Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция по ведению личной контрольной книжки




1. Личная контрольная книжка предназначена для учета продолжительности работы и отдыха водителя автотранспортного средства при выполнении им международных и междугородных перевозок. Книжка предъявляется по требованию соответствующих дорожных контрольных органов, которые осуществляют надзор за режимом работы и отдыха водителей.

2. Контрольная книжка выдается водителю в автопредприятии и сдается туда вместе с другими отчетными документами после полного ее использования.

3. Водителем заполняется ежедневный контрольный лист. Наряду с другими данными в лист им вносятся графические сведения о своей работе и отдыхе согласно имеющимся обозначениям (см. образец заполненного листа). Итоговые сведения за неделю водитель заносит в ежедневный отчет, который заверяется ответственным лицом автопредприятия.

4. В графе 16 контрольного листа (и на его оборотной стороне, при необходимости) заносятся замечания и предложения водителя по выполнению рейса и ставится его подпись.

5. Все записи и график делаются чернилами или шариковой ручкой.

6. пункт 12 - общая продолжительность непрерывного времени отдыха перед возобновлением периодов ежедневной служебной деятельности (сон, прием пищи и пр.).

1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ВОДИТЕЛЯ 2. Ежедневный отчет 3. с _________________ по _________________ 200___ г.
4. Дни недели               Итого за недельный период
5. Ежедневный листок              
6.              
Производительность производственной деятельности 7.              
8.              
9. 7.+8.              

10. Замечания: ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11. Дата предыдущего еженедельного отдыха: ___________________________________

___________________________________________________________________________

12. Подпись водителя ________________________________________________________

13. Подпись ответственного лица автопредприятия ______________________________

Книжка № ________________

РАЗДЕЛ 7 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

7.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО БД. ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА БД В ПРЕДПРИЯТИИ

Оборудование кабинета безопасности движения должно включать технические средства и приборы для проведения занятий по повышению квалификации водителей, по оценке качества обучения и его результатов.

Площадь кабинетов безопасности движения может колебаться от 25-30 м2 до 60-75 м2. Количество водителей в учебной группе определяется исходя из общей численности обучаемых (оптимально по 10-15 человек в группе).

Исходя из решаемых задач в процессе подготовки и повышения квалификации водителей, все технические средства обучения (ТСО) могут быть разделены на:

- информационные (плакаты, видеотехника и т.п.);

- обучения и контроля знаний с применением средств вычислительной техники;

- формирования практических навыков (тренажеры);

К информационным ТСО относят прежде всего средства предъявления визуальной информации. Эту категорию составляют средства изобразительные (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные.

Экранные средства разделяются на группы статической и динамической проекции.

К первой группе средств можно отнести кадаскопы и эпидиаскопы, предназначенные для проецирования на экран записей, чертежей, схем и рисунков, сделанных как при подготовке к занятиям, так и в ходе самих занятий. Схемы и рисунки наносятся на специальную прозрачную пленку, входящую в комплект проекционных аппаратов.

Группа диапроекторов типа «Протон», «Свитязь», «Пеленг» и др., как правило, предназначены для демонстрации информации отдельных слайдов с размером изображения 24×36 мм.

Эти диапроекторы имеют дистанционное управление и смену слайдов по заранее установленной программе, что делает их использование в учебном процессе наиболее эффективным. Их можно использовать при изучении дорожных знаков, сопровождая показ комментариями о местах установки, зоне действия, назначении различных групп знаков.

Для демонстрации информации с непрозрачного материала могут применяться стационарные эпидиаскопы типа «Медиум-500», рассчитанные на обслуживание аудитории до 300 человек. С их помощью можно проецировать на экран в увеличенном виде рисунки, чертежи, фотографии, иллюстрирующие работу отдельных узлов и механизмов автомобиля.

К динамической группе экранных средств относятся видеомагнитофоны. Преимущество подобных средств обучения перед статическими пособиями заключается в возможности показать в динамике развитие дорожных ситуаций и процессов, воспроизведение которых в реальных условиях при обучении опасно.

Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водителей. При отработке отдельных элементов управления автомобилем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обучаемым действий просмотреть запись в обычном либо в замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор ошибок.

Видеофильмы, специально снятые сотрудниками предприятий, могут оказаться полезными при показе водителям (во время различного рода инструктажей) условий работы на маршрутах организаций, для информации о разборах происшествий и нарушений, свершенных работниками предприятия, при проведении занятий по оказанию первой медицинской помощи и т.п.

Помещение кабинета БД желательно оборудовать дистанционным пультом, расположенным в удобном для преподавателя месте, позволяющем управлять механизированным устройством зашторивания окон, проекционной аппаратурой, а также освещением в аудитории.

Для демонстрации чертежей, плакатов в процессе проведения занятий целесообразно использовать механизированную плакатницу, преимуществом которой является компактное размещение наглядного материала. Габаритные размеры плакатницы 1055×735×165 мм (50 плакатов стандартных размеров с горизонтальным расположением изображения), питание от сети переменного тока напряжением 220 вольт и частоты 50 Гц. Размеры экрана 830×590 мм. Средняя скорость перемотки плакатной ленты 0,25 м/с.

Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации подвижного состава, для контроля уровня подготовки водителей по Правилам дорожного движения могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным обеспечением: на экране монитора высвечивается изображение одной из типичных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), взятое из карточек учета ДТП в ГИБДД, и 3-5 вариантов ответов, из которых один - правильный.

При выборе правильного ответа программа переходит к следующей ДТС, и вся процедура повторяется снова.

В случае выбора обучаемым неправильного ответа программа останавливается, выдает сообщение о том, что произошло ДТП с такими-то последствиями и предлагает попробовать свои силы еще раз.

В конце выдается итоговый результат в условных баллах и дается сравнение с ранее полученным результатом.

Важным техническим средством оборудования кабинета должны быть автомобильные тренажеры.

В первую очередь, рекомендуется применение функциональных тренажеров для овладения навыками торможения и скоростного руления, что способствует лучшей подготовке водителей к работе в реальных условиях дорожного движения. Применение подобных тренажеров значительно повышает эффективность занятий и является более экономически целесообразным, чем непосредственное использование в этих целях учебных автомобилей.

Для формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем применяются специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров производится безопасная для обучаемого водителя ситуационная подготовка к действиям в критических условиях.

Для тренировки некоторых операторских функций может быть рекомендован психофизиологический тренажерный комплекс, разработанный в НИИАТе.

Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, в комплексе установлен набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей. Преподаватель (со своего пульта) подает сигналы с различных направлений, а обучаемый должен определить какой сигнал и с какого направления был подан.

В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта используются слайды с изображением различных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки, обеспечивается возможность проведения оценки остроты зрения в зависимости от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки. Упражнения для определения времени световой адаптации зрения можно проводить путем резкой смены освещенности зрительного поля тренажера на ограниченное время. Информированность о времени световой адаптации имеет большое значение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток.

В кабинетах БД АТП возможно создание автоматизированного рабочего места (АРМ) инженера по БД, включающего:

- информационный банк данных (передовой опыт по БД; нормативно-правовая информация по БД);

- документооборот (личные карточки водителей, учет нарушений ПДД, дорожно-транспортных инцидентов, прохождения стажировки, повышения квалификации и медицинского переосвидетельствования водителей; актов служебного расследования ДТП);

- оперативное управление (функциональные обязанности инженера по БД; организационные схемы взаимодействия различных служб АТП по БД; взаимодействие с другими учреждениями, организациями);

- расчетно-графические материалы (разработка планов, графиков; экспертные расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравнительного анализа показателей аварийности).

Наиболее перспективным направлением является создание служб психофизиологической диагностики на АТП. Данные психофизиологических обследований можно использовать при подборе водителей для перевозок повышенной сложности: перевозок детей, опасных грузов и т.п.

7.2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ. ОСНОВЫ СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Повышение уровня автомобилизации в России сопутствует увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, являющееся, как показывают аналитические исследования, следствием недостаточной профессиональной подготовки водительских кадров. В связи с этим представляется необходимым решение ряда проблем, связанных с разработкой новых подходов в системе подготовки водителей, включающих создание в процессе обучения условий для адаптации водителя к сложным дорожно-транспортным ситуациям.

Статические данные, характеризующие аварийность на автомобильном транспорте показывают, что наибольшее количество ДТП совершенных по вине водителей и отличающихся большой тяжестью последствий, приходится на водителей со стажем работы менее трех лет. Водители со стажем до одного года допускают в среднем в 8 раз больше ДТП, чем остальные категории водителей.

Для понимания механизма возникновения ДТП необходимо вскрыть причинно-следственные связи развития потенциально опасных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) и исследовать обстоятельства, при которых они возникают. Далее необходимо обучить водителя раннему распознаванию опасных ситуаций, знанию признаков их возникновения, прогнозированию развития ситуации, и, в завершении, выполнению правильных действий, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Успешному решению этой задачи может способствовать метод ситуационного обучения, используемый в рамках повышения квалификации водителей на предприятии.

Анализ процесса накопления профессионального опыта водителем позволяет выявить основные этапы формирования навыков прогнозирования дорожных ситуаций:

Этап 1. Реальные конкретные примеры ДТП разбираются с максимально возможными подробностями с тем, чтобы водитель мог вообразить себя непосредственным участником ситуации, представить мысленное се развитие, восстановить все причинно-следственные связи в цепи событий. Обычно примеры группируются по типичным участкам дорог.

Этап 2. «наглядное восприятие» - использование информации в образной форме: на макетах, рисунках, слайдах, видеозаписях.

Этап 3. «привязка к участку» - анализ потенциальных ДТП на конкретных участках повышенной опасности (очагах ДТП).

Этап 4. «кризисная ситуация» - обучение на полигоне выходу из ситуации повышенной сложности.

В настоящее время при ситуационном обучении используются традиционные способы изображения дорожно-транспортной обстановки с помощью альбомов, слайдов, макетов транспортных средств и пешеходов - статических информационных средств. Эффективность подобного подхода невысока из-за недостаточно эмоционального воздействия на водителя.

Анализ большого числа дорожно-транспортных ситуаций показал определенную общность в механизме их развития и на этой основе позволил типизировать как сами ДТС, так и действия водителей, что дало возможность выявить характерные неправильные действия водителя, возникающие при управлении автомобилем, и определить возможные пути, позволяющие предотвратить ДТП. Таким образом, было определено несколько классов высокоаварийных дорожно-транспортных ситуаций, при которых достаточно часто возникают происшествия. Далее ситуации, объединенные в один класс, систематизируются как по ошибочным действиям водителей, так и по месту совершения этих ошибок, которые в свою очередь, вызываются присутствием определенных факторов дорожно-транспортной обстановки, провоцирующих водителей к принятию ошибочных решений.

Типичные потенциально опасные дорожно-транспортные ситуации:

- проезд перекрестков;

- проезд железнодорожных переездов;

- встречный разъезд автомобилей;

- выполнение обгона;

- проезд мимо остановок общественного транспорта;

- вынужденная стоянка на дороге (обочине);

- движение на кривых в плане;

- засыпание водителя при управлении автомобилем.

Попадая в какую-либо из названных ситуаций, водитель заранее должен уметь предвидеть их потенциальную опасность, чтобы избежать тяжелых последствий. Для этого прежде всего ему необходимо уже на ранней стадии процесса развития дорожной ситуации уметь принимать правильное решение.

Прежде чем перейти к обучению водителей предвидению развития дорожных ситуаций следует определить, как формируются необходимые практические навыки предотвращения перехода предаварийной ситуации в дорожно-транспортное происшествие у опытных водителей.

Определим понятие «дорожное происшествие» как конечный результат процесса развития дорожной ситуации, в течение которого вероятность ДТП возрастала до перехода его в аварийную. В этом процессе выделяются четыре стадии: предопасная, опасная, аварийная (момент ДТП) и послеаварийная.

На предопасной стадии опасность еще едва наметилась, однако ее обнаружение и принятие мер по ее предотвращению позволяют водителю достаточно легко, без предельного физического и эмоционального напряжения, избежать происшествия. Именно на этой стадии опытные водители обнаруживают и предотвращают наступление опасных стадий развития ситуаций.

На опасной стадии водителю приходится действовать при полном напряжении сил в условиях дефицита времени. В этом случае требуется почти мгновенно принять и осуществить единственно правильное решение, что, естественно, требует определенного опыта и навыков управления автомобилем.

Первым шагом к овладению подобным навыком является внимательное наблюдение за изменением дорожной ситуации с точки зрения ее скрытой опасности. Опытные водители на практике осваивают такой «поисковый» взгляд, направленный на раскрытие «секретов» дорожных ситуаций, и называют его умением «читать» дорогу.

Второй шаг предполагает постоянно предусматривать возможность ошибочных решений другими участниками дорожного движения, вызываемых спешкой, волнением, усталостью, невнимательностью и просто малым опытом. Поэтому каждый водитель должен строить свое поведение так, чтобы скомпенсировать элементы ненадежности в поведении других участников движения.

Для того, чтобы овладеть прогнозированием дорожно-транспортной ситуации, надо не только учиться, но и порой переучиваться. При этом оказывается, что некоторые навыки, прочно освоенные человеком за всю его «автомобильную» жизнь, неприемлемы на дороге. Более того, они могут служить причиной многих ДТП.

Наиболее опасно на дороге отсутствие реакции на ситуацию с закрытым обзором, при котором оба участника движения не могут увидеть заранее друг друга из-за зданий, сооружений, деревьев, закрывающих обзор. При этом часто предмет, затрудняющий обзор, не воспринимается как сигнал опасности и призыв к осторожности, хотя инерционность изменений транспортных ситуаций такова, что наезд на пешехода или столкновение в подобных условиях зачастую становится неизбежным.

Второй ошибочный навык - «отвлечение внимания». Человек в обыденной жизни привыкает легко и без опаски отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой, переводя взгляд на интересующие его предметы. Подобные действия особенно опасны в транспортной среде, поскольку значительная часть дорожных происшествий возникает именно из-за отвлечения внимания водителя (или пешехода).

Третий отрицательный навык, от которого необходимо отказаться в транспортной среде - это «действие не глядя». Человек в обыденной жизни запоминает окружающую обстановку и действует, исходя из того, что обстановка меняется медленно и в ближайшее время не произойдет быстрых неожиданных изменений.

Водитель, который хочет овладеть мастерством прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации, должен не только сам избавляться от перечисленных опасных привычек, но и помнить, что они также свойственны другим участникам движения. Прежде всего водителю необходимо гарантированно избежать ДТП в зонах повышенной опасности - при проезде перекрестков, пешеходных переходов, мест массового скопления людей (остановок общественного транспорта, торговых центров, кинотеатров, школ, участков, обозначенных знаком «Дети»), железнодорожных переездов и тоннелей.

Известны несколько методов безопасного управления автомобилем, помогающих водителю в зоне повышенной опасности.

Первый метод - «компактности» - характеризуется движением в зонах повышенной опасности со скоростью, не превышающей скорость автомобилей, следующих попутно. Водитель внимательно наблюдает за автомобилями, движущимися впереди, справа и слева и на их любое замедление отвечает соответствующим действием. Режим индивидуального выбора скорости восстанавливается только за пределами зоны повышенной опасности.

Второй метод - метод минимального риска, при котором, приближаясь к зоне повышенной опасности, водитель непременно снижает скорость.

Третий метод - при появлении закрытого обзора в ситуациях, где часто появляется опасность, водитель заблаговременно увеличивает интервал между транспортными средствами и предметами, закрывающими обзор и внутренне готовится к экстренному торможению.

Распознавание ситуации и выбор правильных действий в зонах повышенной опасности должны быть доведены у водителя до автоматизма, так чтобы для их осуществления не требовалось лишних затрат внимания и сил.

В процессе реальной профессиональной деятельности водитель постоянно наблюдает различные дорожные ситуации. При этом незаметно для него самого в его сознании происходит сопоставление наблюдаемых положений с опытом и знаниями накопленными в памяти. Если какая-либо ситуация встречалась водителю и в прошлом приводила к опасности, у него складывается стереотип предвидения возможной неприятности либо возможности ее появления. Таким образом, происходит индивидуальное, стихийное формирование навыков безопасного управления автомобилем, являющееся, по существу, вариантом метода проб и ошибок, который принято называть процессом естественного самообучения водителя. У этого метода обучения есть одно важное свойство: ошибки водителя, как правило, сопровождаются тяжелым эмоционально отрицательным опытом. При этом сильные эмоциональные переживания, связанные с прогнозированием реальной угрозы жизни и здоровью, обеспечивают автоматизм прочного запоминания опасной ситуации и особенностей ее ранних стадий.

При ситуационном обучении происходит замена естественного процесса накопления опыта прогнозирования опасности искусственным, что компенсирует недостатки стихийного обучения.

Ситуационное обучение следует строить на базе изучения следующих материалов:

- ситуационного анализа ДТП;

- изучения ситуационных характеристик типичных участков повышенной опасности;

- изучения ситуационных характеристик конкретных участков повышенной опасности;

- изучения ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта данного предприятия.

Ситуационный анализ является приемом, заключающимся в накоплении опыта по изучению опасных ситуаций, в которых уже оказывался кто-то другой. Задача заключается в том, чтобы при разборе типичной ситуации проследить во всех подробностях ее развитие, закончившееся происшествием, чтобы водитель мог представить себя на месте участника ситуации.

Анализировать происшествие необходимо со следующих позиций: что побудило участников движения неправильно оценить обстановку; что мог сделать каждый из них для предотвращения ДТП; что в данном конкретном примере типично и может часто повторяться в других местах с другими водителями; как следует поступать для предотвращения аналогичных ситуаций.

По достаточно часто встречающимся опасным ситуациям, в которых ошибки водителей наиболее характерны, приводится по несколько примеров, достаточно близких между собой, подчеркивая общность причин и механизмов развития ситуации.

Обучение на основе ситуационных характеристик типичных участков повышенной опасности преследует цель дать водителю систематизированные знания о ситуациях, характерных для того или иного конкретного случая, что поможет ему правильно оценивать обстановку в подобных случаях, прогнозировать их развитие, предотвращая ДТП. Проведение обучения должно содержать общую характеристику опасности участка; условия, при которых участки данного типа становятся наиболее опасными; описание типичных ошибок водителей, а также действий, обеспечивающих безопасность при проезде участка.

Водитель, ознакомленный с материалом по представленной схеме, при приближении к типичному опасному участку дороги должен правильно оценить степень опасности и определить меры для обеспечения безопасного проезда этого участка.

Обучение на основе ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта предполагает его изучение в обычных и сложных погодных условиях. Сама характеристика состоит из общего описания маршрута, в зависимости от степени опасности которого либо приводится краткая характеристика участков повышенной опасности, либо развернутое ситуационное описание для особо опасных участков. Последнее дается по схеме: причины опасности участка; факторы, повышающие опасность; причины происшествий на участке; рекомендации по безопасному проезду данного участка.

Все характеристики составляются по данным опроса работников службы БД, опытных водителей, хорошо знакомых с особенностями движения на маршруте, сведений ГИБДД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.