Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы и типы политического консультирования




 

Несмотря на богатство управленчес­ких ситуаций, обстоятельств и зап­росов клиентов, политическое кон­сультирование, как правило, осуще­ствляется в двух основных формах: рефлективного и игрового консультирования.

Рефлективное консультирование предусматривает как формули­ровку самим консультантом тех или иных рекомендаций, так и стиму­ляцию саморефлексии руководителя под влиянием этих советов и ре­комендаций. В данном случае консультант играет роль подсказчика, не только направляющего деятельность руководителя и корректирующе­го его представления и действия, но и побуждающего своими совета­ми его собственные размышления о разнообразных аспектах своей профессиональной деятельности.

При этом консультант может оказывать такое целенаправленное воздействие за счет демонстрации своих знаний и одновременно вы­казывая уважение к знаниям со стороны клиента, доверительного общения, использования своих личностных свойств и характеристик (настойчивости, убедительности и т.д.), пробуждая у руководителя чувство тревоги за судьбы его дела и т.д.

Второй способ – это игровое консультирование, которое исполь­зуется в тех случаях, когда консультант либо сомневается, что его рекомендации будут использованы на деле, либо когда он сам не мо­жет до конца четко и ясно составить свои рекомендации и ему требу­ется дополнительная информация, имеющая конфиденциальный меж­личностный или частный характер. В таком случае консультант ис­пользует две игровые формы: либо «учебную», которая имитирует абстрактную ситуацию, внешне похожую на ситуацию в организации (стране, регионе и т.д.), либо «практическую», моделирующую имен­но те обстоятельства, которые имеют место в данной организации и обладают проблемным характером.

Во втором случае консультант предлагает либо «инновационную» модель игры, рассчитанную на получение новой информации от уча­стников игры, сведений, способных привести к принятию или уточ­нению решений; либо «организационно-деятельностную», которая предполагает моделирование и уточнение ролевых позиций и мотива­ций основных игроков из расчета на то, что разыгрываемые действия заставят людей посмотреть на ситуацию глазами консультанта и сти­мулируют их повторить то же самое в реальных условиях.

Игровые формы представляют собой более сложную, как бы жи­вую методологию исследования ситуации, построенную на использо­вании частично программируемых действий для уточнения оценок и прогнозов развития событий. Как правило, все они включают в себя три основные стадии: диагностики ситуации, выработки решения и реализации поставленных целей.

В процессе взаимодействия с клиентом консультанты могут играть разные роли, лежащие в основании типологии их действий. В целом спектр типов консультантов довольно разнообразен. Так, выделяют внешних консультантов, привлекаемых из конкретной организации, и внутренних, т.е. специалистов, работающих в данной организации и способных выполнить экспертные функции; групповых и индивиду­альных, отечественных и международных и т.д.

Весьма распространена типология консультантов по уровню их спе­циальных знаний. В частности, в этом контексте выделяют: «ученого», «исследователя» и «эксперта». Консультант-«ученый» выполняет задачи носителя научных воззрений либо в широкой сфере (например, в обла­сти конфликтологии), либо в более узкой предметной области (специ­алист по этническим конфликтам). В силу своей сугубо научной привер­женности контакты таких консультантов с клиентом, как правило, имеют эпизодический характер, а результаты его исследований могут приме­няться на практике только частично. Деятельность таких специалистов обычно бывает направлена на формулировку долгосрочных прогнозов или оценок, качественно снижающих неопределенность представлений о сложившейся ситуации в целом. Особенно ценна роль такого рода консультантов в нестабильных условиях, переходных процессах.

Консультант-«исследователь» – это тоже человек, занимающий­ся в основном научными изысканиями. Однако он является специали­стом в узкой проблематике, востребованной клиентом. Если это тот же конфликтолог, то это – консультант-«исследователь», который, как правило, углубленно занимается противоречиями между конк­ретными странами, этносами, жителями определенных территорий и т.п. Учитывая, что и в этом случае главным ориентиром его профес­сиональной деятельности является теоретическое знание, потребность в нем со стороны клиента бывает невысокой.

Третий тип – это консультант-эксперт», представляющий собой в основном специалиста-практика в узкой области политических от­ношений: по работе избирательного штаба со СМИ, по согласова­нию интересов в избирательных структурах, по политическому про­гнозированию и т.д. Сама по себе экспертиза – это суждения высоко­квалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенной для использования при принятии решений. Професси­ональный статус политического аналитика не предполагает облада­ние им фундаментальными, специальными знаниями во всех проблемных областях, представляющих интерес для его клиента – лица, принимающего решение.

Экспертизы бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, с обменом информацией между экспертами и без такого обмена, анонимные и открытые. Многообразие областей при­менения экспертного оценивания делает достаточно многообразным и гибким используемый им на практике аппарат анализа.

В этой своей роли консультант-эксперт» может исполнять функ­ции «оценивающего советчика», «преподавателя-тренера» (обучаю­щего персонал тем или иным навыкам) и «ревизора» (осуществляю­щего по заданию руководства независимый контроль за теми или иными участками деятельности организации).

Некоторые специалисты в области консультирования – в частно­сти, М. Кубр – выделяют «консультантов по ресурсам» и «консультантов по процессу». Смысл такого разделения состоит в том, что деятельность первого типа консультантов в основном связана с поставлением специ­ализированной информации, диагностикой ситуации, выдвижением предложений и замечаний к плану руководства и т.д. Такой тип кон­сультирования применяется тогда, когда руководитель хочет воспользо­ваться знаниями специалиста, но не желает, чтобы тот касался органи­зационных изменений в его подразделении. В то же время «консультант по процессу» не только поставляет специализированную информацию, но и сам пытается осуществить в жизни те или иные структурные изме­нения в этой организации, т.е. выступает в качестве определенного субъек­тивного фактора внутренних изменений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.