Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика социальной




Выводы

1. Эволюция человеческой культуры и эволюция coциальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, — они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры. Поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают со стадиями движения культуры.

2. Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами коммуникации:

• археокультура — сфера микрокоммуникации;

• палеокультура — наряду с микрокоммуникацией по­являются мидикоммуникации: религиозная, литера­турная, художественная, материально-производ­ственная;

• неокультура — массовизация и развитие макроком­муникации: появление технических средств массо­вой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобали­зации коммуникационных систем.

3. Различаются три уровня коммуникационной куль­туры: словесность, книжность, мультимедийность. Книжность включает три поколения: рукописная книжность, мануфактурная книжность, индустриальная книжность.

4. Смена коммуникационных культур и утверждение новых коммуникационных каналов происходило не без борьбы, потому что в них усматривали не только благо, но и зло.

Письменность нарушила архаичную гармонию между индивидуальной памятью и общественным знанием; ма­нуфактурная книжность лишила письменность священ­ного ореола, десакрализовала ее; индустриальная книжность породила коммерциализованную массовую культу­ру; именно печатный текст стал источником формализма, наконец, мультимедийность угрожает примитивизацией и инфантилизацией массовых аудиторий.

5.На стадии неокультуры появляются специальные дисциплины, изучающие различные коммуникационные явления: палеография, инкунабуловедение, книговедение, библиотековедение, киноведение, библиографоведение, теория массовой коммуникации.

6. В табл. 5.2 сделано сопоставление словесности, книж­ности, мультимедийности, которое демонстрирует разли­чия между этими видами коммуникационной культуры.

7. Terra incognita эволюции социальных коммуникаций обнаруживается при метатеоретическом ее осмыслении. Известны тысячи отечественных и зарубежных публика­ций, посвященных истории книги и книжного дела, биб­лиотек и библиографии, словесности и палеографии, но практически нет исследований, связывающих в единое целое словесность, письменность, книжность, телевизионно-компьютерные средства коммуникации. Поэтому остаются открытыми многие вопросы. Например:

• Как повлиял на психическое развитие читателей пе­реход от чтения вслух, свойственного манускрипту, к молчаливому чтению «про себя», свойственному печатной продукции? Есть мнение, что «дематериализация слова», т. е. освобождение его от звуковой оболочки, способствовали оперированию смыслами в сознании человека и развитию абстрактного мыш­ления, что благодаря чтению «про себя» люди от­крыли самосознание и мир психики. Так ли это? Действительно ли телесмотрение стимулирует леность мысли и интеллектуальный инфантилизм?

• Какое воздействие на психику человека окажут мультимедийные гипертексты и общение с искус­ственным интеллектом? Чем коммуникационная де­ятельность пользователя мультимедийной ОКС

 

Таблица 5.2

Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности

 

Параметры сопоставления Словесность Книжность Мультимедийность
Материально- техническая база Отсутствует   Одна из отраслей ремесла или промышленности Приоритетные научно-технические отрасли
Социальная аудитория     Все население   Социальные группы грамотных, образованных, ученых   Все население  
Формы коммуникационной деятельности Подражание, управление, диалог Управление   Управление, Диалог
Социальная память Распределена в индивид. памяти современников Перегружена неконтролир. документными фондами Автоматичес­кий контроль и поиск в базах данных
Восприятие сообщения   Легкое благодаря разговорному навыку Требуется грамотность и навык чтения Легкое, но нужен навык обращения с техникой
Гарантия правдивости   Откровенность невербального канала Авторитет автора, доказательность текста Нет  
Коммуникацион­ные Барьеры Межъязыковой, социальный, психологический Трудности чтения, цензура информационный кризис, Цензура вла­дельцев теле-компьютерных средств
Масштабы действия Малые социальные группы Национальное сообщество Глобальные
Обожествление, фетишизация   Слово — дар богов   Культ священных книг; книга — светоч Разума и Добра Нет  

 

будет отличаться от коммуникационной деятельно­сти интеллигента-книжника XX века? Возможна ли свобода творчества коммуникантов в условиях коммерциализации всех коммуникацион­ных каналов, кроме вербального и невербального? Как взаимосвязаны эволюции социальных комму­никаций в Западной Европе и в России? В чем сво­еобразие русской национальной коммуникации? Возможна ли элитарная культура без средств мас­совой коммуникации? Возможна ли массовая ком­муникация без элитарных коммуникантов?

Литература

1. Берков П. Н. История русской журналистики XVTII века. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — 572 с.

2. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. — М.: Книга, 1988. —312 с.

3. Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек: Научно-художе­ственные очерки. — М.: Либерия, 1992. — 160 с.

4. История русской журналистики XVIII — XIX веков / Под ред. А. В. Западова. — М.: Выс. школа, 1963. — 516 с.

5. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.

6. Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явле­ние. Исторические аспекты развития: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 157с.

7. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «ФАИР», 1998. — 352 с.

8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналис­тики (февраль 1917 — начало 90-х годов). — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 207 с.

9. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введе­ние в теорию и историю: Учеб. пособие. — СПб.: Гос. ун-т культуры, 1999. — 211с.

10. Пятьсот лет после Гутенбурга. 1468—1968. Статьи, исследо­вания, материалы. — М.: Наука, 1968. — 415 с.

11. Соколов А. В. Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие. — СПб.: ЛОПИ, 1995. — 163 с.

12. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX век. — М.: Искусство, 1983. — 311 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.