Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация отечественных предпринимателей




Наиболее ранние исследования в конце 90-х годов показали (Лапуста, Шаршуков, 1998; Журавлев, Позняков, 1993; Грищенко, Новикова, Лапша, 1992), что характерными мотивами российских предпринимателей являются следующие:

· стремление к самореализации своих потенциальных возможностей и возможность заниматься самостоятельной деятельностью – 52%;

· желание обеспечить свою материальную независимость – 45,1%;

· стремление осуществить свои планы, внедрить собственные разработки и идеи – 45%.

Тройку ведущих мотивов выбора предпринимательской деятельности в выше указанных исследованиях занимают мотивы: достижения самостоятельности и независимости своего бизнеса, возможности реализации своих способностей, материальной обеспеченности. Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени.

В дальнейшем с развитием бизнеса в России, у наших предпринимателей появлялись новые мотивы (Мотивационная структура Российского предпринимателя // Проблемы теории и практики, 2006 № 4 С. 112.):

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос «Что более всего привлекает

Вас в вашей работе?

  Мотив %
  Возможность передать свое дело по наследству 58,1
  Высокий заработок 56,9
  Видеть конкретные ощутимые результаты своего труда 48,6
  Возможность проявить инициативу 27,7
  Возможность чего-то достичь. 24,5
  Интересная работа 16,8
  Приносить пользу обществу, способствовать делу возрождения экономики страны 7,9
  Надежность места работы, гарантия занятости 5,3
  Возможность служебного роста, занятие престижной должности 3,9
  Возможность работать с высококвалифицированными коллегами 2,6

 

В частности появляется мотив, связанный с передачей дела своим детям. Высокое место занимает, как и прежде – материальное положение.

Содержание наиболее значимых мотивов выбора предпринимательской деятельности по результатам исследований Журавлева и Познякова (Журавлев, Позняков, 2002) следующие: достижение высокого материального благополучия, независимости в работе и возможности реализовать свои способности. Этими исследователями так же показано, что основным мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Эмпирически выявлены характерные особенности российских предпринимателей: высокая степень ориентации на собственные возможности, склонность к конкуренции и умеренному риску в экономической деятельности, низкая степень доверия к государственным органам и предпринимательским структурам.

Исследования конкретных мотивов и ценностей личности бизнесмена показывают, что существуют различия в мотивационно-ценностных характеристиках представителей малого, среднего и крупного бизнеса. В исследованиях С.В. Кривды (Кривда, 2010) было выявлено, что на ликвидацию малого бизнеса оказывают и неэкономические мотивы предпринимателя, что особенно характерно для микропредприятий, которые в случае наступления определенных личных обстоятельств предпринимателя, бывает проще ликвидировать, чем продать как действующий бизнес.

В исследовании Н.В. Поповой показано, что структуры мотивов разных групп бизнесменов не тождественны (Попова, 2011). В малом бизнесе преобладают мотивы авторитета у окружающих и возможности реализации своих способностей. Ярко выражены мотивы стремления к независимости, самостоятельности в работе и материальной обеспеченности. В среднем бизнесе преобладают мотивы независимости, самостоятельности в работе и авторитета у окружающих. В крупном бизнесе преобладает мотив авторитета у окружающих. Таким образом, чем больше масштаб бизнеса, тем отчётливее выделяются доминирующие мотивы, прежде всего, стремление к завоеванию авторитета у окружающих, что может свидетельствовать о высокой престижной составляющей в предпринимательской деятельности.

При сравнении мотивов В.Н. Поповой было установлено, что два мотива – «полезность работы для других людей» и «авторитет у окружающих» – имеют примерно одинаковую выраженность во всех трёх группах. Мотив независимости и самостоятельности сильнее всего выражен у представителей среднего бизнеса. Подобные результаты были полученные О.С. Дейнека (Дейнека, 2000). Мотив реализации своих способностей более всего выражен у представителей малого бизнеса. Мотив стремления к материальной обеспеченности сильнее всего выражен у представителей малого и крупного бизнеса. Таким образом, для субъектов каждой категории бизнеса можно выделить мотив или группу мотивов, которые существенно отличаются своей выраженностью от одной или двух других категорий бизнеса.

При сравнении видов направленности личности выявлено, что во всех трёх категориях бизнеса преобладает направленность на себя, при этом она имеет примерно одинаковую выраженность. Направленность на других менее всего выражена у предпринимателей крупного бизнеса. Направленность на дело сильнее всего выражена у предпринимателей этой же категории бизнеса, и наибольшие различия наблюдаются между ними и предпринимателями малого бизнеса. И.В. Попова делает вывод: чем больше человек сосредоточен на бизнесе и на себе как субъекте этого бизнеса, тем меньше он принимает во внимание устремления окружающих людей (это обратная сторона деловой сосредоточенности и жизни в конкурентной среде). В направленности личности, как и в мотивах предпринимательской деятельности, фиксируются отличия между представителями разных категорий бизнеса (Попова, 2011).

На мотивацию и ценности влияет не только размер бизнеса, но и успех и возраст бизнесмена. Как установил американский экономист и социолог Джордж Катона, мотивация экономической деятельности потребностями способна меняться. По его наблюдениям для успевающих в предпринимательстве и имеющих высокие прибыли в предпринимательстве людей, достигающих 50-летнего возраста, социальный статус больше не является мотивом в предпринимательской деятельности, и они начинают увлекаться более свободными вещами – музыкой, изобразительным искусством (Бабосов, 2004, с. 223).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.