Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология партнерства в бизнесе




На одном из занятий по психологии бизнеса студент рассказал о том, что они с товарищами планируют создать общий бизнес. На вопросы о том, как он видит будущее совместного бизнеса, он не мог ответить. Из рассказа было понятно, что все участники проекта хорошо знают друг друга, испытываю большой интерес к содержанию проекта, с энтузиазмом разрабатываю бизнес-план, на практике приобретают навыки работы в данной области. Ермолаев и Поварицына пишут, что: «Мотив «айда вместе» обнаруживается в истории подавляющего большинства предпринимателей, также как и стихийное распределение ролей по имеющимся способностям и склонностям, сплочение при опасности и — споры, ссоры и раздоры» (Емельянов, Поварицына, 2000, с.). При создании совместного бизнеса в большинстве случаев нет документов о долях в бизнесе, о ролях, о степени ответственности пр., которые бы оговаривали и были бы на законных основаниях приняты всеми учредителями. Энтузиазм участников совместного проекта создает условия для некой эйфории, что все будет всегда так замечательно, т.е. интересно, честно, справедливо. Хотя для одного справедливость – это се «поровну», а для другого «по вкладу», а для третьего «по потребности». Даже если их представления весьма похожие, например «по вкладу» то, что входит в понятие вклад, учитываются ли там способность порождать идеи или брать ответственность на себя, или стремиться сохранять порядок в документах и пр. Подобные проблемы связаны с разными отношениями к полученной прибыли, к ответственности, лидерству.

По мере развития бизнеса неудовлетворенность партнерами нарастает, что приводит к частым спорам, ссорам, конфликтам. Напряжение усиливается и это отражается на деловой активности и снижение мотивации участников бизнеса. В условиях конфликта учредителей бизнеса ослабевает их конкурентоспособность. В конце концов, бизнес потихоньку умирает.

Психологи советуют встать на путь переговоров (Емельянов, Поварицына, 2000) предупреждая, что это сложный и длительный процесс, который более успешно протекает, если к переговорам привлекают профессионального переговорщика (посредника) – «фасилитатора».

В настоящее время существуют различные подходы к решению проблемной ситуации деления бизнеса партнерами. Одни более простые, другие сложнее, но нет идеальных рецептов, позволяющих безболезненно ее решить. Это очень важно знать при создании совместного бизнеса и предусмотреть в учредительных документах подобное развитие событий в будущем. Если партнеры доверяют друг другу на первом этапе создания бизнеса, то принять такие документы как необходимые бывает гораздо легче, чем выяснять отношения позже.

Партнерство в бизнесе один из вопросов с одной стороны менее психологический, чем управление персоналом, с другой стороны более сложный в связи с возникающими конфликтными отношениями партнеров по бизнесу. При создании совместного бизнеса взаимная материальная и психологическая поддержка партнеров-друзей (партнеров-родственников) при создании нового бизнесу весьма полезна. У одного много идей, у другого опыт, у третьего связи и пр. и у всех вместе – доверие друг к другу, молодость, энергия, энтузиазм. По прошествии некоторого времени партнеры начинают замечать недостатки друг друга. Кто-то, принимая серьезное решение, не советуется с другими учредителями, у кого-то появляется звездная болезнь, кто-то вольно распоряжается общими деньгами, кто-то не берет на себя ответственность и пр., и пр. Сигналами конфликта партнеров по бизнесу служат: возникающее напряжение в отношениях, неконструктивные споры, взаимные придирки, ссоры, скрытые и открытые конфликты. В конце концов, бизнесу бывает конец и естественно конец близким отношениям партнеров. Это может касаться как друзей, так и родственников.

Партнерам необходимо понимать, что двух абсолютно одинаково думающих, воспринимающих, чувствующих, переживающих, с одинаковыми представлениями, желаниями, потребностями и пр. личностей не бывает и как следствие конфликт вещь неизбежная. Если люди способны это осознать и желают сохранить свой бизнес они должны сесть за стол переговоров возможно с привлечением профессионального посредника. Необходимо отметить, что принять такое решение психологически очень сложно. Вспомните какую-либо группу людей (команда КВН, дворовая команда, группа подруг и др.), если в ней нет ярко выраженного лидера и четко обозначенных ролей, то в такой группе при совместной деятельности, если члены этой группы не умеют договариваться, неизбежны конфликты и даже распад.

Основная причина конфликтов партнеров, по мнению Емельянова и Поварицыной, связана с низким уровнем доверия партнеров друг к другу. Без сомнения тому есть причины, которые могут быть реальными или мнимыми, но приводят к одному и тому же негативному финалу.

В исследованиях В.Н. Дружинина при опросах предпринимателей было выяснено, что степень доверия и оценки надежности партнеров внутри предпринимательской среды оценивается опрошенными значительно выше, чем в их отношениях с представителями государственных органов власти, которые не воспринимаются предпринимателями как партнеры. Предприниматели предпочитают вступать в партнерские отношения со знакомыми и рекомендованными людьми. Партнерские отношения с друзьями или родственниками воспринимаются ими как нежелательные. Дружинин так же обнаружил, что для российских предпринимателей такие качества партнера как: порядочность и честность оцениваются выше, чем профессионализм, компетентность, организованность. Объяснить такие предпочтения можно тем, что порядочность и честность качества, которые формируются рано и носят устойчивый характер, различные профессиональные компетенции могут приобретаться или компенсироваться. Помимо этого при успешном бизнесе есть возможность нанять высококлассных менеджеров-профессионалов. Так же было обнаружено, что чем выше предприниматель оценивает собственные возможности в развитии своего бизнеса, тем позитивнее его представления о взаимоотношениях с партнерами (Дружинин, Психология предпринимательства).

 

 

Литература

1. Васильев М.В. Развитие взглядов на управление семейными компаниями. Специальность 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент). Автореферат диссертации на соискание ученой степени. кандидата экономических наук Москва – 2012.

2. Волков Д.А. Проблемы семейного бизнеса на разных этапах его жизненного цикла // Российское предпринимательство. – 2011. – № 4. Вып. 1 (181). – c. 59-64.)

3. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е Психология бизнеса – М.: АРМАДА, 2000.

4. Зенгер Х. Форм Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. – М., 1995.

5. Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия "семейное предприятие" // Сайт Института экономики и права Ивана Кушнира. – 2010. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 04.03.2012).

6. Криппенфорд К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции». - СПб.: Питер, 2005.

7. Кросби А. Наследование бизнеса. Кто продолжит ваше дело? – Спб.: Питер, 2004. – с.110-111.

8. Портер Майкл Э. Конкуренция. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2000

9. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. - М.: ИРИСЭН, 2006.

10. Хесус Узрта де Сото Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. — Челябинск: Социум, 2007.

11. Шнуровозова Т.Семейный бизнес по-русски

12. http://mirsovetov.ru/a/business-and-finance/finances/family-business.html

 

Задания для самостоятельной работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.