№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Основные
понятия
| Элементы
содержания
образования
(включает Лаб. оп, демонстрации, ИКТ)
| Планируемые результаты
| Вид
контроля
| Дата
|
Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные
| План
| Факт
|
Вводная часть
|
| Введение
Как работать с учебником?
Мозговой штурм
| Урок отработки умений и рефлексии
| Социальное взаимодействие
|
| Уметь:работать с материалом учебника и рабочей тетради, ориентироваться в заданиях
| Познавательные УУД:
анализировать (в т.ч. выделять главное
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- планировать учебную деятельность;
Коммуникативные УУД
- излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами.
| Личностные УУД:
- осознавать мотивацию учения
| Тестирование
| | |
1. Человек в социальном измерении (10 часов)
|
| Человек – личность
| Урок открытия новых знаний
| 1. Что такое личность.
2. Индивидуальность – плохо или хорошо?
3. Сильная личность – какая она?
| Презентация «Человек - личность»
| Уметь:
понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
| Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
| Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
| Фронтальная работа
| | |
| Человек - личность
| Урок отработки умений и рефлексии
| Индивидуальная работа
| | |
| Познай самого себя
| Урок открытия новых знаний
| 1. Познание мира и себя.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен
| Презентация «Понять самого себя»
Презентация «Познай самого себя»
| Знать: характеристику своих потребностей способностей; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Уметь: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;
высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают-
ся мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
| Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий
всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неус-пешности учебной деятельности
| Фронтальная работа
| | |
| Познай самого себя
Игра
| Урок отработки умений и рефлексии
| Групповая работа
| | |
| Человек и его деятельность
| Урок открытия новых знаний
| 1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
| Презентация «Деятельность человека»
| Знать: формировать представленияо деятельности человека.
Уметь: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
| Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
| Фронтальная работа
| | |
| Человек и его деятельность
Предметный проект
| Урок отработки умений и рефлексии
Интегрированный урок ОПД обществознание
| Проектная деятельность
| | |
| Потребности человека
| Урок открытия новых знаний
| 1. Какие бывают потребности.
2. Мир мыслей.
3. Мир чувств
| Презентация «Потребности человека»
| Знать: основные черты духовного мира человека.
Уметь: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
| Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения;
| Фронтальная работа
| | |
| На пути к жизненному успеху
| Урок открытия новых знаний
Урок отработки умений и рефлексии
| 1. Слагаемые жизненного успеха.
2. Привычка к труду помогает успеху.
3. Готовимся выбирать профессию.
4. Поддержка близких – залог успеха.
5. Выбор жизненного пути
| Презентация «Слагаемые жизненного успеха»
Презентации «Профессии, которые мы выбираем»
| Знать значение понятия «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
Уметь:
работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)
| Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
| Фронтальная работа
| | |
| На пути к жизненному успеху
Творческая мастерская
| Индивидуальная работа
| | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении»
| Урок развивающего контроля
|
|
| Знать:
что такое деятельность человека, его духовный мир.
Уметь: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют
обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
| Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
| Тестирование
| | |
2. Человек среди людей (9 часов)
|
| Межличностные
отношения
| Урок открытия новых знаний
| 1. Какие отношения называются межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений
| Презентация «Межличностные отношения»
| Знать: в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.
Уметь: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
| Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
| Сохраняют мотивацию к учеб-
ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности
| Фронтальная работа
| | |
| Межличностные
отношения
Погружение
| Урок отработки умений и рефлексии
| Презентация «Виды межличностных отношений»
| Фронтальная работа
| | |
| Человек в группе
| Урок открытия новых знаний
| 1. Какие бывают группы.
2. Группы, кото-
рые мы выбираем.
3. Кто может быть лидером
4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.
5. О поощрениях и наказаниях.
6. С какой группой тебе по пути
| Презентация «Человек в группе»
| Знать: что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Уметь осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
| Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
| Сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
| Групповая работа
| | |
| Человек в группе
Учебное исследование
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Работа с интернет ресурсами
| | |
| Общение
| Урок открытия новых знаний
| 1. Что такое общение.
2. Каковы цели общения.
3. Как люди общаются.
4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
5. «Слово – серебро, молча-ние – золото»
| Презентация «Общение»
| Знать: почему без общения человек не может развиваться полноценно.
Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
| Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении понимают причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности
| Фронтальная работа
| | |
| Общение
| Урок отработки умений и рефлексии
| Презентация «Как люди общаются?»
| Индивидуальная работа
| | |
| Конфликты в межличностных отношениях
| Урок открытия новых знаний
| 1. Как возникает межличностный конфликт.
2. «Семь раз отмерь…».
3. Как не проиграть в конфликте
| Презентация «конфликты в межличностных отношениях»
| Уметь: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему реше-нию; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
| Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
| Фронтальная работа
| | |
| Конфликты в межличностных отношениях
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Групповая работа
| | |
| Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек среди людей»
Игра
| Урок развивающего контроля
|
| Презентация «Человек среди людей»
| Знать: основные понятия к главе «Человек среди людей».
Уметь: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
| Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
| Тестирование
| | |
3.Нравственные основы жизни (7 часов)
|
| Человек славен добрыми дела
ми
| Урок открытия новых знаний
| 1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе – значит хорошее.
3. Главное правило доброго человека
| Презентация «Добро и зло»
| Знать: чем отличаются добрые поступки от злых; определять понятия
«нравственность» и «безнравственность».
Уметь: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффектив-
ные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
| Проявляют заинтересованность не только в
личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
| Индивидуальная работа
| | |
| Человек славен добрыми делами
Конференция
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Индивидуальная работа
| | |
| Будь смелым
| Урок открытия новых знаний
| 1. Что такое страх.
2. Смелость города берет.
3. Имей смелость сказать злу «нет»
| Презентация «Что такое страх?»
| Уметь:
Бороться со своим страхом
| Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
| Сохраняют мотивацию к учеб-
ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности
| Фронтальная работа
| | |
| Будь смелым
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Групповая работа
| | |
| Человек и человечность
| Урок открытия новых знаний
| 1. Что такое гуманизм.
2. Прояви внимание к старикам
| Презентация «человек и человечность»
| Знать: как строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Уметь: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
| Проявляют способность к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
| Фронтальная работа
| | |
| Человек и человечность
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Групповая работа
| | |
| Обобщение и систематизация знаний
по теме
«Нравственные основы жизни»
Предметный проект
| Урок развивающего контроля
|
| Презентации «Нравственные основы жизни»
| Знать как проводить анализ свои хпоступков и отношений к окружающим людям.
Уметь: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче-
ского и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно исполь-зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
| Определяют свою личностную позицию; адекватную
дифференцированную самооценку своей успешности/неуспешности
| Тестирование
Проектная деятельность
| | |
4.Обобщение и повторение (6 часов)
|
| Итоговое повторение по теме «Человек в социальном измерении»
| Урок отработки умений и рефлексии
|
|
| Уметь:
преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать
свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия
| Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им
| Фронтальная работа
| | |
| Итоговое повторение по теме «Человек среди людей»
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Презентация «Человек среди людей»
| Индивидуальная работа
| | |
| Итоговое повторение по теме «Нравственные основы жизни»
Учебный проект
| Урок творчества (проектной деятельности)
Интегрированный урок ОПД
|
| Презентации учащихся по теме
| Проектная деятельность
| | |
| Обобщение и систематизация знаний «Человек и общество»
| Урок творчества (проектной деятельности)
|
|
| Фронтальная работа
| | |
| Человек в системе общественных отношений
Квест-игра
| Урок творчества (проектной деятельности)
|
| Презентация «Человек в системе общественных отношений»
|
| | |
| Итоговый урок
| Урок развивающего контроля
|
|
|
| Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
| Выражают адекватное понимание причин успешности неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию
учения
| Тестирование
| | |
33-35
| Резервные уроки
| |
|
|
| | | | | |
| Всего
-тестирование - проектов
|
| | 66%
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | |