КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Содержание: Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Определение, причины и последствия возникновения и классификация ЧС.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды. В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. ЧС могут классифицироваться по следующим признакам: · по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. · по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера; · по масштабу распространения: локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные. · по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. · по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф. ЧС по характеру возникновения можно подразделить на две группы: ► ЧС природного характера; ► ЧС техногенного характера. ЧС природного характера возникают вследствие аномальных явлений в окружающей нас природной среде: землетрясений, наводнений, геологически опасных явлений, стихийных бедствий и пр. ЧС техногенного характера возникают вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации. Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей. Аварии – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей: разбился самолет, есть человеческие жертвы. Различают следующие виды катастроф: 1) экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы; 2) производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб; 3) техногенная катастрофа – внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии. Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. Причины аварий: 1. грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ; 2.ухудшение техники безопасности; 3.чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%); 4.конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения; 5.всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий. Аварии на химически опасных объектах Безопасность функционирования химических предприятий зависит от физико-химических свойств сырья и продуктов, характера технологического процесса, конструкции и надежности оборудования, условия хранения и транспортировки, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, подготовленности и практических навыков персонала, эффективности средств противоаварийной защиты. Утечки ХОВ происходят вследствие взрывов и разрушений резервуаров и технологических трубопроводов. Аварии на радиационно-опасных объектах (РОО) В настоящее время практически любая отрасль хозяйства и науки использует радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. К типовым радиационно-опасным объектам следует отнести: 1) атомные станции; 2) предприятия по изготовлению ядерного топлива; 3) предприятия по переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов; 4) научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы; 5) ядерные энергетические установки на транспорте. Радиационные аварии подразделяются на: 1) локальные – нарушения в работе РОО, при которых не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения; 2) местные – нарушения в работе РОО, при которых произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия; 3) общие – нарушения в работе РОО, при которых произошел выход радиоактивных продуктов за границы санитарно-защитной зоны в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим — совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта. Аварии на транспорте Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте: 1) неисправности пути; 2) неисправности подвижного состава; 3) неисправности средства сигнализации; 4) централизации и блокировки; 5) ошибки диспетчеров; 6) невнимательность и халатность машинистов. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются: 1) превышение скорости; 2) выезд на полосу встречного движения; 3) управление автомобилем в нерезвом состоянии. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы. Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят: 1) разрушения отдельных конструкций самолета; 2) отказ двигателей; 3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи; 4) плохое пилотирование; 5) недостаток топлива; 6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием: 1) ураганов; 2) штормов; 3) туманов; 4) льдов; 5) по вине людей.
Тема 4.1;4.2. Характеристика очагов поражения. Источники радиации. Естественная радиоактивность. Радиоактивное заражение местности
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |