Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционно-педагогические методы тп




III. На схеме представлена взаимосвязь между двумя пе­дагогическими явлениями А и Б. В каком месте данной схемы следует вписать слово «закономерность»?

I. Заполните пропуски, объясните причины ошибок, если они будут

 

Пути, способы познания объектив­ ной реальности называются...... методами исследования
   
Общей методологией проникнове­ния в сущность всех изучаемых яв­лений и процессов является теория познания
   
Характерной чертой педагогических процессов является................ неоднозначность
их протекания  
Педагогические процессы характер­ны своей неповторимостью
   
Исследования должны быть органи­ зованы так, чтобы не нанести ущерб...................... и......................... здоровью, развитию
участникам исследования (испытуе­мым)  
Компенсировать специфику своего предмета педагогика может, только прибегая к.................................. массовым
исследованиям  
Педагогические обобщения всегда имеют характер, выражая усредненный
наиболее характерную тенденцию
   
между

II. Вставьте ключевые слова:

1. Закономерности и законы выражают
педагогическими явлениями.

2. Закономерная связь — это связь...,,

©

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со-нрсменной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоц-ии; применяются они в науке и поныне. К традиционным ме-юдам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен-гиции, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на-Пп юлением понимается специально организованное воспри-И1ис исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от опыленного, житейского. Главные отличия следующие: 1) оп­ределяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схе-мн наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) по­лученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно Ныть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, по доступность и распространенность, необходимо вместе с 1с-м указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает инугренние стороны педагогических явлений, при использова­нии этого метода невозможно обеспечить полную объектив­ность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применя­ется на начальных этапах исследования в сочетании с другими

методами.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общею, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С по­мощью данного метода анализируются пути решения конкрет­ных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесо­образности их применения в новых исторических условиях. Полому рассматриваемый метод нередко называют еще исто­рическим. Тесно смыкается с другим методом — изучением пер­воисточников, называемым также архивным. Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности,


законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагоги­ческой науке и практике взглядам и по-новому подойти к реше­нию кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как вско­лыхнули педагогическую мысль и школьную практику ориги­нальные методические находки донецкого учителя В.Ф. Шата­лова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методичес­ким рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, до­стигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлени­ям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюде­нии ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшим­ся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации — классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных дан­ных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успевае­мостью, тем, как составлено расписание, и работоспособ­ностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.


Изучение продуктов ученического творчества — домашних и тесных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе-1гов, отчетов, результатов эстетического и технического твор-•отва о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще Фсвние говорили, что творение указывает на творца. Большой И1 иерее представляют и так называемые «продукты свободного примени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности уче­ников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и п|>угих качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом при­менять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного цитирования, корректного использования, умелого сочетания | наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются (нношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую инфор­мацию, какую никакими другими способами получить невоз­можно. Педагогическая беседа как метод исследования отлича-< геи целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех мни иных его поступков. Информацию о нравственных, миро-|и> пренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам так-*с получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще все-ю как дополнительный для получения необходимых разъясне­ний и уточнений по поводу того, что не было достаточно яс­ным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не-н (Нежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

• наличие четкого, продуманного с учетом особенностей
шгпюсти собеседника и неуклонно проводимого в жизнь пла-
п,| Псседы;

• обсуждение интересующих исследователя вопросов в раз-
чичпых ракурсах и связях;

• варьирование вопросов, постановка их в удобной для со-
исссдника форме;

• умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах
и ответах.



Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и не­заметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация — ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовлен­ные ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что гово­рили древние: язык человеку дан не только для того, чтобы из­лагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.