КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы философии науга
Глава V. Методология научного исследования
ципы, представления и т. п., значимость которых для наую обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции позна ния. Особенно богатой в этом отношении была натурфилосо фия, но не только она. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые ста ли естественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв. Тако] развитый в философии Лейбница категориальный аппарат, выра жающий некоторые общие особенности саморегулирующих сие тем. Таков и гегелевский аппарат диалектики, «предвосхитивший сущностные характеристики сложных саморазвивающихся сие тем — в том числе и идеи синергетики, не говоря о квантово] механике (дополнительность, активность субъекта и др.)- Указы вая на это обстоятельство, М. Борн подчеркивал, что «многое, < чем думает физика, предвидела философия. Мы, физики, благо дарныей за это»1. 9. Гейзенберг считал, что во всех современных науках (особенм естественных) имеются признаки их общего истока, которьи «кроется в конечном счете в античном мышлении». Здесь мы по его мнению, находим умение владеть «одним из наиболе мощных интеллектуальных орудий», выработанных западно европейской мыслью, «навыками принципиального мышле ния». Вот почему великий физик был,твердо уверен в том что «вряд ли возможно продвинуться в современной атомнЫ физике, не зная греческой натурфилософии... Но тот, кто хо чет дойти до самой сути в том деле, которым он занимается будь это техника или медицина, — тот рано или поздно при дет к этим истокам и многое приобретет для своей собствен ной работы, если научится у греков радикальности мышле ния, постановке принципиальных проблем»2. Вот почему очен полезным делом является изучение философии (в ее самы различных формах и направлениях) представителями частны наук, что и делали великие творцы науки. 10. Философско-методологические принципы — в их единстве -выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, про изводного от практики критерия истины. Они не заменяю практику как решающий критерий, но дополняют его — осе 1 Бор Н~. М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 432. 2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 40—41. бенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и др., то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук пу^ем простого логического развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом открытия», а дает ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли. Следует иметь в виду, что роль философских принципов довольно часто маскируется многообразными по своей природе «затемняющими обстоятельствами». Поэтому чаще всего требуется очень тонкий и глубокий анализ для выявления этой роли, которую не следует ни недооценивать, ни переоценивать. Поскольку влияние философии на науку является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становится проблема адекватной «стыковки» философских и специально-научных представлений, «перевода» первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять, лишь постоянно соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них. Таким образом, недопустимо рассматривать общие философские положения, руководящие принципы и идеалы в качестве прямых средств объяснения конкретных ситуаций и решения специфических проблем. Это лишь самые общие абстрактные схемы, которые должны быть вписаны в конкретный материал, ибо они сами по себе ничего не определяют и ничего не объясняют. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть эле- Основы фил ософии науки Глава V. Методология научного исследования
менты всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно. Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучной методологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории «пронизывают» науку на каждом из этапов ее развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и ее соотношения с заблуждением, традиционно трудными для ученых являются проблемы взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов. На них «узкий специалист» неизбежно «натыкается» и вынужден так или иначе их решать, так же, как и свои специально-научные и собственно методологические вопросы. Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Так, например, квантовая механика, по словам Н. Бора, преподала в этом смысле «гносеологический урок». А. Эйнштейн и Л. Hi" фельд отмечали, что «результаты научного исследования очей часто вызывают изменения в философских взглядах на пробж мы, которые распространяются далеко за пределы ограниченны областей самой науки... Философские обобщения должны оса вываться на научных результатах. Однако раз возникнув и пол| чив широкое распространение, они очень часто влияют на дал] нейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих вб! можных линий развития. Успешное восстание против принято! взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно нощ развитие, становясь источником новых философских воззрений* Тем самым путь реализации методологической функции ф) лософии есть не только способ решения фундаментальных пр Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 47—48. блем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее методологических принципов1.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |