Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические преимущества и проблемы семейного бизнеса




 

Семейный бизнес имеет как преимущества, так и недостатки. В семейном бизнесе все действительно построено на доверии, общих ценностях и понимании с полуслова тем ни менее проблемы семейного бизнеса существуют.

Рассмотрим преимущества семейного бизнеса. О преимуществах семейного бизнеса можно говорить только в том случае, когда он правильно организован, успешно развивается и каждый задействованный в нем член семьи доволен своими и чужими результатами. Такой вариант, скорее всего, возможен лишь в идеальных условиях малого семейного бизнеса, который стабильно дает небольшой доход семье без особых амбиций с умеренными потребностями и традиционными семейными ценностями. Выделим основные преимущества семейного бизнеса:

· прибыль в семье от данного бизнеса максимальна, соответственно семейный бюджет, вложенный в него, возвращается быстрее, т.к. отсутствует бюрократический аппарат и накладные расходы, а время принятия решений минимальное в силу неформальных отношений в семейном бизнесе;

· положительные отношения в бизнесе и общий интерес еще больше сближают членов семьи и увеличивают количество связей их взаимодействия;

· при доверительных отношениях и демократическом стиле руководства в семейном бизнесе все участники бизнеса отслеживают возможные просчеты, которые могут стать неожиданностью и повлечь за собой финансовые потери;

· многие ниши, в которых находится семейный бизнес (пекарни, парикмахерские, автомастерские, магазины и пр.), всегда востребован и во время экономических кризисов они способны проводить более гибкую ценовую политику, легче и быстрее меняли ассортимент товаров и как следствие выживать;

· члены семьи обычно в курсе личных планов друг друга (болезнь, учеба, свадьба, рождение детей и др.), что позволяет заранее предусмотреть и избежать возможных пробелов в делах, планируя заранее замену или корректировку планов;

· дети в семейном бизнесе приучаются к труду с раннего возраста. Получают практические навыки в бизнесе, что позволит им при желании в последствии создать собственный бизнес или наследовать семейный.

Выше перечисленные преимущества характерны для малого семейного бизнеса. В крупном семейном бизнесе так же есть преимущества. При коллегиальном принятии решений, за счет наиболее способных членов семьи происходит профессионализация управления, контроль и отчетность внедряются в практику компании. Единые ценности создают корпоративную культуру, нормы поведения, традиции и принципы ведения бизнеса, что в современной науке управления считается весьма успешным подходом – «управление по ценностям». Семейные ценности становятся визитной карточкой бизнеса и служат фундаментом для объединения членов семьи, соединения их интересов с интересами дела.

Семейный бизнес кроме преимуществ имеет и недостатки. Анализируя проблемы семейного бизнеса на разных этапах его жизненного цикла Д.А. Волков (Волков, 2011) особо обращает внимание на кризисы семейного бизнеса при передаче его второму и третьему поколению родственников.

Возникновение семейного бизнеса всегда связано с лидерскими позициями создателя бизнеса. По мере развития семейного бизнеса чаще всего с годами разрастается семья и количество родственников участвующих в управлении и контроле бизнеса увеличивается. При смене лидера единоличная власть собственника часто сменяется принципом коллегиального принятия решений, за счет наиболее способных членов семьи происходит профессионализация управления, контроль и отчетность внедряются в практику компании. Управление по ценностям один из наиболее важный подход в управлении семейным бизнесом. Семейные ценности служат фундаментом для объединения членов семьи, соединения их интересов с интересами дела пишет Д.А. Волков. Однако как он отмечает далее: «Осознав, что стоять у руля своего быстро растущего предприятия – не всегда значит быть эффективным управляющим, а удержать лидерские позиции порой сложнее, чем их достигнуть, члены семьи нанимают профессионалов, а сами выполняют наблюдательную и корректирующую функцию» (Волков, 2011, с.62).

В малом бизнесе психологические проблемы носят разноплановый характер, но все они связаны с взаимоотношениями с членами семьи.

Во-первых, рассмотрим проблемы некомпетентности родственников, которые участвуют в семейно бизнесе. Лидер семейного бизнеса вынужден под давлением членов семьи принимать на работу родственников, которые не всегда справляются с теми обязанностями, которые на них возлагаются.

Во-вторых, создатель бизнеса для снижения напряжения в семейных отношениях привлекает ближайших членов семьи к участию в бизнесе. Подобного рода действия могут не снизить напряжение, а наоборот его усилить. Например, отсутствие авторитета мужа в семейном кругу, может демонстрироваться женой в деловых отношениях вне дома. Авторитарный стиль отношений в семье, ригидность мышления, эмоциональная несдержанность и невоспитанность одного из супругов будут отрицательно влиять на бизнес.

В-третьих, людям очень трудно научиться изменять поведение в связи с изменяющимися ролями. Другими словами не всем удается разграничивать личные и служебные отношения, а порой и нет ни какого желания напрягаться по данному поводу. Если я на работе начальник, то и дома я начальник. Если я дома тиран, то и на работе я тиран.

В-четвертых, родственник, вошедший в семейный бизнес, позже может оказаться более авторитетным и успешным предпринимателем, и данный факт приводит к столкновению амбиций основателя бизнеса с другим членом семьи. В последствии возникший конфликт приведет к делению семейного бизнеса, если лидер не проявит гибкость и не создаст условия для перехода бизнеса на новый качественный уровень развития.

Одной из проблем семейного бизнеса является проблема преемственности в бизнесе. Как пишет А. Кросби: «…знакомство с зарубежным опытом позволяет констатировать, что и там проблема преемственности до конца не решена. Конечно, массовой смены поколений собственников в условиях возрождающихся отношений собственности там нет, но проблема обеспечения преемственности в малом и среднем бизнесе существует. Например, в Финляндии в 2002 г. владельцы примерно 2/3 малых и средних фирм называют эту проблему значимой для себя. А таких малых и средних фирм в Финляндии более 90%» (Кросби, 2004).

Для российского бизнеса такая проблема не так явно проявляет себя, поскольку смены поколений в бизнесе пока нет, да и традиции еще не сложились в силу небольшого промежутка развития бизнеса России. Есть еще одна причина отсутствия такой проблемы. В силу существующих демократических отношений между поколениями, когда дети самостоятельно выбирают траекторию своей жизни, родители не стремятся сделать собственный бизнес семейным.

Современный российский семейный бизнес в основном относится к малому бизнесу: частные предприниматели и фермерские хозяйства. Основная часть малого бизнеса со временем прекращает свое существование и на их месте появляются другие. Следовательно, проблема перехода семейного бизнеса по наследству не так уж и актуальна, хотя многие из предпринимателей, вкладывая много труда в свое дело, хотели бы иметь наследников своего дела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.