Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и факторы его определяющие




Для изучения причин и последствий колебаний выпуска и уровня цен воспользуемся моделью AD-AS.

Совокупный спрос (AD), (от англ. aggregate demand) – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике. Структура совокупного спроса состоит из следующих частей:

- спрос на потребительские товары и услуги;

- спрос на инвестиционные товары;

- спрос на товары и услуги со стороны государства;

- спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые 3 компонента совокупного спроса).

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Эта кривая состоит из совокупности точек, каждая из которых показывает комбинацию объёма выпуска и общего уровня цен, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Выражение обратной зависимости между изменениями величины совокупного спроса и уровня цен можно получить из уравнения количественной теории денег: , где М; V; Р; Y.

Предложение денег – М и скорость их обращения – V, являются неизменными, поэтому, чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств , а следовательно меньше количество товаров на которые предъявлен спрос, поэтому кривая AD имеет отрицательный наклон. Существуют и другие моменты, объясняющие данную обратную зависимость:

- эффект процентной ставки. Рост цен вынуждает потребителей покупать подорожавшие товары и поэтому спрос на деньги возрастает. Это приводит к росту процентной ставки. В результате домохозяйства начинают больше сберегать денег и меньше тратить, а фирмы сокращают спрос на инвестиционные товары и в результате всего этого величина совокупного спроса сокращается;

- эффект богатства. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных сбережений, что делает их владельцев беднее и усиливает их стремление восполнить обесценившиеся сбережения. В результате текущее потребление (спрос) сокращается;

- эффект импортных закупок. Рост цен делает для наших потребителей более привлекательным покупку импортных товаров[§] взамен отечественным, также и иностранцы переключаются с наших товаров на свои, поэтому наш экспорт уменьшается, а импорт возрастает, что приводит к сокращению величины совокупного спроса.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относится всё, что воздействует на расходы домохозяйств, фирм, государства и иностранцев: изменение благосостояния потребителей, их ожиданий, налогов, процентных ставок, субсидий, валютных курсов, мировых цен, условий на внешних рынках и т.д. Также к изменению совокупного спроса приведёт изменение предложения денег

и скорости их обращения. Изменение неценовых факторов приводит к изменению совокупного спроса, что отражается в смещении всей кривой AD. Например, повышение доходов потребителей приведёт к смещению кривой AD вправо (рисунок 4.1). Итоговый результат смещения кривой AD складывается из действия всех факторов, воздействующих на совокупный спрос.

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

Совокупное предложение [**] – это суммарный объём выпуска продукции, который выбран фирмами и домохозяйствами в условиях данных цен и зарплаты.

Принимая во внимание цены конечной продукции и ресурсов, величину капитала, доступную технологию производства и множество других параметров фирмы определяют какой объём продукции им следует производить, чтобы получить максимальную прибыль. Домохозяйства также определяют величину предложения труда на основе уровня реальной зарплаты.

Для упрощения анализа совокупного предложения примем допущения, что все фирмы выпускают только один вид продукции и при определении выпуска руководствуются только сегодняшними ценами. Аналогично, предлагаемый домохозяйствами труд является однородным и определяя величину его предложения домохозяйства руководствуются только сегодняшним уровнем зарплаты.

Несмотря на отсутствие однозначного ответа на вопрос «Приведёт ли повышение реальной зарплаты к повышению величины предложения труда?» эмпирические исследования всё же подтвердили их положительную взаимосвязь. Это объясняется тем, что увеличение реальной зарплаты делает привлекательным для части выбывших из состава рабочей силы: пенсионеров, домохозяек и др. опять предлагать свой труд на рынке труда.

Кривая совокупного предложения, AS (англ. aggregate supply), показывает какой объём совокупного выпуска, будет предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами изменения совокупного предложения являются: изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д. Графически это отражается сдвигом кривой AS. Например, открытие новых месторождений сырья приведёт к росту выпуска и кривая AS сдвинется вправо, а стихийные бедствия приведут к сокращению выпуска и кривая AS сдвинется влево.

Существует две точки зрения относительно формы кривой AS: классическая и кейнсианская.

Классическая модель рассматривает поведение экономики в долгосрочном периоде (более 2-3 лет) и исходит из следующих предположений:

- объём выпуска зависит только от количества используемых факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;

- изменения в факторах производства и технологии происходят медленно.

- экономика всегда функционирует в условиях полной занятости факторов производства, поэтому, объём выпуска всегда равен потенциальному;

- цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживает равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов (рисунок 4.2). Данная модель основывается на анализе рынка труда, поскольку именно труд считается главным фактором, влияющим на уровень выпуска в краткосрочном периоде. Рост общего уровня цен снижает реальную зарплату, что ведёт к росту спроса на труд[††], и, следовательно, его превышением над предложением труда. Это вызовет рост номинальной зарплаты[‡‡], а

реальная – повысится до первоначального уровня и на рынке труда восстановится равновесие. Поэтому объём выпуска не изменится и лишь возможны краткосрочные колебания. Если количество факторов производства и технология не меняются, то кривая AS в долгосрочном периоде (LRAS[§§]) фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые изменения совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен.

Представители классического направления связывают существование безработицы в реальной экономике с тем, что работники во-первых остаются без работы на добровольной основе, по крайней мере когда переходят с одной работы на другую; во-вторых существуют факторы, препятствующие достижению равновесной реальной зарплаты (профсоюзы, традиции, законы и т.д.). Поэтому когда реальная зарплата превышает равновесный уровень, то в экономике возникает безработица, которая получила название «классическая».

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде и анализ совокупного предложения основывается на следующих предпосылках:

- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

- цены, номинальная зарплата и другие номинальные величины жёсткие, медленно реагируют на рыночные колебания[***];

- реальные величины (объём выпуска, занятость, реальная зарплата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели в общем случае имеет положительный наклон (при жёсткой номинальной зарплате и подвижных ценах), и в крайнем случае имеет горизонтальный вид (рисунок 4.3) (при жёстких ценах и номинальной зарплате).

В первом случае рост совокупного спроса приведёт к повышению уровня цен и снижению реальной зарплаты. Поэтому спрос на труд со стороны фирм возрастёт и, следовательно, выпуск продукции также увеличится. Это увеличение выпуска будет происходить до тех пор, пока величина спроса на труд не станет равна величине его предложения.

В реальных условиях на коротких отрезках времени и, особенно в условиях неполной занятости цены являются жёсткими, поскольку у многих фирм имеются избыточные производственные мощности, запасы готовой продукции на складах и возможность использовать сверхурочную работу. В результате этого расширение совокупного спроса приведёт к увеличению объёма продаж без существенного изменения цен. Например, навряд ли фирма будет повышать цены на свою продукцию, если в результате повышения спроса на её продукцию она будет работать не 3, а 4 дня в неделю.

В крайнем кейнсианском случае кривая AS имеет вид горизонтальной линии, где:

Р – уровень цен,

w – номинальная зарплата,

Y – объём выпуска,

а – предельный продукт труда, в данном случае представляет собой констан-

ту. Это случай будет иметь место, если предельный продукт труда будет некоторой неизменной величиной. Фирмы не будут предъявлять никакого спроса на труд, если w/р > а[†††], и напротив их спрос будет ничем не ограничен, если w/р < а. Поэтому спрос на труд будет совершенно эластичен и следовательно кривая AS будет горизонтальной.

 

Однако, следует обратить внимание, на то, что в кейнсианской модели кривая AS справа ограничена уровнем потенциального выпуска, после чего она принимает вид вертикальной линии, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS (рисунок 4.4). Например, дальнейшее увеличение спроса на продукцию фирмы привело к тому, что она уже работает 6 дней в неделю, теперь фирма повышает цены на свою продукцию, т.к. у ней

появились дополнительные затраты, связанные с работой в субботу[‡‡‡], экономика находится на возрастающем участке кривой AS. Дальнейшее повышение спроса в конечном счёте приведёт к тому, что фирмы, несмотря на повышение цен не смогут увеличивать своё предложение, т.к. все ресурсы уже заняты, а на вовлечение в экономику новых ресурсов требуется время, т.е. экономика переходит на вертикальный участок кривой AS.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.