«Не размазывая кашу по столу» форма правления – это организация высших органов власти в государстве. Ну а если все-таки «размазать», определение выглядит так:
Форма правления – это система и порядок формирования высших органов власти в государстве (глава государства, парламент, и др.), их компетенция, место в системе органов государственной власти, порядок взаимоотношений между собой и с гражданами государства
Такое определение является вполне достаточным, хотя вопрос «что же такое форма правления?» отчасти остается. А вот и ответ (элементы формы правления):
Элементы формы правления
1.
Система высших органов власти в стране (глава государства, правительство и его глава, парламент, высшие судебные органы, органы конституционного контроля);
2.
Объем и характер полномочий этих органов, распределение компетенции между ними;
3.
Порядок взаимоотношения высших органов власти между собой (являются ли они независимыми в пределах своих полномочий, кто кому подчинен и т.д.);
4.
Порядок формирования данных органов власти и срок полномочий;
5.
Ответственность – ее формы и процессуальный порядок;
Виды форм правления: вообще всего два вида, однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).
Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.
Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики) в действительности различаются по механизму осуществления власти.
В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный…):
Форма правления
Монархия
Республика
Лат. «единовластие» - буквально «власть одного лица»
Государственная власть сосредоточена у монарха, занимающим трон по наследству и находящийся на нем пожизненно
Лат. «общее дело» («res publico») – означает широкое участие народа в управлении государством.
Глава государства президент избираемый населением (или иным способом – напр. парламентом) на определенный срок
Монархия
Неограниченная
(абсолютная)
Ограниченная
(конституционная)
Исторически первый вид монархии (в форме централизованной восточной деспотии появляется еще в Древнем мире)
Возникает позже (в средневековье) как результат борьбы монархии и определенных кругов населения страны (напр. феодалов или буржуазии)
Эта форма, включает две разновидности:
Дуалистическая
Парламентарная
Переходная форма от абсолютной к парламентарной. Есть ограниченное разделение властей (судебная самостоятельна, однако законодательная разделена между парламентом и монархом)
Самая демократическая форма. Достаточно широко распространена в современном мире. Монарх выполняет только формальную роль.
Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика
Историческая форма монархии, характерная для периода рабовладения и феодализма. В современном мире почти не встречается (исключение – некоторые государства Ближнего Востока).
Возникновение
Формирование а.м., происходит по-разному для различных периодов истории.
В Древнем мире (рабовладельческий период), она возникает вместе с государством. В ходе разложения родовой общины и сосредоточения власти у аристократии, постепенно власть племенных вождей, превращается в монархическую (исчезает выборность и ответственность перед членами племени).
В это время а.м. называется восточная деспотия.
В средневековый период, а.м. возникает не сразу. Первоначально государство имеет форму раннефеодальной монархии, затем преобразуется в сословно-представительную и лишь затем (с кризисом феодализма и развитием буржуазных отношений) возникает абсолютная монархия.
Основные черты
1.Вся (я сказал вся!) государственная власть сосредоточена у монарха («Государство – это я» - Людовик XIV);
2.Отсутствуют органы, ограничивающие полномочия монарх (парламент), и нормативные акты, регулирующие его статус (конституция). Никаких ограничений нет;
3.Монарх не несет ответственности перед населением страны или какими-либо органами власти;
4.Весь государственный аппарат формируется монархом, все чиновники назначаются им и ответственны перед монархом;
5.Все права и обязанности подданных полностью зависят от монарха (может наделить подданных правами, а может и нет);
Вывод
Самая недемократическая форма монархии, явный пережиток, которому не место в современном мире.
В классическом виде не встречается, однако некоторые признаки характерны для «дефективных» государств третьего мира (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман).
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика
Занимает промежуточное положение между абсолютной и парламентарной. Более демократическая чем предыдущая, однако, монарх явно доминирует в системе власти, поэтому в современный период встречается также редко как абсолютная.
Возникновение
Возникает в результате борьбы населения страны за свои права. Период возникновения – XIX в.
Является компромиссом между интересами аристократии (монарх и дворянство) и буржуазии (а также выступающей в союзе с ней слоев населения), стремящейся получить возможность влиять на власть.
Как правило является переходной формой – через определенное время, монархия окончательно превращается в парламентарную (либо реставрируется абсолютизм?... О ужас…)
Основные черты
Название монархии происходит от лат. duo – «двойственный». Такое название отражает важнейшую ее черту (запомнить на всю жизнь!) – законодательная власть принадлежит не парламенту (как положено), а парламенту и монарху вместе (разделена между ними).Это и есть дуализм законодательной власти.
А вот и черты такой монархии:
1.Есть конституция и парламент, власть монарха юридически ограничена (хотя и незначительно);
2.Монарх теперь не может принять закон без парламента. Однако это положение формальное – с помощью права абсолютного вето монарх может заблокировать любой закон принятый парламентом. Следовательно, фактически, парламент действует под контролем монарха. В этом и проявляется дуализм, описанный выше.
3.Исполнительная власть полностью принадлежит монарху. Он формирует правительство самостоятельно, согласия парламента не требуется.
4.Судебная власть юридически отделена от двух других ветвей власти и самостоятельна, однако также формируется монархом и в целом зависима от него и правительства.
5.Объем прав и свобод граждан ограничен, возможно приостановление их действия, реальными являются не все (особенно политические).
6.Хотя конституция существует, она чаще всего недемократическая (дарована народу монархом, а не принята Учредительным собранием).
7.Парламент хотя и есть, но тоже «особенный» - формируется с использованием цензового избирательного права (имущественный ценз – значительная часть населения отстранена от выборов).
Вывод
В общем, немного смягченная версия абсолютной монархии. Демократизм данной формы очень невелик. В настоящее время встречается редко (в Европе, например таких стран нет). Исторически – Италия (Конституция 1848 г.), Япония (Конституция 1889 г.), Австро-Венгрия и другие.
Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…). В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.
Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония), встречаются и в других регионах.
Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия, которая выглядит примерно так:
Сматри
сюды
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика
Самая демократическая форма монархии, широко распространенная в мире. Монарх выполняет в основном представительские функции, реально не управляя государством. Принцип разделения властей реализуется полностью, парламент формируется демократическим путем, суды независимы.
Возникновение
Парламентарная монархия складывается позднее, чем две предыдущие формы. В некоторых случаях промежуточным этапом является дуалистическая (как например, в Японии), иногда абсолютная монархия сразу преобразуется в парламентарную.
В целом, как и дуалистическая парламентарная монархия – результат борьбы населения страны с абсолютизмом. Однако если дуалистическая монархия – компромисс (временное перемирие в борьбе), то парламентарная – победа населения.
Формирование парламентарных монархий в Европе связано с периодом буржуазных революций (примерно XVIII – XIX вв.) – такая форма возникает только при достаточном уровне развития капиталистических отношений в стране. В Азии п.м. возникает значительно позже – например, в Японии – только в 1946 г. (вторая половина XX века!!! Ну вы даете! А еще японцами называетесь…).
Основные черты
Вот и черты:
1.Монарх не имеет никаких (еще раз – никаких!) реальных полномочий по управлению государством (ни исполнительной, ни тем более законодательной и судебной власти). Он только представляет государство и символизирует единство нации.
2.Парламент является полноценным законодательным органом – действует самостоятельно и независимо (и ни одна сволочь не посмеет нарушить закон принятый парламентом!). Формирование – путем всеобщих (а никаких не цензовых) выборов.
3.Правительство формируется с одобрения парламента и ответственно перед ним. Монарх в его деятельность не вмешивается.
4.Судебная власть полностью самостоятельна и независима
5.Все права и свободы граждан закреплены в законе и реально соблюдаются. Есть механизмы их реализации и защиты.
6.В стране действует демократическая конституция, принятая демократическим путем (а не дарованная монархом).
7.Политический режим – демократический. Реальная многопартийность и политический плюрализм.
Вывод
Ну, здесь все ясно и так. Как говориться «буду краток» - самая демократическая форма монархии.
Вообще, по механизму осуществления власти очень похожа на республику (так и есть – единственное различие: здесь вместо президента – монарх).
Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками. Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.
Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:
Парламентарная
Смешанная
Республика
Особые виды
Президентская
Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение
Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому населением страны путем прямых выборов.
Общая характеристика
Самая привычная («классическая») форма республики. Принцип разделения властей здесь реализован в наиболее простом его виде – все ветви власти разделены, самостоятельны и независимы по порядку формирования, организации и деятельности.
Исполнительная власть принадлежит президенту, законодательная власть – парламенту, суды независимы.
Исторически первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки (Конституция 1787 г.)
Основные черты
Президентская республика характеризуется следующими чертами:
1. Президент является и главой государства и главой исполнительной власти (это не одно и то же!). У него сосредоточены реальные полномочия в различных сферах. Президент – высшее должностное лицо, которое определяет все развитие страны;
2. Президент всегда избирается путем прямых выборов населением страны (единственное исключение из данного правила – США);
3. Вся исполнительная власть сосредоточена у президента. Он сам является главой правительства (должность Премьер-министра отсутствует), правительство назначается президентом и ответственно перед ним.
4. Парламент не имеет возможностей воздействовать на исполнительную власть – ни повлиять на формирование правительства, ни отправить его в отставку (это все прерогативы президента);
5. Президент, однако, тоже не имеет возможности воздействовать на законодательную власть – права роспуска парламента у него нет (досрочный роспуск вообще невозможен).
Вывод
В общем неплохо. В целом – «классика жанра» и все такое. Всем хороша, но есть и недостаток – отсутствуют механизмы разрешения конфликтов между ветвями сласти. Если президент и парламент не договорятся (бывает…), придется применить танки (а это уже не есть хорошо).
В целом подходит для стран с хорошо развитыми традициями демократии – поэтому например, в США действует отлично более 200 лет, а в латиноамериканских государствах часто вырождается в диктатуру.
В Европе республики этого типа почти не встречаются (все парламентарные или смешанные), зато в Америке (особенно в Южной) – преобладают абсолютно.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение
Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется по результатам парламентских выборов.
Общая характеристика
Менее простая для понимания, зато более удобная на практике форма республики, чем предыдущая.
Такие республики широко распространены в Европе (весь Евросоюз, плюс множество других). Исполнительная власть здесь принадлежит правительству, однако, и формирование и деятельность этой ветви власти тесно связано с парламентом.
Разделение властей здесь не такое четкое – парламент и правительство не разделены абсолютно (как в президентской), а взаимодействуют в процессе работы.
Основные черты
1. Понятие «глава государства» и «глава правительства» здесь разделены – исполнительная власть принадлежит правительству (и персонально – его главе - Премьер-министру);
2. Президент в таких республиках (такая должность, ясный пень, существует) – чисто формальная должность. Он является только главой государства, исполнительную власть он не возглавляет. Никаких реальных полномочий у него нет. Президентов таких республик, в большинстве случаев не знают даже граждане этих стран (скажу более – их, скорее всего, не знает даже сам Забавский, который вообще- то знает все…);
3. Избирается президент косвенным путем (чаще всего парламентом). Прямых выборов здесь нет (да они и не нужны);
4. Правительство формируется по итогам выборов в парламент – его главой становиться лидер партии получившей большинство в парламенте, основные министры также принадлежат к победившей партии.
5. Парламент не только участвует в формировании правительства, но и контролирует его деятельность – если не понравится, можно применить вотум недоверия (правительство в этом случае уйдет в отставку).
6. У правительства также есть средство воздействия на парламент – по предложению главы правительства возможен его досрочный роспуск (что во многих парламентарных республиках – обычное дело: редко какой парламент доживает до конца срока своих полномочий).
7. В целом, законодательная и исполнительная власть здесь не столько разделены, сколько совмещены – нередко возникает даже особая система отношений между парламентом и правительством – «министериализм».
Вывод
Достоинство парламентарной республики – ее гибкость в сложных ситуациях (не могут договориться парламент и правительство – распустил и то и другое, провел новые выборы – может чего и выйдет).
Такая форма республики исключает и возможность концентрации власти в одних руках (таких рук здесь нет).
Однако, в условиях конкретного государства, парламентарная республика может оказаться неустойчивой, так как сильно зависит от политических партий и их коалиций (пример – Четвертая республика во Франции 1946 – 1958)
СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение
Форма республики, в которой исполнительная власть разделена между президентом и правительством (принадлежит им обоим), при этом президент избирается населением страны путем прямых выборов (как в президентской республике), а правительство формируется по результатам парламентских выборов (как в парламентарной).
Общая характеристика
Такая республика по аналогии с соответствующей формой монархии, иногда называется дуалистической республикой.
Однако дуализм здесь характерен не для законодательной (это недопустимо в демократическом государстве), а для исполнительной власти – как указано в определении она разделена между главой государства (президентом) и главой правительства (премьер – министром).
Это и есть дуализм исполнительной власти. Республика такого типа сочетает черты президентской и парламентарной республик.
Основные черты
В отличие от двух рассмотренных ранее республик, здесь важную роль играют оба высших должностных лица – и президент и премьер-министр:
1. Положение президента похоже на президентские республики – «сильный» президент, избираемый прямыми выборами;
2. Однако и правительство здесь – не «тень президента», а как в парламентарных республиках – самостоятельный коллегиальный орган, возглавляемый премьер-министром. Формирование – также как в парламентарных республиках;
3. Ответственность правительства – двойная (смешанная) – и перед президентом (может уволить министра) и перед парламентом (вотум недоверия);
4. Часть исполнительных полномочий принадлежит президенту и осуществляется им самостоятельно, другая часть – с согласия премьер-министра;
5. Из-за того что и президент и правительство фактически получают свои полномочия посредством выборов (президентских и парламентских), возможна уникальная ситуация (не встречающаяся в других республиках) – разделенное правление (когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям, но вынуждены работать вместе).
Вывод
Республика смешанного типа – способ преодоления недостатков президентской и парламентарной республики.
Она сохраняет сильную власть главы государства – президента (позволяя ему разрешать политические кризисы), в то же время исполнительная власть формируется с участием парламента и находиться под его контролем (это позволяет ей работать эффективнее).
В современной Европе республики смешанного типа встречаются нередко – например Франция. Еще больше их на постсоветском пространстве – обе бывших крупнейших республики СССР (Украина и Россия) – республики как раз такого типа. К нему же относиться и Республика Беларусь.
В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая? Ответ: а никакая.
Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.
Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление