Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии эффективности процесса политического консультирования




 

В конечном счете эффективность по­литического консультирования всегда определяется степенью решенности поставленных задач, уровнем соответ­ствия намеченных и полученных результатов. В то же время консульти­рование как особый процесс взаимодействия клиента и специалиста предполагает и выделение более частных критериев их взаимодействия, определяющих достижение общей цели. В данном случае большое вли­яние на решение задач оказывают нравственно-этические факторы, соблюдение ими моральных норм во взаимоотношениях.

Центральное значение в этом вопросе имеет характер взаимодей­ствия клиента и консультанта. Успешность их взаимоотношений зак­ладывается уже ожиданиями клиента от будущей встречи со специа­листом. Как показала практика, клиенты нередко руководствуются со­вершенно определенными стереотипами, как бы программирующими их дальнейшее сотрудничество. Так, клиент может находиться под вли­янием стереотипов «консультанта-врача» (предполагающего, что при­шедший специалист обязательно поставит верный диагноз и «выле­чит» ситуацию), «учителя» (характеризующего образ консультанта как мудрого и знающего человека, способного научить правильным подхо­дам любого желающего), «консультанта в кармане» (формирующего образ специалиста как человека, способного сделать что угодно по желанию клиента), «консультанта-ревизора» (вызывающего в основном негатив­ное отношение к специалисту как к человеку, пришедшему специально для «снятия» нужной ему информации), «консультанта-профана» (пред­восхищающего отношение к нему как к человеку, не обладающему бо­лее высокими знаниями, чем сам клиент) и т.д.

В свою очередь и консультант испытывает влияние стереотипов по отношению к клиенту, представляя его то «денежным мешком», кото­рому можно продать какую угодно информацию; то «надсмотрщиком», который будет отслеживать каждый его шаг и мешать работе; то «при­ятелем», с которым можно договориться о чем угодно, используя свои способности к дружескому общению и т.д. Опасность влияния такого рода образов, предвосхищающих первую встречу клиента и консуль­танта, заключается в том, что они могут задать жесткие и неадекватные рамки для их дальнейшего взаимодействия, помешать налаживанию конструктивного сотрудничества. Поэтому первостепенным требовани­ем к процессу консультирования должно стать подавление образов стереотипизированного мышления. Между клиентом и консультантом дол­жен быть заключен своеобразный «психологический» контракт, спо­собствующий созданию благожелательной атмосферы сотрудничества.

Клиент и консультант должны воспринимать процесс консультиро­вания как неизбежное взаимодействие. Будучи специалистами и носите­лями профессиональной информации, они могут по-разному смотреть на проблему, но определять ее характер и вырабатывать пути решения должны совместно. При этом клиент не должен вмешиваться и тем бо­лее контролировать профессиональные аспекты деятельности консуль­танта, но и консультант не должен расширять свое информационное поле за счет сведений, которые не относятся к решаемой задаче.

В процессе взаимодействия консультант должен неукоснительно руководствоваться интересами дела, не подлаживаться под стремле­ния клиента и не создавать видимость благополучия, не стараться получить заранее запрограммированные результаты. Получив же те или иные выводы и рекомендации, он ни в коем случае не должен давить на клиента, настаивать на внедрении предлагаемых им новшеств. Он не должен забывать, что его рекомендации – только часть управлен­ческой информации, существующей в контексте стратегических (дол­госрочных) замыслов клиента, что именно клиент несет ответствен­ность за принятие решений.

Консультанты зачастую имеют доступ к конфиденциальной и экс­клюзивной информации, затрагивающей репутацию организации или отдельных лиц и которая может иметь коммерческую ценность, по­этому они должны особенно щепетильно относиться к ее использова­нию и обработке, не допуская утечки информации и тем более не превращая ее в орудие получения прибыли. Консультант должен все­мерно беречь честь и достоинство своего клиента. Но при этом кон­сультанты не должны ради сохранения определенной лояльности кли­енту переходить нормы общественной морали, переступать принци­пы профессионального кодекса, запрещающего их участие в фальси­фикации данных, использование методов информационного террора, психологического давления на граждан.

В зависимости от ситуации консультант может применять методы взаимодействия с клиентом в следующих рамках: от отношений типа «адвокат клиента» (предполагающих сохранение лояльности «заказ­чику» согласно требованиям договора) до отношений типа «адвокат позиции» (выражающих приверженность собственным деловым кри­териям профессиональной деятельности). Консультант не должен ак­тивизировать вопросы идеологической лояльности, воздерживаться от публичной критики клиента во время работы по проекту. В случае кон­фликтов он может позволить себе критические выступления, возмож­ны также отставка или отказ его от дальнейшего выполнения обяза­тельств по контракту.

Консультант может воздействовать на клиента за счет своих лич­ных, человеческих качеств: путем демонстрации специальных знаний, превосходящих компетенцию клиента; путем проявления профессио­нальной честности и принципиальности; благодаря настойчивости при убеждении в правоте своей позиции; за счет выработки общих подходов и взглядов на проблему; путем доверительного общения; путем исполь­зования либо скрытых угроз, возбуждения чувства тревоги и пережива­ний за перспективы дела, либо поощрительных приемов стимуляции поведения клиента и санкции за неверное истолкование и использова­ние рекомендаций (в виде отказа от дальнейшего сотрудничества).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.