КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в морфологию
Тема 2 II. Языкознание и его основные разделы. Тема 1 МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Комплексная цель модуля I: · дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе; · представить сосуществование различных точек зрения на именные части речи в современной морфологии, так как это способствует критическому восприятию и оценке взглядов на те или иные спорные вопросы, а также усиливает необходимые для творческой работы элементы лингвистического мышления; · научить практическим стилистическим навыкам использования именных частей речи в своей творческой практике; · научить ориентироваться в справочных изданиях по грамматике, чтобы оперативно решать возникающие в практической работе журналиста сложные проблемы морфологического характера; · помочь освоить принципы правописания именных частей речи и пользоваться ими, не допуская ошибок, что особенно важно сегодня, когда в обществе резко возросла роль масс-медиа.
Основные понятия курса «Современный русский литературный язык» I. Термин «современный русский литературный языка». II. Языкознание и его основные разделы. I. Термин «современный русский литературный язык» обозначает следующее: · русский – это восточнославянская группа индоевропейского языка, к которой также относятся украинский и белорусский языки; болгарский, словенский, сербо-хорватский – южнославянская группа; польский, чешский, словацкий – западнославянская группа. · современный – это язык рубежа ХХ и XIX вв.; в широком смысле – это язык от А.С. Пушкина до наших дней (1 этап - до XIX века, 2 этап – А. С. Пушкин – начало ХХI века). · литературный – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка: язык книг, газет, радио и ТВ. · язык (lingua – лат.) – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Языкознание – это наука о языке. В языкознании выделяются следующие разделы:
Фонетика – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства человеческой речи, а также ударение, интонацию, членение звукового потока на слоги. Для фонетики, например, важно, что в характеристику согласных звуков входят пять основных признаков: · место образования согласного; · способ образования; · уровень шума; · участие голоса; · степень палатализации. Лексика – это · словарный состав языка; · совокупность слов, связанных со сферой их использования, с происхождением, со стилистическим употреблением. Таким образом, лексика, или лексикология, изучает слово. Для этого раздела лингвистики важно следующее: · слово называет понятие, поэтому основная функция слова - назывная. Слова дают названия предметам, признакам, действиям (книга, умный, спать). · слово может иметь одно или несколько значений (невинность – одно значение, а хвост имеетнесколько значений (хвост животного и хвост кометы). · слово не только называет предмет, явление, но и дает им оценку (ехидна – это зверь, а также человек). · слово может иметь прямое значение и переносное значение, например, основанное на сходстве форм (кольцо на пальце – кольцо садовое – кольцо окружения) и т. д. Грамматика – это · раздел языкознания, содержащий учение о частях речи, формах словоизменения, о строении слов; · раздел языкознания о видах словосочетаний и типах предложений. Морфология – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Для этого раздела лингвистики важно, что слова типа мама, цапля, свеча обозначают предмет и поэтому относятся к части речи существительное. Как и другие существительные, они характеризуются наличием рода, числа, падежа, склонения и т.д. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Для синтаксиса важно, что, например, предложение Люблю березу русскую – это простое, односоставное, распространенное, неосложненное, утвердительное, повествовательное, невосклицательное. I. Предмет морфологии II. Основные понятия морфологии 1. Грамматическое значение 2. Система грамматических (морфологических) категорий в современном русском языке III. Части речи и принципы их классификации 1.Знаменательные и служебные части речи 2. Классификация частей речи в современном русском языке
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |