Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы сплочения преступных групп




Всякое сплочение людей на основе какой-либо совместной деятельности неизменно порождает определенную систему взаимоотношений, нуждающуюся в урегулировании ради достижения совместной цели. В формальной организации (группе) такое урегулирование обеспечивается официальными документами. Когда же речь идет о неформальном образовании, каковым является преступная группа, то в ней основными факторами урегулирования являются единые принципы и образцы антиобщественного поведения, которые формировались преступным миром веками и стали его традициями и обычаями.

В преступных группах, так же, как и в иных формах групповой деятельности, формирование основных групповых характеристик и процессов, например сплоченности, общего чувства - чувства коллективности, обычно включает стандартизацию оценок, установок, способов, процедур, используемых членами группы в процессе выполнения определенных действий в определенных условиях. Все эти процессы связаны с выработкой и использованием групповых норм. С их помощью группа предписывает определенное поведение в целом и в конкретных ситуациях, в сложных, экстремальных случаях. Одновременно осуществляется и социальный контроль над членами группы. Группа, защищая свои интересы, обязывает своего члена придерживаться установленного стандарта поведения, в том числе и в нестандартных ситуациях. Ее предписания - прежде всего обычаи и традиции, то есть устойчивые формы регулирования поведения. Преступные традиции и обычаи, как показывают исследования, присутствуют на всех стадиях динамики преступных групп - становления и функционирования.

Если рассматривать преступную группу как некий "собирательный образ", необходимо отметить, что ее возникновение обусловлено необходимостью достижения преступных целей объединенными усилиями многих людей. Цель же эта определяет мотивацию преступного поведения. Выше отмечалось, что основная цель организованных преступных групп, особенно сложно структурированных, - получение прибыли (доходов) преступным путем. Основной мотив их деятельности - стяжательский. На базе этой общности (жажда обогащения) зарождается стремление к совершению совместных преступных действий, что предопределяет образование преступной группы. Создание, функционирование преступной группы регулируется преступными традициями и обычаями, которые, помимо регулятивной функции, консолидируют усилия членов группы не только ради достижения преступной цели, но и для самозащиты от внешних факторов - правоохранительных органов, криминальных конкурентов.

Формирование любой преступной группы сопряжено с выработкой определенных норм, необходимых прежде всего для поддержания групповой сплоченности. Создание каких-либо новых норм подчинено общим традициям и обычаям преступной деятельности. На уровне преступной группы, особенно мафиозного образования, эти традиции и обычаи являются не просто жизненными правилами поведения ее членов. Из признаков общения и поведения в антиобщественной среде они превращаются в жесткие законы преступной деятельности и преступного поведения, даже образа жизни, несоблюдение которых влечет наложение соответствующих санкций. "Санкции здесь обычно суровые и жесткие (выкуп, побои, членовредительство, убийство) и основаны соответственно на физическом (вооруженном) насилии. Нормы и правила, как и авторитет главаря, пронизаны и подкреплены специфическими моральными "максимами", которые именуются достаточно привлекательно: "долг", "справедливость", "честность", "уважение старших", "смелость", но на деле имеют однобокий и извращенный смысл" '.

Преступные группы, концентрируя в своих рамках общие преступные традиции и обычаи и формируемые ими групповые нормы преступной деятельности, культивируют в целом специфическую автономную субкультуру преступного поведения. Объединяя преступников на основе общности образа жизни, преступная субкультура становится организующим началом в преступной группе, которое ставит под контроль поступки и действия членов группы, создавая одновременно внутренние условия для усиления самоконтроля.

Криминальные традиции и обычаи, отмечает С. Я. Лебедев, состоят из трех элементов.

"Регулятивные" элементы: "законы" и "правила", регулирующие взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлений, специфические ритуалы общения и поведения в преступной среде.

Атрибутивные элементы: татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность той или иной личности к преступной деятельности.

Эмоциональные элементы: песни, стихи, поговорки с "воровской" тематикой, отражающие эмоциональную сторону антиобщественного образа жизни и совершения преступлений (так называемый преступный фольклор)"'.

Преступные традиции и обычаи выполняют ряд функций, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, они стимулируют противоправное поведение, способствуя тем самым прогрессированию преступности; во-вторых, они сохраняют определенный порядок и, в-третьих, воспроизводят его для новых поколений.

В преступной сфере традиции и обычаи выполняют названные функции своими путями. Традиция предписывает, что именно необходимо закрепить и сохранить в целях воспроизводства, обычай - как закрепить и сохранить. Идейным содержанием, то есть формулой обычая, всегда выступает правило поведения - детальное предписание поступка в конкретной ситуации. Идейным содержанием, формулой традиции всегда является норма или принцип поведения.

В-четвертых, традиции и обычаи в преступном мире выполняют "воспитательную" роль. Причем с наибольшим эффектом эту функцию выполняют специфические обряды и ритуалы. Как в любой социальной сфере, в преступной среде они призваны воздействовать на эмоциональную сферу человека, вызывать определенные переживания и настроения, тем самым стимулировать формирование криминальной личности.

Известно, что преступные традиции и обычаи обладают определенной способностью "заражать" умы людей, что связано в известной мере с их внешней привлекательностью. Вокруг них создается некий ореол удали и романтики. Некоторые атрибуты преступной жизни, давно ставшие его традициями, содержат в себе элементы артистизма, театральности, азарта, юмора, что нередко вызывает у некоторых людей, особенно у подростков и юношей, стремление подражать такому образу жизни.

Обрядовая сторона многих преступных традиций и обычаев действует гораздо эффективнее, когда дополняется соответствующими художественными средствами. К их числу относится так называемый преступный "фольклор" (песни, стихи, поговорки на воровскую тематику и др.).

Эмоциональное воздействие преступного "фольклора" достаточно велико. Анализ его образцов свидетельствует о способности преступников умело и тонко играть на чувствах недалеких и поверхностных людей. Всем своим содержанием этот "фольклор" направлен на формирование негативного, а то и враждебного отношения к закону, представителям правоохранительных органов, на возвеличивание и приукрашивание преступного образа жизни, восхваление "подвигов", воспевание их "честности", "благородства", "широкой воровской души" и т. д.

Нередко такая уголовная пропаганда достигает своей цели и если не толкает на преступный путь, то во всяком случае может вызвать у отдельных "сердобольных" людей чувство снисходительного, даже сочувственного отношения к преступникам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.