Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. IV. Схема общего разбора причастий




IV. Схема общего разбора причастий

Признаки субстантивации причастий

Признаки адъективации причастий

III. Переход причастий в другие части речи

Причастия, совмещающие в себе признаки глагола и имени прилагательного, переходят в прилагательные. Процесс перехода причастий в прилагательные называются адъективацией. Адъективация может быть полной и временной.

К числу причастий, окончательно превратившихся в прилагательные, относятся древнерусские формы типа ползучий, сидячий, текущий, бывалый, дошлый, зрелый, пошлый, умелый, а также будущий, грядущий, исступленный, прирожденный, сокровенный.

Большая часть причастий подвергается временной адъективации, т.е. в одних условиях выступает в качестве причастий, в других – в качестве прилагательных. (Ср.: испуганный шумом олень (прич.) – испуганный вид (прил.))

В прилагательном обычно переходят отдельные причастия прошедшего времени и действительные причастия настоящего времени (жареный картофель, сосредоточенное лицо, вызывающий тон, гнетущее чувство.)

· Утрата зависимых слов (жареный на масле картофель (прич.) – жареный картофель (прил.)).

· Употребление в переносном значении (извиняющаяся девушка (прич.) – извиняющая улыбка (прил.); надутый шар (прич.) – надутый слог (прил.)).

· Вхождение в состав терминологического сочетания (пишущая машинка – «машинка, приспособленная для письма», а не «машинка, которая пишет»).

· Утрата парного причастия (извиняющаяся девушка – извинявшаяся девушка; но: извиняющаяся улыбка – «извинявшаяся улыбка»).

· Способность образовывать степени сравнения, краткую форму, определительное наречие (дискуссия стала оживленнее, образованнейший человек, подробности потрясающи, ошеломляюще подействовал).

Причастия могут переходить в существительные (будущее, настоящее, прошедшее, трудящиеся, учащиеся).

· Развивают значение предметности и утрачивают значение качества, признака, отвечают на вопрос кто? что?

· Могут иметь при себе определение (близкое будущее).

· Могут быть в предложении подлежащим или дополнением (Она часто вспоминала прошедшее).

1. Слово в тексте, вопрос к нему

2. Часть речи

3. Начальная форма (м.р., им.п., ед.ч.)

4. От какого глагола, основы суффикса образовано

5. Вид

6. Возвратность / невозвратность

7. Переходность / непереходность

8. Залог

9. Время

10. Полная или краткая форма

11. Род

12. Число

13. Падеж

14. Склонение

15. Синтаксическая функция в предложении

Контрольные вопросы

1. Почему причастие – это атрибутивная форма глагола?

2. Можно ли назвать эту форму прилагательным, которое выражает процессуальный признак? Если можно, то почему?

3. Назовите глагольные категории причастия. Приведите примеры.

4. Какие именные категории есть у причастий? Приведите примеры.

5. Какие формы причастий и как изменяются в русском языке? Приведите примеры.

6. Какие синтаксические функции свойственны причастиям в русском языке?

7. От каких форм и каких основ образуются причастия в русском языке? Приведите примеры.

8. Какими способами (как) образуются русские причастия?

9. Что влияет на выбор суффикса при образовании причастий настоящего времени? Покажите на примерах.

10. Что влияет на выбор суффикса при образовании причастий прошедшего времени?

11. Когда при образовании причастия происходит усечение основы?

12. Расскажите о правописании Н и НН в причастиях. Приведите примеры.

Основная литература

1. Аникина А.Б., Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология. – М., 1983. – С.123-127.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М. 1989. – С.510-512.

3.Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.,2000.-С.335-338.

4.Современный русский язык/Под. Ред. Д.Э.Розенталя.-М.,1984.-С.375-381.

5.Краткая русская грамматика /Под. Ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. – М., 1989. – С. 301-307.

6. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1991. – С. 241 – 243.

Дополнительная литература

1. Буланин А.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

2. Пирогова Л.И. Русский глагол. Грамматический словарь- справочник. М.,1999. С. 57-59.

«Причастие как особая форма глагола»

Морфологические задания

Задание № 1. Образуйте от данных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени полной и краткой формы.

Развенчать, разучить, обещать, осветить, оглушить, задержать, подарить, выкроить, высмеять, затеять, усвоить, посеять, отклеить.

 

Задание № 2. Образуйте краткую форму от данных прилагательных и причастий.

1. Подстреленная утка. Обстрелянная колонна. Завешенные окна. Взвешенные товары. Замешенное тесто. Смешанные жидкости. Засеянные поля. Расклеенные афиши.

2. Законные требования. Зеленые ягоды. Обезоруженные отряды. Безоружные люди. Выстроенные здания. Бездонная пропасть. Написанная картина. Ценное признание. Услышанные сигналы.

Задание № 3. Напишите все возможные формы от каждого глагола.

Командировать, откомандировать, отправить, лежать, спать, отправиться, лечь.

Задание № 4. Образуйте действительные причастия настоящего времени; выделите их суффиксы (повторите правила правописания I и II спряжения).

Сеять, клеить, строить, мыть, хлопотать, лечить, писать, дышать, стлать, надеяться, прятаться, колебаться, слушаться.

 

Задание № 5. Образуйте страдательные причастия настоящего времени; выделите их суффиксы.

Уважать, колебать, ненавидеть, сопровождать, прерывать, слышать, поддерживать, вести, нести.

Задание № 6. Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.

Выдержать, обнаружить, расклеить, посеять, зависеть, сгладить, выстроить, надеяться, запрячь, отпереть, разгрести, подмести.

 

Задание № 7. Образуйте от данных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.

Опрокинуть, отпереть, затереть, выжечь, сгрести, приобрести, вывести, затеять, пригвоздить, размолоть, разуть, начать.

Задание № 8. Письменно просклоняйте причастия.

Вышитый ковер, колющееся растение, виднеющаяся пристань, разлившаяся речка, развевающееся знамя.

Задание № 9. В данных словосочетаниях найти причастия и прилагательные.

Горящая лампа, горячая печка; стоячее болото, стоящие пассажиры; пахнущий цветок, пахучая жидкость; дремучий лес, дремлющий ребенок; плачущая девочка, плакучая береза.

Задание № 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.

I. 1. На следу…щее утро выпал глубокий снег. 2. После долгих споров мы решили следу…щее: дождаться рассвета. 3. Катерок, следу…щий за нашим пароходом. 4. Я с любопытством начал следу…щий рассказ. 5. Подходите поскорей: кто следу…щий? 6. Очень подозрителен этот человек, всюду следу…щий за нами.

II. 1. Мы отвечаем за экологию перед буд…щими поколениями. 2. Наше буд…щее прекрасно. 3. Буд…щее покажет, насколько мы правы. 4. Посевная площадь в буд…щем году у нас ещё увеличится.

Задание № 11. Из приведенного текста выпишите все причастия и разберите их по схеме.

На самом деле «Ликвидация» – превосходный постмодернистский текст, что особенно интересно, населенный новыми героями, при всей боевой активности их идей и поступков, героев куда более рефлектирующих, мыслящих и современных, чем многие «знаковые» персонажи многих культовых картин.

Стилистические задания

Задание № 1. Проверьте себя, правильно ли вы согласуете причастный оборот с существительным. Напоминаем, что определения, выраженные причастными оборотами, должны согласовываться с существительным, которое они определяют, в роде, числе и падеже.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

3)Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

4) По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжать передачу.

5) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.

6) Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.

7) Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

8) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.

9) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до ветра смоченными дождем.

Задание № 2. Найдите и исправьте ошибки: связанные с употреблением причастий, объясните их.

1. Десантники, сражающиеся на окраинах города, держались до последнего.

2. Мы увидели гнездо птички, разорившее хищником.

3. Видневшие вдалеке домики казались сказочными.

4. Раскрылись набухавшие на березе почки.

5. Перед нами лиственница, колеблющая ветром.

6. Студент, прочитающий монографию, адекватно передал ее содержание.

7. Студенты, интересующие этим вопросом, найдут ответ в энциклопедии.

8. Скала, омываемая волнами, чернела далеко на горизонте.

9. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.

10.Он стоял молчал с выкатившими и налитыми кровью глазами.

Задание № 3. Найдите причастные обороты, подчеркните их, расставьте знаки препинания.

1. Ставший сознательно на этот путь он не отступал.

2. Прибыль получаемая ежемесячно вот задача фирм на сегодняшний день.

3. Речь идет о выпускающем женскую одежду акционерном обществе.

4. Эти страны вместе взятые по территории равны Московской области.

5. Людей привлекает работа в крупных фирмах работающих по гибкому графику.

6. Население вкладывало деньги в коммерческие банки и побуждаемое энергичной рекламой с надеждой ожидало сверхприбылей.

7. Они готовые работать за низкую оплату предпочтительнее для работодателя ищущего дешевую рабочую силу в странах с низким уровнем развития экономики.

8. Филиалы созданных за рубежом предприятий платят налог на прибыль в порядке предусмотренном законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.