КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды нормативных правовых актов
В любой стране существует множество видов таких актов, различного характера и юридической силы. В Республике Беларусь, также существует множество различных нормативных актов. Все их виды определены ст. 2 закона «О нормативных правовых актах» (17 видов). Перечень исчерпывающий – никаких иных нормативных актов быть не может. Если с понятием нормативного акта все относительно просто, с видами сложнее. Классифицировать их можно по самым разным основаниям, в результате чего получается офигительное количество – без поллитры и не поймешь (у меня не получилось…). Рассмотрим, однако, важнейшие классификации: они предусмотрены законом «О нормативных правовых актах», а значит и далеко ходить не надо (хотя если пошлют, пойти все равно придется…):
Классификация нормативных актов в зависимости от субъекта принимающего их, предусмотрена разд. I, гл. 2 – 4 закона «О нормативных правовых актах». Выглядит это примерно так:
Иные субъекты, за пределами этих групп правом издания нормативных актов не обладают, а значит, и говорить о них нечего (и не будем!).
По юридической силе, все нормативные акты можно разделить на две группы:
Конституция – правовой акт, обладающий особыми свойствами (см. конституционное право). Черты конституции как нормативного правового акта:
Конституция – правовая база всех нормативных актов в стране.
Ну, здесь все и так ясно! Референдум – форма непосредственной демократии, с помощь которой решаются важнейшие вопросы. Возможно и принятие нормативных актов на референдуме (таких у нас пока не было). Особенность решения р. – юридическая сила выше, чем у иных нормативных актов (ст. 77 Конституции) – так как решения референдума могут быть отменены только референдумом. Таким образом отменить или изменить их, например, законом парламента, невозможно (следовательно, решение референдума по юридической силе выше закона).
Законы Республики Беларусь – важнейший (после конституции) вид нормативных правовых актов. Они конкретизируют и дополняют ее положения (но не могут изменять их!). Каждый закон регулирует определенную сферу общественных отношений. Во многих случаях закон является своеобразной «мини-конституцией» отрасли, в развитие которой принимается множество подзаконных нормативных актов. Далее перечислены виды законов – все они детально рассмотрены в соответствующей теме:
Важную группу нормативных правовых актов составляют акты главы государства (президента). Вот и они:
См. раздел «Декреты Президента».
Самый старый (предусмотрен еще первоначальной редакцией Конституции) и самый распространенный вид правовых актов главы государства. Ясный пень, указы – основной вид нормативных актов президента, издаются по широкому кругу вопросов и в огромном количестве (по состоянию на май 2008 г. – 2264 указа). Вот что такое указ:
Поскольку, как уже отмечалось, указов у нас как собак не резанных (в смысле – много), то хотелось бы и разделить их на определенные виды. Такая классификация определяется характером указа и его юридической силой. При этом условимся указы, издаваемые на основе норм Конституции (ст. 84) называть законодательными, а указы право на издание, которых предоставлено иными законами (таких, правда, нет) – подзаконными:[15]
Разделение указов по юридической силе, вытекает из ч.3 ст. 10 закона «О нормативных правовых актах», которая содержит следующую норму:
Из этой нормы следуют два правила:
Вывод: все декреты и указы, издаваемые на основе конституционных полномочий президента, имеют приоритет над законами. Делегированных декретов и подзаконных указов в Республике Беларусь нет. В связи с этим, возникает вопрос – «А для чего тогда в стране нужен парламент,
Самый новый вид правовых актов президента. В белорусское законодательство директивы «протащили контрабандой» причем сделали это как говорят в народе «тихой сапой» (видимо, чтобы враги не догадались). На момент издания первой директивы (№1 от 11 марта 2004 г.) ни в одном законодательном акте не содержалось никаких положений об этом нормативном акте. В этом смысле издание директив явно противоречило Конституции и нормам закона «О нормативных правовых актах» (однако никто не удивился – видимо уже привыкли…). Ничего не прояснило и издание последующих директив – ясности не было никакой. Лишь изменения, внесенные в закон «О нормативных правовых актах» в 2008 (!!! – с момента издания директивы прошло четыре года!) позволили придать директивам легальный статус. Несмотря на появление нормы о директиве в законе «О НПА», в Конституции положения о ней по-прежнему отсутствуют, а ведь именно она содержит исчерпывающий перечень актов президента (ст. 85). Фактически, закон «О нормативных правовых актах» сделал «расширительное» толкование нормы Конституции что недопустимо (во-первых, статья закрытая и не допускает расширения, во-вторых, Конституция имеет большую юридическую силу). Статус директив по-прежнему остается туманным. Не ясно для чего нужны такие акты, и каково их соотношение с другими. Теоретически, должны иметь более высокую юридическую силу, как видно из определения «издаваемый…в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение» - если вопросы «приоритетные» (плитка шоколада, обнаруженная на рабочем месте приравнивается к измене Родине?), то и юридическая сила – повышенная. Вместе с тем, никаких прямых указаний на это нет. С другой стороны, директивы как противоречащие конституции и антиправовые акты, вообще не должны иметь никакой юридической силы. Будем надеяться, что такая точка зрения – дело ближайшего будущего.
Все иные акты являются подзаконными, и особого интереса не представляют. Среди них могут быть акты различных субъектов (правительства, парламента и других). Сюда же относятся локальные нормативные акты (местных органов власти).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Законотворчество – важнейший (хотя и не единственный!) вид деятельности парламента, в котором выражается сама его сущность (орган законодательной власти). От качества и эффективности законотворческого процесса зависит состояние права в стране, действенность его норм.
Законотворческий процесс – один из видов более широкого понятия нормотворческий процесс (процесс разработки и принятия любых нормативных актов, не только законов). Характерные черты законотворческого процесса:
Законотворческий процесс в Парламенте урегулирован следующими нормативными актами:
и нек. другими. Законотворческий процесс состоит из определенных стадий. Стадии законотворческого процесса – отдельные его этапы, различающиеся своими задачами, кругом участников и формами деятельности. Все стадии процесса, круг их участников и порядок осуществления предусмотрены нормативными актами, и должны строго соблюдаться.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |