КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О Бальзаке
1799—1850 Оноре де Бальзак. VII. Учебники 1. История всемирной литературы. Т. 6,7. 2. История зарубежная литература 19 века (под ред. Я.Н. Засурского и С.В. Тураева). 3. Зарубежная литература. 19 век. Романтизм. Критический реализм (Хрестоматия). Под ред. Я.Н. Засурского. 4. Хрестоматия зарубежной литературы 19 века. (Под ред.Н.Я. Соловьевой). Общая литература 8. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М., 1985. 9. Моруа А. Литературные портреты. М., 1967. 10. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. 11. Эпштейн М.Н. Поэтика дисгармонии (Стендаль и Бальзак) // Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.
Это грандиознейший писатель, быть может, вообще самый значительный писатель, которого когда-либо выдвигала Франция. Один из главных деятелей литературы XIX века, писатель огромной плодовитости. Он оставил целые полчища романов после себя. Великий труженик литературы, человек, неустанно трудившийся над рукописями и гранками. Ночной работник, просиживавший целые ночи подряд над версткой своих книг. Жизнь его была коротка. Он работал с перенапряжением всех сил. У него была вообще такая манера: он не отделывал рукописей. А настоящая отделка у него уже начиналась в гранках, в верстке. Так вот, эта работа над рукописями, вперемежку с черным кофе. Ночи с черным кофе. Когда он умер, его друг Теофиль Готье в замечательном некрологе написал: Бальзак умер, убитый таким-то количеством чашек кофе, выпитых им в ночные часы. Но что замечательно, он был не только литератором. Он был человеком очень интенсивной жизни. Он был увлечен политикой, политической борьбой, светской жизнью. Много путешествовал. Занимался, правда, всегда неудачно, но с жаром занимался коммерческими делами. Пытался быть издателем. Одно время пустился разрабатывать серебряные рудники в Сиракузах. Коллекционер. Он собрал великолепную коллекцию картин. И так далее, и так далее. Человек очень широкой и своеобразной жизни. Не будь этого обстоятельства, у него не было бы питания для его обширнейших романов. Он был человеком самого скромного происхождения. Его дед был простой землепашец. Отец уже выбился в люди, был чиновником. Бальзак — это одна из его слабостей — был влюблен в аристократию. Он, вероятно, многие свои таланты обменял бы на хорошее происхождение. Дед был просто Бальса, чисто крестьянская фамилия. Отец уже стал называть себя Бальзак. «Ак» — это дворянское окончание. А Оноре самовольно приставил к своей фамилии частицу «де». Так из Бальса через два поколения получился де Бальзак. Бальзак в литературе огромный новатор. Это человек, открывший новые территории в литературе, которые до него никем никогда по-настоящему не обрабатывались. В какой области его новаторство? Бальзак создал новую тематику. Конечно, у всего на свете есть предшественники. Тем не менее, Бальзак создал совершенно новую тематику. С такой широтой и смелостью его тематическое поле до него еще никем не обрабатывалось. Что же это была за новая тематика? Как ее определить, почти небывалую в литературе в таких масштабах? Новая тематика Бальзака — это материальная практика современного общества. В каком-то скромном домашнем масштабе материальная практика всегда входила в литературу. Но дело в том, что у Бальзака материальная практика представлена в масштабе колоссальном и многообразном. Это мир производства: промышленность, земледелие, коммерция; всякого рода приобретательство; созидание капитализма; история того, как люди делают деньги; история богатств, история денежных спекуляций; нотариальная контора, где производятся сделки; всякого рода современные карьеры, борьба за жизнь, борьба за существование, борьба за успех, за материальный успех, прежде всего. Вот в чем содержание его романов. Плюс еще политическая жизнь, административная. Он стремится к энциклопедизму в своих романах. И когда он спохватывается, что какая-то отрасль современной жизни еще им не отображена, он сразу бросается заполнять пробелы. Суда еще нет в его романах - он тут же пишет роман о судах. Армии нет — роман об армии. Не все провинции описаны — недостающие провинции вводятся в роман. И так далее. Со временем Бальзак стал все свои романы объединять в единую эпопею и дал ей название «Человеческая комедия». Не случайное название. «Человеческая комедия» должна была охватить всю французскую жизнь, начиная (и это особенно для него было важно) с самых низших ее проявлений: земледелие, промышленность, торговля — и восходя все выше и выше... Бальзак выступает в литературе с 1820-х годов. Настоящий расцвет его — в тридцатые годы, как и у романтиков, как у Виктора Гюго. Они шли рядом. Только разница в том, что Виктор Гюго намного пережил Бальзака. Но трудно себе представить романтика, для которого основной нерв — торговля, как таковая, у которого купцы, продавцы, агенты фирм были бы главными действующими лицами. И при всем этом, Бальзак по-своему сближается с романтиками. Ему в высшей степени была присуща романтическая идея, что искусство существует как сила, сражающаяся с действительностью, соперничающая с ней. Романтики рассматривали искусство как состязание с жизнью. Притом они верили, что искусство сильнее жизни: искусство одерживает в этом состязании победу. В этом отношении знаменательна новелла замечательного американского романтика Эдгара По. Это звучит несколько странно: американский романтизм. Уж кому не подобает романтизм, это Америке. Однако в Америке существовала романтическая школа и был такой замечательный романтик, как Эдгар По. У него есть новелла «Овальный портрет». Это история о том, как один молодой художник стал рисовать свою молодую жену, в которую он был влюблен. Овальный портрет удавался. Но вот что происходило: чем дальше продвигался портрет, тем становилось яснее, что женщина, с которой пишется портрет, вянет и чахнет. И когда портрет был готов, жена художника умерла. Портрет зажил жизнью, а живая женщина скончалась. Искусство победило жизнь, отобрало у жизни все силы; все ее силы впитало в себя. И отменило жизнь, сделало ее ненужной. Бальзаку была присуща эта идея состязания с жизнью. Он пишет свою эпопею — «Человеческую комедию». Вся Франция перейдет в его романы. Известны очень характерные анекдоты о Бальзаке. К нему приехала из провинции племянница. Он, как всегда, был занят, но вышел с ней в сад погулять. Он писал в то время «Евгению Гранде». Она ему рассказала про какого-то дядюшку, тетушку... Он очень нетерпеливо ее выслушал. Потом сказал: хватит, давайте вернемся к действительности. И рассказал ей сюжет «Евгении Гранде». Теперь спрашивается: почему вся эта огромная тематика современной материальной практики была усыновлена в литературе именно Бальзаком? Почему до Бальзака ее в литературе не было? Чтобы то или иное явление жизни могло войти в искусство, нужны определенные условия. Это вовсе не делается беспересадочным способом. Как объясняют, почему Гоголь стал изображать чиновников? Ну вот, были чиновники, и Гоголь стал их изображать. Но ведь и до Гоголя были чиновники. Значит, само наличие факта не означает, что этот факт может стать темой литературы. Бальзак с его новой тематикой мог появиться именно в 1820—1830-е годы, в эпоху разворачивания капитализма во Франции. В послереволюционную эпоху. Писатель типа Бальзака в XVIII веке немыслим. Хотя в XVIII веке существовали и земледелие, и промышленность, и торговля и т. д. И нотариусы существовали, и купцы, а если они и выводились в литературе, то обыкновенно под комическим знаком. А у Бальзака они выводятся в самом серьезном смысле. Возьмем Мольера. Мольер изображает купца, нотариуса как персонаж комедийный. А у Бальзака нет никакой комедийности. Хотя он, по особым причинам, всю свою эпопею назвал «Человеческой комедией». Почему же эта сфера, эта огромная сфера материальной практики именно в эту эпоху становится достоянием литературы? Все дело в тех переворотах, которые произвела революция. Революция сняла всякого рода оковы, всякого рода насильственную опеку, всякого рода регламент с материальной практики общества. Это и было главным содержанием Французской революции: борьба со всеми силами, ограничивающими развитие материальной практики, сдерживающими ее. В самом деле, представьте себе, как жила Франция до революции. Все находилось под наблюдением государства. Все контролировалось государством. Промышленник никаких самостоятельных прав не имел. Купцу было предписано государством, какого сорта сукна он должен производить. Ну, а что говорить о земледелии? Земледелие было крепостным. Революция все это отменила. Она предоставила промышленности и торговле полнейшую свободу. Крестьян она освободила от крепостничества. Иначе говоря, Французская революция внесла в материальную практику общества дух свободы, инициативы. Материальная практика заиграла жизнью, индивидуальностью и потому смогла стать достоянием искусства. У Бальзака материальная практика проникнута духом мощной энергии и личной свободы. За материальной практикой всюду видны люди. Личности. И в этой области, которая, казалось, была безнадежной прозой, теперь появляется своеобразная поэзия. В литературу и искусство попало то, что вышло из области прозы, в нем появляется «поэтический» смысл. И сами личности, герои материальной практики, после революции очень изменились. Купцы, промышленники — после революции совсем другие люди. Новая практика, свободная практика требует инициативы. Свободная материальная практика требует от ее героев таланта. Надо быть не только промышленником, но талантливым промышленником, талантливым брокером, Наполеоном биржи. Герои Бальзака, эти делатели миллионов, например, старый Гранде, — ведь это талантливые личности. Гранде симпатий к себе не вызывает, но ведь это крупный человек, талант, ум, настоящий стратег и тактик в своем виноградарстве. Гранде прозаичен. Хотя он только и занят своими подсчетами. Этот скупец, эта черствая душа — все-таки он не прозаичен. О нем можно сказать так: это крупный разбойник... Он может соперничать по какой-то значительности с Корсаром Байрона. Да он и есть корсар. Особый корсар складов с винными бочками. Корсар на купечестве. Это очень крупнопородный человек. У Бальзака таких героев много... Да, характер, талант, ум — вот что требовалось от этих новых людей во всех областях. А люди без дарований в промышленности, торговле у Бальзака все гибнут. Например, роман Бальзака «История величия и падения Сезара Бирото»? Ничему Сезар Бирото не выдержал, не мог справиться с жизнью? А потому, что он был посредственностью. А посредственности у Бальзака погибают. А финансисты Бальзака? Гобсек. Талантливая личность, выдающийся ум. Сравните Гобсека иПлюшкина, это очень интересно. У нас в России почвы для этого не было. Плюшкин — какой же это Гобсек? Ни таланта, ни ума, ни воли. Это патологическая фигура. Гранде, старик Гранде, — это грандиозная личность. В этих людях говорит освобожденная материальная практика послереволюционного буржуазного общества. Она сделала этих людей. Она дала им масштаб, дала им дарования, иногда даже гениальность. Иные из финансистов или предпринимателей Бальзака — это гении. Теперь второе. Что изменила буржуазная революция? Материальную практику общества, да. Люди работают на себя, что и придаст им энергию. Но они работают в то же время на общество. Они работают, имея в виду необъятный общественный горизонт. Вот в чем особое содержание «Человеческой комедии» — в освобождении стихии материальной практики. Романтики прославляют стихию жизни вообще. Бальзак отличается от романтиков тем, что его романы тоже наполнены стихией и энергией, но это стихия и энергия получает новое содержание. Это стихия — поток материальных вещей, существующих в предпринимательстве, в обмене, в коммерческих сделках и т.д. Причем Бальзак дает чувствовать, что эта стихия материальной практики — стихия первостепенного значения. Поэтому никаких комизмов здесь нет. Вот вам сравнение. У Мольера есть предшественник Гобсека. Это Гарпагон («Скупой»). Но Гарпагон смешная, комическая фигура. А если вы снимете все смешное, то получится Гобсек. Он может быть отвратительным, но не смешным. Мольер жил в недрах другого общества, и это делание денег ему могло показаться комическим занятием. Бальзаку — нет. Бальзак понимал, что делание денег — это основа основ. Как же это могло быть смешным? Но почему же вся эпопея называется «Человеческая комедия»? Все серьезно, все значительно. А все-таки — комедия. Бальзак постиг великое противоречие современного общества. Да, все эти буржуа, которых он изображает, все эти промышленники, финансисты, торговцы и так далее работают на общество. Но противоречие в том, что на общество работает не общественная сила, а отдельные индивидумы. А вот эта материальная практика - не обобществлена, она анархична, индивидуальна. И вот это и есть великая антитеза, великий контраст, схваченный Бальзаком. Бальзак, как и Виктор Гюго, умеет видеть антитезы. Только он видит их более реалистично, чем Виктор Гюго. И первое и величайшее противоречие, что на общество работают разрозненные индивидуумы. Материальная практика находится в руках у разрозненных индивидуумов. И эти разрозненные индивидуумы вынуждены вести друг с другом жесточайшую борьбу. Общеизвестно, что в буржуазном обществе генеральное явление — конкуренция. Эту конкурентную борьбу, со всеми ее последствиями, Бальзак прекрасно изобразил. Звериные отношения между конкурентами. Борьба идет на уничтожение, на подавление. Каждый буржуазный деятель материальной практики вынужден добиваться для себя монополии, подавлять противника. Очень хорошо общество дано в письме Белинского от 2-6 декабря 1847 года: «Торгаш есть существо по натуре своей пошлое, дрянное, низкое, презренное, ибо он служит Плутусу, а этот бог ревнивее всех других богов и больше их имеет право сказать: кто не за меня, тот против меня. Он требует себе человека всего, без раздела, и тогда щедро награждает его; приверженцев же неполных он бросает в банкротство, а потом в тюрьму, и, наконец, в нищету. Торгаш — существо, цель жизни которого — нажива, поставить пределы этой наживе невозможно. Она — как морская вода; не удовлетворяет жажды, а только сильнее раздражает ее. Торгаш не может иметь интересов, не относящихся к его карману. Для него деньги не средство, а цель и люди — тоже цель; у него нет к ним любви и сострадания, он свирепее зверя, неумолимее смерти. Это портрет не торгаша вообще, а торгаша-гения». Видно, что Белинский к тому времени начитался Бальзака. Это Бальзак ему подсказал, что торгаш может быть гением, Наполеоном. Это открытие Бальзака. Что в этом письме надо выделить? Что погоня за деньгами в современном обществе не имеет и не может иметь меры. Вот в старом обществе, добуржуазном, человек мог себе поставить пределы. А в том обществе, в котором жил Бальзак, мера - всякая мера — отпадает. Если ты заработал себе только на дом с садиком, то можешь не сомневаться, что через несколько месяцев с молотка продадут твой дом и садик. Человек должен стремиться к тому, чтобы расширять свои капиталы. Это уже не дело его личной жадности. У Мольера Гарпагон обожает деньги. И это его личная слабость. Болезнь.А Гобсек не может не обожать деньги. Он должен стремиться к этому бесконечному разрастанию своего богатства. Вот игра, вот диалектика, которую постоянно Бальзак воспроизводит. Революция освободила материальные отношения, материальную практику. Она начала с того, что сделала человека свободным. А привела к тому, что материальный интерес поедает человека до конца. Люди, освобожденные революцией, превращаются в рабов материальной практики, в ее пленников, хотят они этого или нет. И это и есть настоящее содержание комедии Бальзака. Вещи, имущественные интересы съедают людей. Жизнь принадлежит в этом обществе не людям, а вещам. Душой, страстями, волей обладают мертвые вещи, а человек превращается в вещь. Гранде, архимиллионер, был порабощен своими же миллионами. Помните его чудовищную скупость? Приезжает племянник из Парижа. Он его угощает чуть ли не вороньим бульоном. Помните, как он воспитывает свою дочь? Мертвое — вещи, капиталы, деньги становятся хозяевами в жизни, а живые мертвеют. Вот в этом и состоит страшная человеческая комедия, изображенная Бальзаком. Огромный цикл Бальзака носит название «Человеческой комедии», притом что в целом этот цикл состоит из трагических историй. Это истории большей частью о погибших жизнях, о погибших мечтах (один из самых известных романов так и называется — «Утраченные иллюзии»). Мечтания гибнут, люди гибнут — у всех такие утраченные судьбы, а все вместе называется «Человеческой комедией». Это грандиозная комедия, состоящая из многих трагедий. У Бальзака происходит особое, комедийное перемещение смысла. А именно: материальныевещи приобретают душу, одушевленность, личность. А люди — овеществляются. Приведу вам один пример. Вот как Бальзак описывает своего старика Гранде. Бальзак много раз перерабатывал этот роман и вносил в каждое новое изданиеочень любопытные поправки. Вот какие поправкивносились.
В издании 1834 года к моменту смерти Гранде его состояние доходило до двадцати миллионов. В издании 1839 года Бальзак вдруг понижает цифру состояния — Гранде оставил одиннадцать миллионов. В издании 1843 года он опять подымает состояние Гранде — до семнадцати миллионов. Притом Бальзак очень точно подсчитывает, указывает, откуда эти миллионы. Он точно указывает, сколько десятин земли было занято у Гранде под виноградники, сколько каждый виноградник ему давал, сколько получалось бочек вина, сколько сена было снято с лугов, какие тополя были посажены стариком Гранде. Итак: двадцать миллионов, одиннадцать миллионов, семнадцать миллионов. Что ж вы думаете, это случайные цифры у Бальзака? Бальзак очень обдумывал эти цифры, очень их примерял. Вот в чем дело: для Бальзака эти цифры и были портретом старика Гранде. Вот художник пишет портрет и добивается максимального сходства. И сходство требует: там прибавить лба, там убавить носа — тогда похоже будет. Бальзак все эти цифры дает для максимального сходства, для того, чтобы получился похожий портрет. Сначала он дал Гранде двадцать миллионов, а потом подумал и решил: нет, что-то не похоже, давайте мы ему снизим. Одиннадцать миллионов — вот теперь сходство есть. Нет, одиннадцать миллионов слишком мало. Семнадцать миллионов. Вот теперь Гранде похож. Для Бальзака человека выражают цифры. И именно цифры — это портрет и есть, человек — это то, что он имеет. Состав имущества, количество владений — это портрет человека. Бальзак в этом отношении совпадает с американцами. Это их обычная манера. Если американцу показали новогодля него человека, он спрашивает: сколько он стоит? — тоесть каков его доход? Так и у Бальзака. Эти цифры дают профили людей. Это одно из проявлений «Человеческой комедии»....................... Люди, превращаемые в цифры.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |