Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа




Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа

Стратегии поведения государства на информационном рынке

 

Первостепенным фактором, от кото­рого зависит содержание информаци­онных технологий, являются страте­гии и тактики его поведения на ин­формационном рынке. В качестве основных можно было бы назвать следующие установки, накладывающие качественные ограничения на информационное поведение государства и направляющие деятельность всех его органов и звеньев управления:

Ø инициация массовой поддержки населением поставленных го­сударством целей и мобилизация широких социальных слоев на их реализацию (стратегия «побуждения»);

Ø информирование общества о собственной позиции, принятом по тому или иному вопросу решении, но без активизации усилий по его выполнению (стратегия «поддержания коммуникации с обществен­ностью»);

Ø распространение указаний подчиненным низовым структурам и органам управления для реализации решений, имеющих служебный характер («ролевая» стратегия);

Ø контроль за реализацией принятых и уже осуществляемых ре­шений (стратегия «контроля»);

Ø координация активности государственных, политических и об­щественных организаций и объединений при обсуждении тех или иных социальных проблем (стратегия «поддержания баланса сил»);

Ø создание положительного имиджа политического режима и типа правления и, соответственно, критика оппозиции (стратегия «конст­руирования имиджа»);

Ø отвлечение общественного мнения от обсуждения невыгодных режиму социальных проблем («отвлекающая стратегия»).

На практике в деятельности государства информационные стра­тегии сами по себе и связанные с ними технические задачи могут в тех или иных сочетаниях накладываться друг на друга, усложняя проблемы, стоящие перед органами управления. В нестабильных же, критических для режима условиях, как правило, формируют­ся принципиально иные стратегические намерения (например, предполагающие информационное обеспечение борьбы с внешним врагом и т.д.).

Другими, не менее важными факторами, определяющими содер­жание информационных технологий, являются те типы информаци­онно-коммуникативных действий, которые раскрывают характер от­ношений государства и общественности. Такого рода типы информи­рования и коммуницирования выходят за рамки системы принятия решений, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.

 

 

Информационные технологии агита­ционно-пропагандистского типа в це­лом направлены на контроль за со­знанием и поведением людей. При­меняемые при этом приемы и техники информирования и коммуницирования с общественным мнением в конечном счете ори­ентированы на искусственное конструирование как политических ре­акций, так и запросов населения. В этом смысле наиболее типичными способами и приемами информирования, соответствующими таким целям и характеру агитации и пропаганды, являются дезинформация и фальсификация сведений, а также манипулирование сознанием реци­пиентов.

Термин «дезинформация» был введен высшим командованием немецкой армии в годы Первой мировой войны для обозначения той части полевой тактики работы с противником, целью которой было введение его в заблуждение. Эта тактика подразумевала прямой обман противника, использование лжи, клеветы, полуправды, скрывающих подчас не только подлинное содержание явлений и фактов, но и само их существование.

Политическая история дала множественные примеры использова­ния дезинформации не только как частичной технологии, но и как масштабного информационного курса государства, обеспечивающего осуществление крупных политических целей. Например, система со­знательно сфабрикованных и целенаправленно распространяемых лож­ных сообщений прикрывала начало военных действий нацистов про­тив СССР, способствовала разгрому высшего военного командова­ния в нашей стране перед Второй мировой войной и т.д. В настоящее время подобные приемы широко используются не только в сфере меж­государственных отношений в качестве прикрытия подлинных целей тех или иных стран, но и на внутреннем политическом рынке в виде лживых сообщений о намерениях конкурентов и сведений о несуще­ствующих у них целях, в форме сокрытия сведений о свершившихся событиях, в виде тенденциозной оценки и пристрастного комменти­рования фактов, скрывающего их суть, и т.д. В этом смысле самой изощренной технологией дезинформирования является частичное, дозированное использование правдивой информации, позволяющее представить событие в нужном и искаженном свете.

Дезинформация может выступать составной частью манипулятивных технологий как особого вида информационного воздействия, направленного на сокрытие коммуникатором собственных целей, но при этом возбуждающим у реципиента намерения, совпадающие не с его собственными желаниями, а с интересами данного коммуникато­ра. Иными словами, манипулирование – это тип скрытого, неявного информирования и программирования намерений реципиента, пост­роенный на игнорировании его воли и относящийся к нему как к средству, орудию исполнения чуждых ему интересов.

В зависимости от целей тщательно скрываемого управления мыш­лением и поведением контрагента выбираются и соответствующие информационные приемы, например, отрывочное и выборочное ин­формирование, когда реципиенту дается неполная информация о со­бытиях, а также «вал информации», не позволяющий человеку отли­чить существенное от несущественного, «сминающий» какие-либо ориентиры и приоритеты сознания и ввергающий его в состояние растерянности. К наиболее показательным приемам манипулирова­ния можно отнести и клиширование информации, т.е. использование готовых образов, значений и стереотипов, не требующих смысловой обработки и потому вызывающих однозначно программируемую ре­акцию, снижающую порог критически воспринимаемой информации. Например, в советское время негативным значением обладали обра­зы капитализма, частной собственности, а позитивными – социа­лизм, с которым ассоциировался целый набор положительных ка­честв и моментов: мир, стабильность, ясность мировоззрения и т.д. Такие клишированные образы, тяготеющие к черно-белому изобра­жению мира политики, часто используют для разжигания социаль­ной, национальной и религиозной розни между людьми.

Наиболее характерными и широко используемыми приемами и техниками манипулятивного типа являются «навешивание ярлыков», т.е. присваивание отдельным лицам или их действиям однозначно по­зитивных или негативных оценок; использование «двойных стандар­тов» при оценке действий союзников и противников; «ложная анало­гия», когда сравниваются два по сути разных, но внешне похожих явления, и др. Для манипулятивных технологий характерны также от­каз от развернутой аргументации и подмена ее техникой психологи­ческого внушения. В этот информационный арсенал входят акции, воздействующие на болевые социальные точки, например, традиции конфронтации между различными группами населения, подозрения в искренности властей или союзников и т.д. Такие акции непроизволь­но вызывают у людей страх, тревогу, ненависть. Весьма распростра­нена и диффамация, т.е. предание гласности порочащих кого-либо сведений, «игра цифрами», предполагающая комбинирование стати­стических данных и способная «обосновать» выводы, прямо противо­речащие существующим реалиям.

Агитационно-пропагандистские формы и технологии информи­рования и коммуницирования, как правило, неразрывно связаны с провоцированием политических скандалов, проведением информа­ционных и психологических войн, осуществлением информационно­го террора, направленных на нанесение непоправимого ущерба инте­ресам и общественной репутации конкурентов, а также на их полную дискредитацию и вытеснение с политического рынка.

Технологии паблик рилейшнз (ПР)

 

Технологии паблик рилейшнз (ПР) представляют собой систему инфор­мационно-аналитических действий, принципом которых является обеспечение реализации политических целей на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Поэтому, несмотря на то что в рамках ПР могут частично использо­ваться отдельные приемы, более характерные для агитации и пропа­ганды, в целом эти технологии нацелены на принципиальный отказ от обмана и фальсификации фактов и предполагают наличие обрат­ных связей реципиента с коммуникатором.

Благодаря такой принципиальной направленности, технологии ПР нацелены на всестороннее разъяснение реципиентам существующих политических проблем, на создание положительного в их глазах образа (имиджа) коммуникатора, на обеспечение благоприятной обществен­ной атмосферы для реализации предусмотренных действий, а также на завоевание и сохранение высокого авторитета Центра принятия реше­ний. В конечном счете такая устойчивая линия поведения на информа­ционном рынке ведет к формированию у людей устойчивой ценност­ной ориентации на политические события, побуждает их к сознатель­ным действиям. Таким образом, между коммуникаторами и реципиентами устраняются многие преграды, в результате чего рядовые граждане ак­тивно и последовательно приобщаются к политическому процессу, вовлекаются в принятие и осуществление решений.

Эти основополагающие задачи предопределяют и соответствую­щие принципы ПР, к которым относятся:

Ø открытость информации;

Ø взаимная выгода коммуникатора и реципиента;

Ø опора на общественное мнение; уважительное отношение к об­щественности.

Такая ориентация информационной деятельности показывает, что разделяющие данные принципы коммуникаторы по сути дела обра­щаются не просто к потребителю информации, а к личности, облада­ющей собственным взглядом на мир и политику. В силу такой установ­ки все действующие в рамках ПР политические субъекты не жалеют времени на выяснение позиций общественности, постоянно ведут анализ ее и своей деловой активности. Это предполагает четкую диф­ференциацию ролей и позиций лиц, планирующих информационные действия государства, партий или движений и направленных на учет коммуникативных особенностей различных сегментов общественнос­ти, интересов партнеров, конкурентов, клиентов и др.

Применяемые сегодня на политическом рынке технологии исто­рически выкристаллизовывались в сфере действия крупного бизнеса. Отцом-основателем ПР как специфической линии поведения на ин­формационном рынке можно считать американца А. Ли, который в начале XX в., будучи независимым экспертом по коммуникациям, указывал на необходимость учета интересов общественности и прав­дивой информации как условия успешного функционирования биз­неса. В то же время массовый переход к такому типу построения ком­муникативных отношений с потребителями информации стал скла­дываться только после Второй мировой войны и прежде всего касался выстраивания новых отношений с прессой. В 50-х гг. руководители кор­пораций и государственных органов стали уделять больше внимания объяснению своих замыслов потребителям и населению, стремиться давать людям ответы на поставленные ими вопросы, обосновывать свои стремления и встраивать их в определенную систему философс­ких и культурных значений. В 70-х гг. ПР-технологии начали вносить новые элементы в развитие мировой экономической ситуации и про­ведение межгосударственной политики. В 90-х гг. ПР стала интенсивно перестраиваться в связи с интенсивным техническим развитием СМИ, компьютеризацией, расширением мировой сети (Интернет). За счет этого массовая информация превратилась в важнейшее «стратегичес­кое и политическое сырье» общества (К. Матрикон), универсальный источник его энергии и развития.

Историческая эволюция ПР выявила ряд относительно самостоя­тельных направлений, каждое из которых обладает собственным техно­логическим обеспечением. В частности, ПР-технологии различаются в зависимости от того, какие задачи они выполняют. Эти задачи весьма разнообразны: обслуживание связей коммуникатора с государственны­ми и общественными организациями (public affairs), создание благо­приятного образа личности (image making), построение отношений со СМИ (media relations), управление процессом восприятия аудиторией и сообщениями (massage management), работа с кадрами, персоналом информационных центров (employee communications), общественная экспертиза (public involvement), поддержание взаимоотношений с ин­весторами (investor relations), проведение презентационных меропри­ятий: конкурсов, лотерей и др. (special events), управление кризисны­ми ситуациями (crisis management) и т.д.*

 

* См.: Чумиков А. Н. Креативные технологии паблик рилейшнз. М., 1998. С. 10.

 

Каждое из этих направлений ПР представляет собой определен­ную систему управления информацией, связанную с теми или иными способами производства новостей, привлечения внимания аудитории, интерпретации кризисов, с рассмотрением каждого информацион­ного проекта с учетом его специфических черт, с трансформацией шаблонных технологий в нестандартные и творческие и т.д. Эти на­правления ориентируются на конструирование духовной и полити­ческой среды коммуникации. В целом такая коммуникативная инже­нерия выражает стремление политических коммуникаторов не навя­зывать людям те или иные позиции, а завоевывать, покорять их сознание идейными методами. В таком случае информационные тех­нологии превращаются в инструмент демократического общества, с помощью которого должно достигаться согласие, устанавливаться консенсус между властью и обществом.

Несмотря на различия подсистем и направлений ПР, связанные с ними технологии предполагают наличие у участвующих в их акциях людей идейной лояльности к прокламируемым целям; сопряжение информационных потоков с организационными изменениями; мини­мизацию нечестных приемов информирования; ориентацию на консесуальные технологии; обязательную информационную подготовку политических действий; отслеживание действий контрагентов; уточ­нение и корректировку действий; исключение акций, травмирующих общественное мнение; и ряд других универсальных приемов и ориен­тиров деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.