и всесторонние познания. Сегодня надежным помощником оратора могут стать и различные современные источники информации – словари, справочники, электронные ресурсы, которыми нужно научиться пользоваться в соответствии с конкретными коммуникативными задачами. Мотивы подготовки речи могут быть различны, но приемы подготовки выработаны тысячелетней историей риторики.

Выбор темы и цель речи – важный этап в подготовке речи. Широко известно изречение римского поэта Горация: «Когда тема обдумана заранее, слова приходят сами собой». При подготовке к конкретному выступлению необходимо в первую очередь определить тему. Она должна быть не только интересной, но и актуальной, конкретной (не очень широкой) и точно сформулированной. Согласно правилам создания публичной речи количество обсуждаемых вопросов определяется «магическим числом 7» (5±2), характеризующим количество единиц, с которыми оперативная память человека может работать продуктивно. Включая в выступление более 7 вопросов, оратор рискует утомить слушателей и лишает себя возможности подробного рассмотрения проблемы. Выделяя меньше трех вопросов, он обеднит свое выступление.

От того, как будет определена тема конкретного речевого жанра, как будет разработан план речи и выбраны конкретные приемы и средства его реализации, зависит эффективность общения. «Красота речи, – пишет автор школьных и вузовских учебников по риторике А.К. Михальская, – в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это прежде всего функциональность, соответствие своей задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего – привлекает внимание слушающего, пробуждает в последнем именно те мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседнику, – тем она совершенней».

Чрезвычайно важна для общения психологическая настройка на адресата –пробуждение в себе искреннего интереса к тому, с кем вы вступаете в общение, его эмоциям и интересам, приведение своего настроения в соответствие с настроем собеседника, программирование себя на положительное отношение к нему. Положительное отношение к собеседнику, учет его психологического состояния, доброжелательность и заинтересованность общения почти всегда становятся залогом успеха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.