Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы интегрирования экономики России в единое экономическое сообщество




Логика побуждает рассматривать Россию как периферийную страну мирового хозяйства, хотя принципиальные различия между ней и частью постколониального мира огромны. Научно-технический потенциал бывшего Советского Союза сопоставим лишь с потенциалом ведущих государств мира, а советский принцип тотального огосударствления экономики не характерен сегодня ни для одной из развивающихся стран.

Более чем полувековое господство административно-коман­дной системы привело к тому, что Россия оказалась изолированной от мирового сообщества. Монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, отсутствие мирового сотрудничества и конкуренции привели к автаркии от мировой цивилизации. Поэтому на современном этапе вопрос возвращения в мировое хозяйство равнозначен вопросу возрождения России. Трудности его решения заключаются в следующем.

1. Несовместимость базиса. Послевоенный период для мировой экономики развитых стран характеризуется переходом к другому качеству экономического роста, другому технологическому укладу. Россия же продолжает придерживаться экстенсивного типа развития.

Добывающая структура производства. Россия по-прежнему добывает 1/3 всего минерального сырья в мире. Потребление металла продолжает расти, в то время как в развитых странах последние 20 лет металлоемкость производства уменьшилась почти в 18 раз. Диспропорция в соотношении производства средств производства и производства потребительских товаров, которая усугублялась работой мощного военно-промышленного комплекса, привела не только к расстыковке многих секторов экономики, но и к фактической стагнации таких отраслей, как сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Во многих случаях крупномасштабные капиталовложения в экономику не давали почти никакого эффекта. Такая структура производства – следствие международной автаркии. В создавшихся условиях общение с Россией возможно либо на уровне поставки ею «мозгов», особенно в военно-космической области, либо на уровне использования ее в качестве сырьевого придатка, которому диктуют кабальные условия.

Невосприимчивость к технологическому импорту. Импортные технологии настолько не приспособлены к нашим условиям бесхозяйственности, низкому качеству всего – от сырья до работы, что невольно превращаются в фактор стагнации.

2. Несовместимость хозяйственных механизмов. В этой сфере расхождения наиболее очевидны: отличие форм и прав собственности; нестыковка ценообразования; отсталость банковской системы.

3. Неразвитость инфраструктуры, информации и связи; примитивная сфера услуг и сервиса.

Диспропорции и ущербность национального хозяйства России обусловлены характером и темпами ее вовлечения в индустриальную модель развития, логикой даже не «догоняющего», а «перегоняющего» развития, что и завело страну в тупик.

Для интегрирования России в мировое сообщество может быть предложен только один путь – развитие рыночных отношений, которые повлекут за собой коренное обновление механизма внешнеэкономических связей. С одной стороны, рыночные отношения обновляют внешнеэкономические связи, с другой – реформирование внешних связей способствует развитию рыночных отношений в стране. Поэтому данную задачу можно справедливо назвать двуединой.

Взаимодействие России с мировым хозяйством предполагает участие в международных экономических отношениях, которые развиваются в условиях постоянной конкуренции, борьбы стран за расширение своей доли на мировых рынках товаров, услуг, капиталов и финансовых ресурсов. При этом первенство лидирующих стран служит мощным фактором влияния на типы продвижения стран-последователей к экономическому прогрессу. Встречным фактором выступает активная конкурентная политика стран-последователей на мировых рынках, в том числе в отношении развитых стран. В результате взаимодействия этих двух факторов в мировой экономике складывается система многостороннего конкурентного партнерства. Формирование такой системы требует длительного времени и предполагает стадии 1) следования за лидером; 2) конкурентного партнерства. При этом первая стадия для стартующих стран начинается с привлечения иностранных инвестиций и прогрессирующего роста внешней торговли. Структурная перестройка экономики и экспорта идет в направлении от сырья к наукоемким товарам с использованием доходов от экспорта для модернизации. Пример движения по такому пути – США, которые в конце XIX века начали с экспорта сырья, пшеницы, хлопка. Зарабатывая средства, активно используя иностранный капитал и интенсивно развивая собственный хозяйственный механизм, США быстро перестроили структуру экспорта. Перед началом Первой мировой войны США уже экспортировали в основном готовые промышленные изделия и полуфабрикаты. Без этих прогрессивных преобразований США не смогли бы из страны-должника стать страной-кредитором.

Для анализа возможностей интеграции России в мировое хозяйство необходимо в первую очередь уяснить ее положение в мировой экономике в целом и по отношению к соответствующим группам стран. Россия по ряду важнейших признаков отстает от лидирующих стран мира, однако такое положение не является необратимым, так как она обладает мощным научно-техническим потенциалом в ключевых областях современной науки (население России в целом характеризуется высоким уровнем образованности и культуры) и является одной из наиболее обеспеченных собственными природными ресурсами. С учетом этого просматриваются прочные основы для конструктивного партнерства России с другими странами.

Россия – развитые страны мира. Экономика этих стран по ряду признаков должна служить для России ориентиром при постановке задач экономического развития с учетом российский специфики (задачи и методы государственного регулирования, способы поддержания эффективной конкуренции, методы поощрения малого бизнеса и т.д.).

Россия – страны Восточной Европы. В экономическом устройстве России и этих стран много общего, но есть и существенные различия, поэтому система отношений с ними претерпевает радикальные изменения. Главное направление обусловлено тем, что страна из лидера социалистической интеграции, каковым был для восточноевропейских стран СССР, превращается в крупного экономического партнера. Тенденция сближения России и этих стран зависит от прогресса экономических реформ и в них, и в России.

Россия – страны СНГ. Формирующаяся система отношений со странами СНГ во многом характеризуется долговременной исторической традицией. Значение России как интегрирующего ядра на пространстве СНГ будет расти, если она сохранит лидерство в осуществлении экономических реформ. Проявится и действие центробежных сил: разные подходы к необходимости проведения реформ, стремление к самостоятельному сближению с развитыми странами, особенности национального самосознания и т.д.

Россия – развивающиеся страны. Особенность современной ситуации состоит в происходящем очищении этих отношений от негативных элементов наследия СССР. Отношения России с этими странами должны строиться на принципах цивилизованного международного сотрудничества.

Из мирового опыта интегрирования в мировые хозяйства известны две основные модели экономической политики. Одна модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на экспорт, другая – на замещение импорта. Первой модели следовали в конце XIX века США, после Второй мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а за ними новые индустриальные страны. Вторую модель до последнего времени применяли латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии бывшего СССР. Ниже приведены характеристики обеих моделей (табл. 26.3).

Таблица 26.3

Характеристики основных моделей экономической политики

Экспортная модель Импортозамещающая модель
1. Предполагает предпочтение экспорту продукции 1. Предполагает предпочтение импорту товаров
2. Появляется возможность зарабатывать валюту 2. Отсутствуют возможности зарабатывать валюту
3. Появляется источник модернизации национальной экономики 3. Существует зависимость отечественной промышленности от импорта как оборудования, так и запчастей
4. Появляются отрасли-локомотивы экономики 4. Препятствует появлению отраслей-локомотивов

Мировой опыт преодоления экономического отставания свидетельствует о целесообразности построения экспортной модели экономики, хотя нельзя полностью отрицать значение импортозамещающей модели. Речь идет о недопустимости придания ей ведущей роли в экономической стратегии. Из опыта НИС формируются основные принципы внешнеэкономической деятельности, соблюдение которых необходимо для ускорения структурной перестройки экономики.

Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на более полное удовлетворение потребностей партнера. Приоритет на внешнем рынке должен принадлежать богатым странам. Только это может придать внешнеэкономической стратегии устойчивость, так как развитые страны обладают более емкими рынками. При этом не следует игнорировать другие рынки. Необходимо постоянное обновлять структуру экспорта, иначе можно уступить позиции конкурентам. «Все лучшее и передовое на экспорт» – один из краеугольных камней структурной политики и внешнеэкономической стратегии. Только лучшие отечественные изделия могут оказаться конкурентоспособными на мировом рынке и стать источником доходов.

Следовательно, по мере продвижения по ступеням прогресса в международном экономическом сотрудничестве меняется качество взаимной экономической зависимости участников. Вначале лидирующая страна заинтересована в следующем за ней партнере как рынке сбыта, источнике доходов от инвестиций. Партнер же заимствует передовые достижения и получает дополнительные финансовые и производственные ресурсы. На последующих этапах происходит постепенное взаимопереплетение производственных отраслей партнеров и превращение их в единый мировой производственный комплекс, все участники которого действуют как равные.

Рассмотренные аспекты опыта ведущих стран мира определяют для России общие ориентиры внешнеэкономической стратегии как составной части структурной политики. Реализация этой стратегии означает необходимость закладывать фундамент долговременной экономической политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.