Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы философии науки. иске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания




иске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Однако, как отмечает современный американский философ Р. Рорти, «мы должны освободиться от представления, что философия (со всей своей «сеткой категорий». — В. К.) может объяснить то, что наука оставляет необъясненным»1.

В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в соот­ветствие с новым этапом развития современной науки. В этой связи активно обсуждаются, в частности, проблемы объекта и объективности познания (с критикой «натуралистического объек­тивизма»), зависимость утверждений о существовании объектов от определенной концептуальной системы, взаимосвязь научного познания и его методологии с ценностно-целевыми ориентира­ми; более строгий учет относительности объекта к средствам, опе­рациям и методам познавательной деятельности субъекта, кото­рый все чаще понимается как «коллективный субъект» научного познания.

Новое осмысление объективности знания через включение в арсенал рациональности «нетрадиционных» характеристик влечет за собой дальнейший, более глубокий анализ взаимосвязи этих характеристик и объединение гносеологических и социологичес­ких «концептуальных схем» в единую теорию познания. Важней­шие перемены происходят в теории познания в связи с бурным развитием и введением в сферу науки сложных, самоорганизую­щихся, целостных, саморазвивающихся систем — в том числе и «человекоразмерных» (биотехнология, экология, информатика, социокультурная сфера и т. п.). Все более широко в проблемное поле гносеологии входят вопросы социокультурной детермина­ции объектов познания, вопросы трансляции знаний и коммуни­кации между субъектами познания, многосложные взаимозави­симости между деятельностью людей и ее культурно-историчес­ким контекстом. А это ведет к тому, что граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относи­тельной. Важнейшей характеристикой гносеологических исследо­ваний и вместе с тем категорией эпистемологии становится плю­рализм: этой категорией охватываются отношения между раз-

1 Рорти Рг Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 281.


Глава V. Методология научного исследования 335

личными типами рациональностей, эмпиризма, рационализма, типами культурно-исторической детерминации, типами органи­зации «мыслительных коллективов» и научной институционно-

сти1.

5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных катего-. рий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, ко­торые субъект познания должен реализовать в своем иссле­довании (методологическая функция). Изучая наиболее об­щие закономерности бытия и познания, философия выступа­ет в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить спе­циальных методов частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет апри­ори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеоб-," разных методов.

Так, например, принципы диалектики образуют определен­ную субординированную систему и, взятые в их совокупности, представляют собой методологическую программу самого верх­него уровня. Они задают лишь общий план исследования, его стратегию (поэтому их называют стратегическими), ориентируют познание на освоение действительности в ее универсально всеоб­щих характеристиках. Их эвристическая мощь зависит как от их содержания, так и от их умелого, правильного применения.

Философско-методологическая программа не должна быть же­сткой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь «общим руководством» для иссле­дования. Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложе­нием» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал. Совокупность философских принципов — гибкая, подвижная, динамическая и открытая сис­тема, она не может «надежно обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» ходы исследовательской мысли. В наши дни все большее число

1 См.: СтепинВ. С. Теоретическое знание. М., 2000; Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001; Микеши-наЛ. А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.