Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в морфологию




Тема 2

II. Языкознание и его основные разделы.

Тема 1

МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Комплексная цель модуля I:

· дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе;

· представить сосуществование различных точек зрения на именные части речи в современной морфологии, так как это способствует критическому восприятию и оценке взглядов на те или иные спорные вопросы, а также усиливает необходимые для творческой работы элементы лингвистического мышления;

· научить практическим стилистическим навыкам использования именных частей речи в своей творческой практике;

· научить ориентироваться в справочных изданиях по грамматике, чтобы оперативно решать возникающие в практической работе журналиста сложные проблемы морфологического характера;

· помочь освоить принципы правописания именных частей речи и пользоваться ими, не допуская ошибок, что особенно важно сегодня, когда в обществе резко возросла роль масс-медиа.

 

Основные понятия курса «Современный русский литературный язык»

I. Термин «современный русский литературный языка».

II. Языкознание и его основные разделы.

I. Термин «современный русский литературный язык» обозначает

следующее:

· русский – это восточнославянская группа индоевропейского языка, к которой также относятся украинский и белорусский языки; болгарский, словенский, сербо-хорватский – южнославянская группа; польский, чешский, словацкий – западнославянская группа.

· современный – это язык рубежа ХХ и XIX вв.; в широком смысле – это язык от А.С. Пушкина до наших дней (1 этап - до XIX века, 2 этап – А. С. Пушкин – начало ХХI века).

· литературный – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка: язык книг, газет, радио и ТВ.

· язык (lingua – лат.) – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

Языкознание – это наука о языке. В языкознании выделяются следующие разделы:

 

 


Фонетика – раздел языкознания, изучающий способы образования

и акустические свойства человеческой речи, а также ударение, интонацию, членение звукового потока на слоги. Для фонетики, например, важно, что в характеристику согласных звуков входят пять основных признаков:

· место образования согласного;

· способ образования;

· уровень шума;

· участие голоса;

· степень палатализации.

Лексика – это

· словарный состав языка;

· совокупность слов, связанных со сферой их использования, с происхождением, со стилистическим употреблением.

Таким образом, лексика, или лексикология, изучает слово. Для этого раздела лингвистики важно следующее:

· слово называет понятие, поэтому основная функция слова - назывная. Слова дают названия предметам, признакам, действиям (книга, умный, спать).

· слово может иметь одно или несколько значений (невинность – одно значение, а хвост имеетнесколько значений (хвост животного и хвост кометы).

· слово не только называет предмет, явление, но и дает им оценку (ехидна – это зверь, а также человек).

· слово может иметь прямое значение и переносное значение, например, основанное на сходстве форм (кольцо на пальце – кольцо садовое – кольцо окружения) и т. д.

Грамматика – это

· раздел языкознания, содержащий учение о частях речи, формах словоизменения, о строении слов;

· раздел языкознания о видах словосочетаний и типах предложений.

Морфология – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Для этого раздела лингвистики важно, что слова типа мама, цапля, свеча обозначают предмет и поэтому относятся к части речи существительное. Как и другие существительные, они характеризуются наличием рода, числа, падежа, склонения и т.д.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Для синтаксиса важно, что, например, предложение Люблю березу русскую – это простое, односоставное, распространенное, неосложненное, утвердительное, повествовательное, невосклицательное.

I. Предмет морфологии

II. Основные понятия морфологии

1. Грамматическое значение

2. Система грамматических (морфологических) категорий в современном русском языке

III. Части речи и принципы их классификации

1.Знаменательные и служебные части речи

2. Классификация частей речи в современном русском языке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.