КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы земельного законодательства
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Принципы земельного права и земельного законодательства – основополагающие понятия, которые лежат в основе структуры земельного права. Принципы подразделяют на: общеправовые и отраслевые. Выделяют такие основополагающие отраслевые, принципы земельного права и земельного законодательства: - важнейшее значение земли как основы жизни и деятельности человека: - земля подлежит охране, будучи важнейшим компонентом окружающей среды и основным средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; земля также активно используется в качестве недвижимого имущества. Этим принципом обусловлены основные положения владения, пользования и распоряжения земельными участками: охрана жизни и здоровья человека: активное участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся нрав на землю. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности, согласно этому принципу, обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, предусмотренных земельным законодательством: - единство юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: приоритет сохранения особо пенных земель и земель, особо охраняемых территорий, к которым относятся: а) ценные земли сельскохозяйственного назначения; б) земли лесного фонда, занятые лесами первой группы; в) особо охраняемые природные территории и объекты; г) земли, занятые объектами культурного наследия; д) другие особо ценные земли; - платность использования земель; - деление земель по целевому назначению на определенные категории. Из этого принципа следует, что правовой режим земель определяется только исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования их в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации; - государственная собственность на землю четко разграничена. Все земли, которые находятся в государственной собственности, подразделяются на относящиеся к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований РФ; - дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима земель какой-либо категории должны учитываться природные, экономические, социальные и иные факторы; - сочетание интересов общества и законных интересов граждан. В последнее время значительным изменениям подвергся отраслевой принцип земельного права – принцип собственности па землю: вместо господства единой государственной собственности на землю утвердилось многообразие различных форм собственности. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ и ЗК РФ различают частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Земельное законодательство исходит из множественности форм пользования землей: - постоянное (бессрочное) пользование землей; - пожизненное наследуемое владение земельным участком; - ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут); - apeнда и безвозмездное срочное пользование земельным участком. Их сопровождают такие установленные принципы, как право самостоятельно хозяйствовать на земле: равенство всех субъектов, осуществляющих использование земель: судебная защита права на земельный участок: возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и муниципальных нужд. Земельно-правовые отношения – это форма опосредования (упорядочения) земельно-правовыми нормами общественных отношений, складывающихся по поводу земли. ЗК РФ земельные правоотношения определяются как отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель на территории Российской Федерации, как основы жизни и деятельности и народов, проживающих на ее территории. Все земельные правоотношения можно классифицировать по основным институтам земельного права, в зависимости от содержания земельных правоотношений, прав и обязанностей их участников. Земельно-правовые отношения можно разделить на виды: - правоотношения собственности на землю; - в сфере управления землями; - в области использования земель; - в сфере охраны земельных прав. В соответствии с характером применяемых земельно-правовых норм земельно-правовые отношения могут быть материально-правовыми и процессуальными. Материально-правовые – земельные правоотношения, урегулированные нормами материального земельного права: это взаимные права и обязанности участников земельных отношении. Процессуальные земельные правоотношения – урегулированные процессуальными земельно-правовыми нормами земельно-правовые отношения, связанные с деятельностью соответствующих государственных и муниципальных органов. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений – это те юридические факты, с которыми связываются определенные юридические последствия в сфере земельного права. В зависимости от вида юридических последствии все юридические факты подразделяются па группы: - правоустанавливающие – факты, при наличии которых возникает земельное правоотношение. Например, это отношения, которые складываются при заключении договора залога земельного участка, договора аренды либо субаренды: - правоизменяюшие – факты, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании земельного правоотношения. Это, например, отношения, которые возникают в результате передачи земельного участка по договору наследования, и др.; - правопрекращающие – факты, с возникновением которых прекращается существующее земельное правоотношение. Например, земельное правоотношение, которое прекращается с истечением срока аренды, прекращением деятельности юридического липа и др. Земельные правоотношения возникают на основании: - заявления заинтересованного лица, оформляемого в соответствии с порядком о возбуждении такого рода ходатайств перед государственным органом, управомоченным рассматривать и решать эти вопросы; - решения компетентного органа о предоставлении заявителю конкретного земельного участка; - договора; - выдачи основного земельного документа о праве собственности на землю или же ер государственной регистрации; - использования липом земельного участка при осуществлении ряда юридических действий. Земельные правоотношения могут быть изменены: в силу эволюции тex или иных действий и событий, развития и изменения законодательства; при разработке нового проекта внутрихозяйственного землеустройства после проведения обследований земельных угодий и уточнения их кадастровых оттенок. Земельные правоотношения могут быть прекращены на основании: - договора о продаже земельного участка; - решения какого-либо компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд; - решения суда; - смерти собственника земли или землепользователя; - по истечении срока аренды земли (если срок не возобновляется); - добровольного отказа от земельного участка. Прекращение земельных правоотношений может быть полным или частичным. 2 Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности Земельно-правовые нормы – это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила повеления участников земельных правоотношений. Земельно-правовые отношения имеют следующие юридические характеристики: - структурные элементы земельно-правовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) содержатся не только в нескольких статьях земельного законодательного акта, но нередко и в разных нормативно-правовых актах земельного права. Это прежде всего касается санкции земельно-правовой нормы, которая оделяется от гипотезы и диспозиции в другую статью одного и того же нормативного акта или же в другой законодательный земельный акт. Но часто случается и обратное: в одной и той же статье законодательного акта содержится несколько земельно-правовых норм. Это бывает при установлении широкого круга прав и обязанностей участников земельно-правовых отношений; - наряду с нормами прямого действия, применяемыми самостоятельно, независимо от иного законодательного акта (нормы о сроках рассмотрения ходатайств об изъятии или о предоставлении земель), в рамках земельного права действуют также и нормы непрямого действия, требующие для своего применения издания дополнительного нормативного правового земельного акта. т.е. закона либо подзаконного акта (инструкции, приказа, ведомственного письма). Земельно-правовые нормы можно классифицировать по различным критериям (по содержанию, характеру предписаний, способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, институтам земельного права и т.д.). По институтам земельного права все земельно-правовые нормы делятся на нормы, регулирующие институт права собственности на землю, институт государственного управления землей и иными природными ресурсами и др. В зависимости от категории земель все земельно-правовые нормы делятся на нормы, опосредующие земельно-правовые отношения, связанные с: землей сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда, землей особо охраняемых территорий и объектов и др. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др. Существует более широкое разделение земельно-правовых норм в зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений. По данному критерию все земельно-правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения, делятся на материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права. Материально-правовые нормы земельного права классифицируются на виды: - нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы), устанавливающие права и обязанности участников земельно-правовых отношений; - нормы-гарантии, обеспечивающие соблюдение регулятивных норм хмельного права. Процессуально-правовые нормы земельного права находятся в неразрывной связи с материально-правовыми нормами земельного права, но носят по отношению к последним служебный характер. В процессуально-правовых нормах земельного права указывается, каким образом следует действовать для того, чтобы права и обязанности субъектов земельно-правовых отношений, предусмотренные в материально-правовых нормах, были осуществлены. Таким образом, процессуально-правовые земельные нормы служат средством реализации материально-правовых норм земельного права, регламентирующим порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель и Государственного земельного кадастра, разрешения земельных споров и в прочих вопросах. По юридическому содержанию процессуально-правовые земельные нормы классифицируются следующим образом: · правонаделительные – земельно-правовые нормы, определяющие порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав: · правообеспечительные – земельно-правовые нормы, устанавливающие порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений их прав и обязанностей: · правоохранительные – земельно-правовые нормы, устанавливающие порядок разрешения земельных споров. Таковой, к примеру, является норма о процессуальном сроке разрешения земельных споров: · правопрекращающие – земельно-правовые; нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок.
3 Источники земельного права: понятие и общая характеристика Источники земельного права – юридические формы, действующие с разной степенью эффективности и выражающие внешние признаки правовых общественных отношении. Общая характеристики источников земельного права выражается в понятиях: - правовой обычаи – правило повеления, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве обязательного. В земельном праве правовой обычай имеет наибольшее значение по сравнению с другими отраслями права. Это объясняется наибольшей давностью, непреходящей актуальностью и необходимостью постоянного урегулирования земельных общественных отношений: - нормативный акт, являющийся способом правового регулирования в Российской Федерации. Он содержит норму права, т.е. общее правило повеления, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами и установленное уполномоченным на это органом. Нормативный акт имеет преимущества перед остальными источниками права, так как он имеет письменную форму, публикуется, широко тиражируется и призван отражать общий интерес, общую волю; - судебные прецеденты – решения судов субъектов РФ, которые учитываются нижестоящими судами. В Российской Федерации судебный прецедент занимает ограниченное, но четко определенное место в правовой практике. Судебные прецеденты – окончательные и обязательные для исполнения постановления Конституционного Суда РФ; - религиозные тексты, т.е. заключения древних и современных толкователей текстов Корана или других священных книг. Эту сторону следует учитывать, так как она освещает традиции организации землепользования; - Конституция РФ. Она предусматривает основы конституционного строя, права, свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются отправными для всех отраслей права, в том числе земельного; - идеи и доктрины – это мнения ведущих ученых и юристов, принимающих участие в формировании отраслей права в ряде государств. Бывают прецеденты, что они становятся обязательными, неперсонифицированными. рассчитанными на неоднократное исполнение, и получают отражение в законодательстве; - договоры, или соглашения, между различными субъектами права, которые могут содержать правовые нормы. Договорами могут устанавливаться не только права и обязанности договаривающихся сторон, но и общие правила поведения, которым должны подчиняться все участники общественных отношений. Земельные нормы Конституции РФ подразделяются на две большие группы: - нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям; - нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений. Следующий основополагающий правовой акт, регулирующий земельно-правовые отношения, – ЗК РФ. Он регулирует отношения, связанные с землей, и иные непосредственно связанные с ними отношения. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и состоит из законодательных актов трех уровней: ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. ЗК РФ регулирует отношения использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Российской Федерации. ЗК РФ и другие, непосредственно «земельные законы составляют основу земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Комплекс земельно-правовых отношений регулируется федеральными законами: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и др.; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; Федеральный закон от 28 октября 1998г.№ 162-ФЗ «О ставках земельного мало1а в 1998 году»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Источниками земельного права служат также и федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |